Меню

Феномен самооценки в психологии

Феномен самооценки

Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно подробно. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А.И. Липкиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и др.

Следует признать, однако, что в современной психологии до сих пор нет единого подхода к определению феномена «самооценка», несмотря на активное изучение его как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ трудов, посвященных изучению самооценки человека, позволяет говорить о большом разнообразии используемых психологических категорий для ее описания. Здесь можно выделить такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, Я-образ, самосознание, Я-коцепция, самопринятие, самоотражение, самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоотношение, самоуверенность, самоудовлетворение, чувство собственного достоинства, аутосимпатия, самоценность и др.

За этими различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо общепризнанных и определенных концептуальных разграничений; значения используемых терминов в большинстве случаев употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за вышеперечисленными понятиями, позволяет получить более подробные сведения о феноменологии отношения человека к себе.

В нашей работе мы проведем анализ понятий «самооценка», «самоотношение», «самосознание», «Я-образ», «Я-концепция», в связи с тем, что категории эти являются наиболее употребляемыми в рамках понимания сущности процесса самооценивания.

Самым устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [77].

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса ученых-психологов благодаря работам У. Джеймса, изданным в конце XIX века. Он отнёс её к «первичным эмоциям», поставив её, таким образом, в один ряд с гневом и болью. По У. Джеймсу самооценка – это неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение [25].

Предметом самооценки и самовосприятия индивида, может быть его тело, способности, социальные отношения и другие личностные проявления. Соответственно этому, становится возможным выделение системы частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в совокупности, объединены в некоторое переживание, которое связанно целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка во многих исследованиях является предметом психологического изучения. При этом, рассматривая механизмы формирования глобальной самооценки из частных, можно выделить три подхода [75].

1. Глобальная самооценка как совокупность частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

Понятие «Я-концепция» трактуется как совокупность установок «на себя» (например, у Р. Бернса [10]). В соответствии с этим, такие традиционные аспекты установки как когнитивный, поведенческий, эмоциональный в рамках Я-концепции представлены как:

– образ «Я» – представления человека о себе;

– самооценка – оценка данного представления с участием эмоциональной сферы человека, которая имеет разную степень интенсивности в связи с тем, что отдельные свойства образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, которые принимаются либо осуждаются;

– потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые вызываются и напрямую зависят от представлений индивида о себе и от его самооценки.

При этом когнитивная составляющая самооценки пробуждает у индивида оценочную реакцию, эмоции, степень интенсивности которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Информация по теме:

Готовность к школьному обучению
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов по .

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического от .

Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). Подростничество делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст ( .

Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

В психологической литературе, как в отечественной , так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л. И. Божович, И.С. Кона, М. И .Лисиной, А. И .Липкиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. При этом различными авторами самооценка интерпретируется по-разному: как личностное образование, которое принимает в регуляции поведения человека и его деятельности непосредственное участие, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, отражающий своеобразие внутреннего мира личности и формирующийся при ее активном участии.

А.М. Колышко [43] отмечает, что наиболее устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [43].

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса психологов благодаря работам У. Джеймса [20], который отнёс самооценку к «первичным эмоциям», поставив её в один ряд с болью и гневом. Самооценка, согласно мнению У. Джеймса – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение.

Р. Бернс [11] рассматривает самооценку, как это показано выше, в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой» [11, с.30].

З.Фрейд [54] представляет человека как существо, управляемое сексуальностью и агрессией; подавленные инстинкты при этом вытеснены в подсознание. Человек в реальности не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих поступков и чувств. Поэтому З.Фрейд [9] мало внимания уделяет непосредственно самооценке, в основном психолог связывает ее с функцией «супер эго».

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения (И.И. Чеснокова [56]) или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения. Следует отметить, что в отечественной психологии понятие целостной общей самооценки развития не получило: большее число исследований посвящено частным самооценкам, которые являются факторами саморегуляции личности, и не позволяют судить о самой сути отношения человека к себе.

В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. [5, 33, 47, 51, 37] самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.

А.Г. Спиркин [22] отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И.С. Кона [28] самооценки человека — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».

Л.В. Бороздина считает, что самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [16, с.99].

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву [9] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

По мнению А.И.Липкиной [34], самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В.С.Агаповым, который в своем исследовании придерживается следующей позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [1, с.68]. Ученый приводит точку зрения Л.В. Бороздиной, считающей, что самооценка — «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей… По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [16, с.99]. «Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к образу Я, ни к самоотношению; самооценка служит источником пополнения знаний личности о себе» [1, с.68].

