Меню

Духовно нравственное воспитание детей в школе

Оглавление:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя школа
с.Кукобой Ярославская область

  • Духовно-нравственное воспитание

«Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

«Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

(Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития)

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще наивно, чистосердечно, доверчиво. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем наших детей, такими они и будут. Таким будет общество, построенное ими по представлениям, которые мы у них создадим» (Б.М.Неменский). Это значит, что школа во многом определяет, что будут любить и что ненавидеть, чем восторгаться и чем гордиться, чему будут радоваться, а что презирать через 30 – 40 лет. А значит, на школе, на учителе огромная ответственность за духовное лицо сегодняшнего общества.

Внеурочная деятельность по ОРКСЭ автор : Савельева З.В. ( 15.12.2014)О

Открый урок по теме «Молитва» : Савельева З.В.(19.12.2014)

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС

Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».

Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.

В концепции освещаются такие вопросы:

  • модель школьника — выпускника;
  • задачи, условия и результаты школьного воспитания;
  • структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
  • перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.

В концепции детально раскрыто:

  • содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
  • направления воспитательной деятельности;
  • система организации воспитания;
  • формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.

Работа школы по духовно-нравственному воспитанию

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС.

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий

Эта структурная часть воспитательной программы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества.

Такая работа может проводиться:

  • в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;
  • путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;
  • путем организации работы религиоведческих кружков.

Также рекомендуется устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ.

Программа духовно-нравственного воспитания

Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС обеспечивает планомерность и структурированность всему процессу. Традиционно, в этом документе нужно конкретизировать такие основные моменты, как:

  • цели и ценностные установки;
  • задачи;
  • содержание;
  • условия реализации;
  • формы воспитания и социализации детей;
  • способы взаимодействия с семьями учеников, учреждениями дополнительного образования, религиозными и общественными организациями;
  • развитие ученического самоуправления;
  • участие детей в работе творческих и спортивных клубов, детско-юношеских объединений и движений;
  • планируемые результаты.

Один из разделов программы должен включать теоретические положения и методические рекомендации по созданию уклада школьной жизни, который подразумевает формирование целостного образовательного пространства и целостной среды духовно-нравственного развития школьников.

Для осуществления комплексного подхода к воспитательному процессу рекомендуется содержательную часть программы представить в виде подпрограмм, направленных на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, труд и творчество и т.д.). При этом можно сделать акцент на каком-либо одном или нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания, не забывая о формировании на базовом уровне всех остальных ценностей.

Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.

Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.

Важность воспитательной работы направленной на духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.

Такой подход грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников придают вопросу формирования гражданина и патриота первостепенную важность.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Читайте так же:  Патриотическое воспитание рисунки детей

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач :

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
  • создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
  • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Направления работы классного руководителя:

Познавательная деятельность : проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов “Учись учиться”, викторина “Что? Где? Когда?”, серии классных часов “Замечательные люди науки”, “За страницами учебника” и т.д.

Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра “Символы России”, виртуальное путешествие “Если с другом вышел в путь”, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), “Горжусь тобой моя Россия” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.

Трудовая деятельность: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.

Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении “Милосердие” при кафедре “Философия и Религиоведение” ВлГУ. Учащиеся являются членами Объединения “Милосердие”, которое оказывает помощь детям-сиротам. Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, “Весенние забавы”, выставка “Малая Третьяковская галерея”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни, поездки по городам Золотого кольца и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотекой семейного чтения.

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, “Вечер комических Эстафет”, “Малые олимпийские игры”, устный журнал “Спортивный калейдоскоп”. “День бегуна”, тематические классные часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “ В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье- залог здоровья моего поколения” и т.д.

Деятельность свободного времени : изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

  • Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  • Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  • Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
  • Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

«Духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе»

Материал можно использовать для выступления на родительском собрании, на заседании педагогического совета.

Предварительный просмотр:

Доклад
«Духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе»

«В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья».

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.

Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, — включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.

Читайте так же:  Литература про развитие детей

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция . Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.

Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и рисования.

Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Примерные темы бесед, классных часов:

“Человек – великолепно, это звучит гордо!”

“Человек среди людей”

“Человек и его мораль”

“Человек – сам себе враг?”

“Сам себя воспитать должен”

“Нет уз святее товарищества”

“Человек создан для счастья…”

“По каким правилам мы живём?”

“Мои духовные ценности”

“Что такое культурный человек?”

“Что такое интеллигентность?”

“Внешний облик – внутренний мир”.

“Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям”.

“Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”.

“Проблема добра и зла”

“Десять Заповедей – основа нравственности человечества”.

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях школы

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.

Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).

Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.

Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.

Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.

Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.

Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

методист отдела информационно-аналитической

и методической работы

ГБУ ЯНАО «РЦПВ», г. Ноябрьск

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

Читайте так же:  Симптомы по полу ребенка

Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устаёт нападать.

Сегодня очень много говорят о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, но влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации.

Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.

Главная задача воспитания в семье это духовно-нравственное воспитание. Ядром духовно-нравственного формирования личности маленького человека становится та среда, в которой он живет, обучается и проводит свободное время. В ней происходит становление личности. Та духовная пища, которой живут родители и педагоги, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребёнка. Моральная сторона воспитания состоит в цепочке нравственных идеалов и ценностей. Вследствие чего определяется личностное мировоззрение, отражающее поведение в обществе Божьего мира.

В современное время даже связь семьи с образовательными учреждениями, не всегда дает положительный результат в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Опираясь на свой педагогической опыт, могу сформулировать несколько собственных убеждений по воспитанию.