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной (частной). Существенно, что частные оценки могут развиваться неравномерно.

Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет [34]. Человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Читайте так же:  Как себя вести с любимым женатым мужчиной

В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (неадекватной), которая разделяется на завышенную и заниженную [34]. При неадекватно заниженной самооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей [34]. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка — непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

— оценка других людей;

— круг значимых других или референтная группа;

— актуальное сравнение с другими;

— сравнение реального и идеального Я;

— измерение результатов своей деятельности.

Анализ социально-психологической литературы позволил выделить и наиболее существенные социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности. Эти факторы:

— социальные факторы, к которым относят: социальный статус, социальная уверенность, социальная значимость, социальную ответственность, социальные потребности, социальную отчужденность;

— личностные образования — качества личности, выступающие как фундаментальная основа развития личности.

Степень сформированности и выраженности качества обуславливает не только направленность развития личности, но и степень согласованности имеющихся субъективных и объективных оценок личности.

Сам факт рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств личности является существенно значимым для саморегуляции и контроля индивидом, управления его извне. Рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности является значимым феноменом, позволяющим прогнозировать дальнейшие изменения личности.

Таким образом, относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Неумение приспосабливаться к окружающей обстановке и неадекватное поведение вызваны неспособностью людей правильно оценивать себя, их неумение интегрировать все свои знания, мысли и чувства в представлении о себе. Человек с низкой самооценкой любой успех воспринимает как случайный или незаслуженный, любое достижение служит для него источником беспокойства.

Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в деятельности.

Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности.

Таким образом, самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности — проблемой самооценки — представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

1. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. . д-ра психол. наук : 19.00.05, 19.00.13 М.1999. – 495 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

9. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. 63с.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

16. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.

20. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

22. Дюбина Т.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.05. М., 2006. 210 с.

28. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007. С.45-96.

33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.

34. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.

37. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: «Академия» — 432с.

43. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.

47. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

51. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.

54. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990 — 448 с.

56. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

Феномен самооценки в психологии

Самооценка личности как психологический феномен

Изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии просвещенно немало исследований. Известны работы В.В. Столина, А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, Р. Бернса, Д. Мида, Э. Эриксона, Р. Роджерса и других отечественных и зарубежных психологов.

В психологической литературе самооценка выступает как компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [31].

Самооценка — это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания, она относится к фундаментальным образованиям личности [35].

По мнению Г.М. Андреевой, самооценка является составляющей Я — концепции: «…Я — концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составляющую Я — концепции часто называют «образом Я» или «картиной Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [2].

А.И. Липкина считает, что самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам» [23].

М.А. Резниченко пишет: «Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду» [33].

Ряд авторов называют самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер, оно проявляется как одобрение или неодобрение, как позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я» [36,37].

Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». В силу чего, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях человека, в которых он пытается сформулировать свою значимость. В психологии принято различать общую и частную самооценку. Частной будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей или глобальной проявляется одобрение или неодобрение, которое отражает человек по отношению к самому себе [51].

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать или занижать свои успехи, достижения), то есть самооценка может быть высокой и низкой. Она может различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Верная самооценка даёт личности нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство [51].

Формирование самооценки происходит в процессе жизнедеятельности личности. Одновременно, и самооценка выполняет важную функцию в развитии личности, выступая как регулятор различных видов деятельности и поведения. Благодаря включенности самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постепенно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Самооценка человека по отношению к себе и восприятию себя, во многом определяет его поведение, поступки и реакции на окружающий мир. Она включает в себя выделение человеком собственных умений и поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. В зависимости от своей формы (адекватная, пониженная, завышенная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [21].

В психологической литературе выделяют несколько источников формирования самооценки, которые изменяют вес значимости на разных этапах становления личности:

· оценка других людей;

· круг значимых людей или референтная группа;

· актуальное сравнение с другими;

· сравнение реального и идеального;

изменение результатов своей деятельности [11].

При формировании самооценки личности важную роль играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть, с представлениями о том, каким бы человек хотел быть. В ряде исследований был доказан факт того, что достижение личностью в реальности характеристик, определяющих, для него «идеальное Я» позволяет иметь высокую самооценку. Иначе говоря, уровень притязаний — это то к чему стремиться каждый. В своей практической деятельности человек обычно нацелен на достижение таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют её укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворённость или неудовлетворённость деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [1, 7].

Читайте так же:  Как расстаться мужчиной рак

Кроме того, важный для формирования самооценки фактор связан с интериоризацией социальных реакций данной личности. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки более распространен в зарубежной психологии (Д. Мид, Э. Эриксон, Р. Роджерс) [47, 50].

Наконец, ещё один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что каждая личность оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и делает его хорошо [1].

Самооценка на каждом конкретном этапе личности отражает уровень развития самопознания и эмоционально — ценностного отношения к себе, является важным внутренним условием их развития [1].

Самооценка как психологический феномен неоднократно выступала как специальный предмет исследования в работах отечественных и зарубежных психологов. Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают её ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте [7].

Самооценка представляет собой центральное образование личности подростка. Она в значительной степени определяет его социальную адаптацию, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и в ходе межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. Самооценка включает в себя два компонента: когнитивный и эмоциональный. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе [28].

Исследователями были выделены 3 уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на значение своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счёт внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2. Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счёт внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счёт субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблений их преимущественно в категоричных формах [12, 23].

Как уже указывалось выше, ряд исследователей отмечают постепенный рост адекватной самооценки именно в подростковом возрасте. Так, Е.И. Савонько объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как младшим школьникам свойственно завышать оценку собственных качеств [36].

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Так, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости и наоборот, неадекватный уровень способствует излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения [33].

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причём малосодержательное [33].

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причём одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [33].

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной требовательностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций [33].

Известно, что в подростковом возрасте ярко проявляется способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие — со стороны сверстников [41, 42].

Относительно эмоционального компонента самооценки в психологической науке существует особый подход. Принято выделять следующие уровни и механизмы формирования:

1. Самооценка является прямым воспроизводством оценки матери. Подростки отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчёркиваются родителями. Если внушается негативный образ, и он разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонепринятия. Для подростка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи, родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. Негативность этой самооценки (пусть даже и в позитивном варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.

2. Самооценка смешанного типа, в которой существуют противоречивые факторы: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения. В данной ситуации образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, подростку удаётся в некоторой степени разрешить конфликт, то есть, успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но даёт ей другую оценку. Так, упрямство он не называет бесхарактерностью. Но поскольку для него по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Одновременно, послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживание этого конфликта, как невозможность ответа требованиям родителей и сохранения своего «Я», приводит к тому, что подросток оценивает себя как «плохого», но сильного.

4. Подросток ведёт борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае он воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчёркивает, что таким он хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряжённым отношениям в семье.

6. Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение родителей, он трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим [42].

Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связано с родительским переживанием утраты близости с ребёнком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом. Можно установить некоторые механизмы воздействия родительского отношения на самооценку ребёнка [42].

При «симметричном» стиле взаимодействия арсенал средств общения, используемый родителями и педагогами, направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идёт развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным [42].

При «асимметричном» стиле посредством «манёвров» и «ловушек» подростку навязывается представление о себе как о слабом, неспособном самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что в такой ситуации он не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно берётся за «выживание», поддержку и сохранение самоуважения. Психологи выделяют несколько ответных тактик, предпринимаемых подростком против родительского насилия. Так, в ответ на родительское доминирование он отвечает открытой или скрытой борьбой за лидерство, вплоть до использования таких приёмов, которые использовали родители по отношению к нему. Другая тактика — отказ от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли потерпевшей стороны. И, наконец, третья тактика состоит в противопоставлениях «жёстко отклоняющему» родительскому поведению собственного «защитного», приглашающего к сотрудничеству. Борьба за самоутверждение подростка проходит не только в семье, но начинает проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей, в появлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов. От педагогов требуется гармоничное сочетание требовательности к подросткам и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения [42].

Читайте так же:  Способы понизить самооценку

Итак, самооценка является основным параметром в структуре регуляции поведения. Человек далеко не всегда осознаёт её присутствие, но именно на ней основано соизмерение, сопоставление себя и своих возможностей с теми требованиями и задачами, которые выдвигают перед личностью те или иные ситуации социального взаимодействия. Результат процесса саморегулирования прямо соотнесён с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки. Только высокий уровень этих свойств и их интеграция осуществляют и соответствующий уровень саморегулирования, его адекватность. Самооценка на каждом конкретном этапе жизнедеятельности личности отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, является важным внутренним условием их роста и развития. Особое значение формирование адекватной самооценки личности приобретает в подростковом возрасте, на рубеже перехода «из детства во взрослость», когда она выступает как условие дальнейшей положительной жизнедеятельности и взаимодействия с социумом.