· Уважение к личности ребёнка.

Ребенок является индивидуальной личностью. А значит, он имеет право на свой собственный внутренний мир. Думаю не все взрослые люди, позволяют себе копаться в чужих вещах, подслушивать личные разговоры, читать чужие переписки. Но зато мы совершенно просто можем это всё применить в отношении собственных чад. Если дети узнают это или застают родителей в таких обстоятельствах, то моментально переставали с ними разговаривать. Конечно, маленький ребёнок, во всех отношениях зависит от родителей. Но это не значит, что родители должны показывать своё превосходство над детьми. Детская душа – собственность Бога, дарованная родителям на воспитание. Цель воспитания – научить ребенка отличать добро от зла. Обязанность отца и матери помочь понять деткам, что красиво, что безобразно, что высоко, а что низко. В православных семьях родители знают, что молитва о детях многое может переменить их судьбе. Поэтому самым сильным инструментом является родительская молитва о детках, слезы раскаяния своих и детских грехах.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы «дать ребёнку жить». Любите своих детей безгранично. Эта любовь предаст им сил. Ребёнок имеет право на внимание к его проблемам и отказ от родительского диктата. Не нужно нарушать его свободу. Радует, когда родители не пытаются ставить себя над ребёнком, а просто находятся рядом.

· Значение действия и возможность раскаяния.

Родители и детки – все детища одного Отца. Первая заповедь о любви к ближнему: Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними. (Мф. 7,12) – разве это не пример для воспитания? Но многие родители поступаю безрассудно и жестоко. Не смотря на то, что на Таинстве исповеди мы стремимся получить прощение, когда совесть мучает нас. Зачастую многие пренебрегают покаянием сына или дочери, в тот момент, когда приходит осознание и примирение у детей. Необходимо простить, тем самым дать урок милости и любви. Схема проста: согрешил – искренне покайся и постарайся больше этого не совершать. Не дергайте ребёнка каждый раз, запрещая всё на свете. Учите его думать, отличать добро от зла. Учите оценивать поступки глазами Святого Писания. Не хорошо, когда психика детей травмируется отчаянием. Прощайте детей своих. Это знак любви. А значит, он сделает многое…

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства. Становиться носителями духовной культуры, осваивать свою родительскую роль как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним. Учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае — за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

В связи с этим предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов.

В последние годы в педагогической практике начато использование элементов системной работы по педагогическому сопровождению семьи в рамках региональных, муниципальных образований, на уровне отдельных образовательных учреждений. К тому же отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать семью, помочь семье в решении воспитательных задач. Хотя и самой школе, системе образования нужна помощь, в первую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества и государства. Содержание духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания необходимо должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразировав слова одного из писем святителя Игнатия Брянчанинова: «Знайте, что паче всех ваших наставлений словами жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

Духовные ценности российского общества и семья Россия — страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В 90-е годы прошлого столетия

в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят «новые», менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о

духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью. Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза. Сегодня оно становится таким же традиционным ритуалом, как посещение свадебным кортежем «вечного огня» и других памятных мест.

Распад семьи, разводы, стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Хотелось бы напомнить еще об одной больной проблеме нашего общества — беспризорных и безнадзорных детях, сиротах при живых родителях. Даже в годы войны сирот было меньше, чем сейчас. Государством стали приниматься серьезные усилия для преодоления этого социального недуга. Настоящим бедствием в стране стали аборты. Следствием социальной напряженности в семье является разрушение психосоциальных механизмов, связанных с потерей ценностных, жизненных ориентаций. В семье большое место стал занимать принцип недостаточности, который включает в себя: деньги, вещи, успех, признание со стороны и т.д. В связи с этим в нашем обществе получили обширное распространение различные фобии. Эксперты считают, что такие показатели прямое свидетельство резкого снижения статуса мужчины в семье.

В иерархии семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с трудом, трудовой деятельностью людей. Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Праздность и леность осуждались и высмеивались в русском обществе. Утрата в наши дни воспитания на основе трудовой этики — серьезная проблема. Ситуация сейчас такова, что часто главным воспитателем детей становится либо телевидение, либо Интернет. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них — не самое популярное занятие.

Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа. Когда-то писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его слова действительно оказались пророческими. Если посмотреть на динамику развития института российской семьи, то мы заметим, как она зеркально отображает состояние государства.

Супружество есть сочетание радости и страдания. Церковь и предупреждает брачующихся, ставя им в образец святых мучеников и приглашая их подражать их примеру — терпеливому и радостному несению в семейной жизни Креста Христова. Имея в виду, что требует христианский брак и предвидя трудности, имея благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинстве брака, у мужа и жены вырабатывается подлинная христианская психология, и кажущееся бремя супружества становится легким и отрадным.

Благополучие семьи, общества и судьба каждого человека зависит от того, насколько прочен союз людей, занимающих в жизни четыре главные должности: врача, учителя, библиотекаря и священника.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит, очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье. Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья. ».

1. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4.

2. Ильин И.А. О русской идеи/И.А.Ильин//Русская идея.-М., 1992

3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007.

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи

России/ В.Т.Лисовский.-СПб., 2000.

5. Хилл.Р. Современные тенденции в теории семьи //Социальные исследования.

Проблемы брака, семьи и демографии. Вып.4. – М., 1970.

6. Юревич А., Д.Ушаков «Нравственность в современной России» //газета «Вести», 2010.