Актуальность темы исследования обусловлена: необходимостью комплексного анализа коммуникативной компетентности сотрудников организации и влиянию самооценки на данную компетентность.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить самооценку сотрудников организации и ее влияние на коммуникативную компетентность.

Объект исследования — сотрудники организации.

Предмет исследования — влияние самооценки на коммуникативную компетентность сотрудников организации.

Исследование предварялось следующей гипотезой: сотрудники с высоким уровнем коммуникативной компетентности обладают повышенной самооценкой, то есть наблюдается взаимосвязь признаков — самооценки и коммуникативной компетенции.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия самооценка, проанализировать пути и средства развития коммуникативной компетентности.

2. Изучить особенности коммуникативной компетентности сотрудников организации.

3. Исследовать взаимосвязь самооценки и коммуникативной компетентности сотрудников организации.

Для реализации поставленных задач использовались методы теоретического анализа, методы сбора информации (тестирование, опрос), математический метод (Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

В исследовании применялись следующие методики:

1. Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн модификация А.М. Прихожан

2. Тест «Коммуникативная компетентность»

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе организации для развития психологических особенностей сотрудников.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Мотыгинская детская музыкальная школа, в исследовании принимали участие сотрудники среднего возраста.

Самооценка как психологический феномен

Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка;

2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;

3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка;

4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;

5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь Издание 4-е, расширенное Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Москва: Прайм-Еврознак, 2003 г. С 448

Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально — ценностного отношения к себе, а с другой стороны, является важнейшим внутренним условием их развития.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов и аспирантов психол. факультетов. Спб: Питер, 2001. с.359

Российские психологи нередко называют самооценкой любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь Издание 4-е, расширенное Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Москва: Прайм-Еврознак, 2003 г. С 448

Самооценка личности

Самооценке отводится центральная роль в рамках современных психологических наук. Данный феномен интерпретируется как личностное образование, сформировавшееся под влиянием социального окружения, системы аксиологических модусов, влияющее на саморегуляцию личности.

Подходы к пониманию самооценки в психологии

Феномен формирования самооценки неоднократно рассматривался в многочисленных концепциях отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день в психологии накоплено несколько подходов к пониманию сущности личностного образования:

  • А. Адлер полагал, что формирование самооценки представляет собой процесс переживания собственной неполноценности, беспомощности в детском возрасте, что становится началом пути за достижение превосходства над окружающей социально-природной средой, стремления к превосходству;
  • К. Роджерс рассматривает процесс формирования самооценки как результат социализации личности, понимания собственного восприятия другими;
  • А. З. Зак интерпретирует самооценку как инструмент анализа и оценивания субъектом собственных путей решения задач, обобщенной схемы деятельности личности;
  • Б. Г. Ананьев понимает под самооценкой сложный развернутый во времени процесс опосредованного познания себя;
  • Ю. В. Котенко подходит к определению самооценки как личностного образования, принимающего активное участие в регуляции деятельности и поведения, автономная личностная характеристика, ее центральный компонент, который формируется при активном участии самой личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подходы к изучению самооценки

На современном этапе развития психологических наук выделяют несколько подходов к изучению феномена самооценки:

  • личностный подход, который рассматривает феномен самооценки как важнейший компонент самосознания личности;
  • структурно-целостный подход, рассматривающий личностное образование в качестве неотъемлемого компонента в целостной структуре индивидуума, как сложное синтезное образование;
  • деятельностный подход, рассматривающий самооценку как фактор, оказывающий влияние на качество результатов деятельности личности;
  • динамический подход применяется при исследовании развития самооценки в процессе личностного становления, возрастных изменений индивидуума;
  • психопатологический подход рассматривает самооценку как индикатор состояния психического здоровья личности;
  • функциональный подход исходит из понимания самооценки как неотъемлемой функции жизнедеятельности индивидуума.

Значение самооценки для личностного развития

Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Из-за заниженной самооценки люди страдают от постоянного чувства тревоги, отверженности, беспомощности, перманентного ожидания неудач, болезненного переживания собственной неполноценности.

Напротив, для людей с завышенной самооценкой характерно отрицание любых факторов, вызывающих у них тревогу, отсутствие восприятия любых стимулов, импульсов, информации, которые могут привести к конфликту. Как завышенная, так и заниженная самооценка приводят к возникновению психологического дискомфорта, проблем во взаимодействии с окружающими.

Самооценка, таким образом, выступая личностным образованием, реализует регулятивные функции в процессах становления волевой, мотивационной, нравственной, эмоциональной сфер субъекта

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь