Меню

Диагноз у ребенка ммд гиперактивность

ММД у детей

Столько энергии, сколько есть у наших детей, нет, наверное, ни у одного живого существа в мире. Их постоянные «почемучки», прыжки, перебежки заставляют хвататься за голову ни одну маму – и это совершенно нормально для детишек младшего возраста. Ведь любой непоседа способен уделить как минимум полчаса и на спокойную игру – собирание конструктора, рисование, разглядывание картинок в интересной книжке. Конечно, из каждого правила есть и свои исключения: если ваш малыш чрезвычайно активен и минуты спокойствия вам только снятся, то следует задуматься о таком диагнозе, как минимальная мозговая дисфункция.

Признаки и причины ММД

Обусловлен этот диагноз именно расстройствами в поведении ребенка: гиперактивность, дефицит внимания, нарушение сна и аппетита, повышенная утомляемость, упрямство и многое другое – все это должно насторожить родителей и послужить поводом обращения к врачу. Основной причиной минимальной мозговой дисфункцией у детей считается неблагополучное формирование нервной системы ребенка на самых ранних стадиях, начиная еще с беременности мамы. Социальные факторы (нежелательная беременность, конфликты в семье, низкий уровень образования и культуры у родителей), наследственность, несомненно, влияют на психическое развитие малыша.

Если, понаблюдав за крохой, вы заметили пусть даже самые незначительные симптомы ММД, то обязательно покажите ребенка врачу, в первую очередь неврологу и педиатру. Ведь своевременное обращение принесет более значительные результаты в гораздо меньшие сроки. ММД у детей поддается лечению, при этом очень важен настрой ребенка и его окружения, а совокупность методов: активного движения, психолого-педагогической поддержки и медикаментозного поможет направить развитие ребенка в правильное русло.

  1. Метод активного движения позволяет научить малыша ловкости и координации, здесь подойдут любые спортивные нагрузки, но желательно не соревновательного плана.
  2. Психолого-педагогическая поддержка подразумевает под собой ограничение ребенка от долгого просмотра телевизора, компьютерных игр, от мест большого скопления народа и шумных компаний. Следует установить малышу режим дня, проводить занятия для улучшения памяти, развития внимания. Помните, крайне важно постоянно его хвалить, говорить мягким и спокойным тоном, избегая запретов и упреков.
  3. К медикаментозному методу прибегают в том случае, если предыдущие два не дали должного результата. Лекарственные средства (психостимуляторы, антидипрессанты) назначает только врач, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Симптомы ММД

Чаще всего ММД у детей проявляет свои симптомы до достижения ими 7 лет. Родителям следует начинать бить тревогу, если признаки данного заболевания беспокоят их малыша постоянно в течение как минимум полугода, и наблюдаются не только дома, но и в коллективе. Основными симптомами, как уже было сказано выше, считаются гиперактивность малыша, отсутствие внимания и импульсивность. Вот, что кроется за этими тремя врачебными терминами:

  • бесцельная двигательная активность: ребенок бегает, прыгает, крутится, совершает различные движения, не несущие какой-то смысловой нагрузки;
  • отсутствие у малыша желания играть в тихие спокойные игры;
  • невозможность выполнить задание от начала до конца: отсутствие внимания, частые ошибки, постоянное отвлечение на различные посторонние предметы;
  • частая потеря вещей для выполнения тех или иных заданий в школе, забывчивость,
  • ребенок не слушает людей, обращающихся к нему, встревает в разговоры взрослых, детей;
  • отвечает на вопросы, не задумываясь, часто даже не дослушав до конца;
  • в коллективных играх со сверстниками не ждет своей очереди, бывает беспричинно агрессивен.

Диагноз ММД у ребенка – это, конечно же, ни в коем случае не приговор. При правильном подходе и своевременном обращении к специалистам: неврологу, педиатру, логопеду, психологу – ваш малыш сможет в дальнейшем гармонично развиваться и вырасти успешным человеком. Родительские любовь, внимание и забота не дадут болезни и шанса загубить потенциал и скрытые возможности вашего крохи.

ММД – Минимальные мозговые дисфункции у детей – миф или реальность?

Минимальные мозговые дисфункции у детей, что это, очередной медицинский миф, или всё-таки реальность?

В международных классификаторах этот диагноз исчез в 1968 году и стал именоваться «гиперкинетические реакции детства», а после 1994 года трансформировался в СДВГ(ADHD) – «синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без таковой» (по DSM-IV).

Поэтому диагноз минимальные мозговые дисфункции носит собирательный характер и подразумевает то, что у ребёнка нет грубой неврологической патологии, однако это и не норма. То есть – это своеобразное пограничное состояние.

Мы с вами посмотрим на ММД с позиции синдрома дефицита внимания.

Какова же структура проблемы ММД?

На медицинском уровне мы видим у детей с СДВГ:

  • родовые повреждения шейного отдела позвоночника, в том числе после кесарева сечения;
  • перенесённую перинатальную энцефалопатию в период новорожденности;
  • гипоксию в послеродовый период.

На уровне работы мозга у детей с СДВГ мы видим:

  • мозаичную функциональную незрелость участков мозга;
  • неравномерность кровоснабжения отделов головного мозга;
  • скачки внутричерепного давления в виде вегето-сосудистой дистонии.

На психологическом уровне у детей с СДВГ наблюдается:

  • общий инфантилизм, то есть, выраженное отставание в психологическом поведении и реакциях на окружающее;
  • быстрое истощение работы мозга и отсюда – трудности удержания внимания;
  • сниженная мотивация к обучению;
  • быстрое истощение аудиального канала, ребёнок «не слышит» обращённые к нему просьбы;
  • спонтанные действия: «сначала делает, потом думает»

На педагогическом уровне :

  • гиперактивность
  • неуправляемость
  • сниженная обучаемость

Отсюда становится понятно, почему проблему вашего ребёнка не могут решить только психологи и логопеды, только неврологи и педиатры, а проблема вообще находится за пределами компетентности психиатров.

Мы же, понимая таким образом проблему ММД/СДВГ — имеем чёткие алгоритмы диагностики и коррекции поведения вашего ребёнка. Мы коррекцию психологических и психофизиологических нарушений у ребёнка берём на себя. И работаем в тесном сотрудничестве с остеопатом, кинезиологом, гомеопатом, неврологом, нейропсихологом, педагогическим психологом и другими специалистами по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации.

Диагноз у ребенка ммд гиперактивность

ММД, гиперактивность, эмоциональность.

  • Перейти на страницу:

Сообщение Наталья Борисовна » Вт окт 12, 2010 13:58

Базянка, спасибо, что обратили внимание на тот факт, что не все капризы надо игнорировать. Согласна, что в каждом случае идеальный вариант, когда мы обследуем ребенка и можем обоснованно сказать, что у одного плач — это манипуляция родителями, а у другого — сигнал о неблагополучии. Вы правы в том, что этот вопрос нужно прояснять для себя каждый раз.

Но в общем случае, ММД — не фатальная и не неуправляемая ситуация.

Сообщение Базянка » Пт окт 22, 2010 22:44

Сообщение azzzis » Сб окт 23, 2010 17:15

Сообщение Базянка » Сб окт 23, 2010 19:37

Сообщение azzzis » Сб окт 23, 2010 20:00

Сообщение Наталья Борисовна » Вс окт 24, 2010 20:20

Базянка, нет, на исследованиях не ставят диагнозы, а описывают регистрируемые изменения, кои могут быть при разных заболеваниях сходными (и разными заболевания делает разнообразие комбинируемых симптомов). Так что в картину ММД состояние укладывается.
При подобных изменениях на РЭГ бывает, что возникают летучие ощущения головной боли, головокружения при резких изменениях ее положения или значительном физическом усилии. Требует режимного наблюдения и при высокой частоте — курса сосудистых препаратов.

azzzis, гиперактивностью такое состояние точно не называется, поскольку активности в общепринятом смысле у младенцев все же нет. Нет неусидчивости (еще не сидит), рассеянного внимания (и не начиналось даже) и т.п. Но вам от этого совсем не легче — да и не важно название в данном случае, хотя обычно таких деток определяют как повышенно возбудимых. Вы не пишете про меры седативного характера, что-то пробовали? Оцените условия — попадали ли вы в августе в дым, есть ли возможности выдерживать режим прогулок и физических нагрузок для ребенка? Насколько вы сами вымотаны, может ли ваше беспокойство и переживания сказываться на малышковом состоянии?

Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 — 18 %, в США – 4 — 20 %, Великобритании – 1 — 3 %, Италии – 3 — 10 %, В Китае – 1 — 13 %, в Австралии – 7 — 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными .

На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга. (Шевченко Ю.С., 2002 г.)

  • Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.
  • Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.
  • И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх), от правого полушария мозга к левому (справа — налево), от задних отделов мозга к передним (сзади — наперед). (Семенович А.В..2002 г.)

И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне (от социума и внешнего мира) к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.

Читайте так же:  Сколько должен спать ребёнок в 1 5 месяца

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.(Сиротюк А.Л.,2003)

Если незрел первый этаж – стволовые структуры – можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

По статистике (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% — дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому , что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

— Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

— Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такие архаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.

— Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.

Причины возникновения органических нарушений

Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
  • Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
  • Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)

Эти минимальные деструкции и порождают то, что эволютивный генетически запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для каждого этажа созревания мозга свой возраст. То есть мы не достроили первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли на третий. Все силы уже там. А ниже не достроено все.

Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи.(Подхватилин Н.В.,2004)

Методы лечения СДВГ

В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ (Шевченко Ю.С., 2002г.):

Первый подход, распространенный за рубежом — это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход – нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:

  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.

При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.

По проблеме гиперактивности:

Про гиперактивность и ММД. Много букв.

Была у нас вчера невропатолог… Ничего нового не сказала, по поводу речи — говорит, ничего страшного, что плохо разговаривает, думаю, проблем не возникнет, к 3м заговорит. Прописала лечение (это мы еще после реанимации лечимся, т. к. судороги были. )

Короче, я это все к чему. Порекомендовала она мне прочитать в интернете просиндром минимальной мозговой дисфункции у детей.

Вот я сидела сегодня, читала, читала… Столько всего спорного… Короче, не совсем я согласна, что у нас этот диагноз, но спорить не буду, ей виднее. Там я так поняла основной упор на гиперактивность — у нас ее вроде бы нет… Концентрации внимания бывает да, маловато, но это если Артему неинтересно… А вот если дело касается машинок — то тут ТАКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ.

Есть правда за Темом такой грешок — не любит большого скопления народа, начинает капризничать, вредничать… И чужих вообще не признает, ведет себя отвратительно. А со своими — в 90% случаев золотой ребенок. Может, просто нет навыков общения с детьми? Почему то так сложилось, что когда мы переехали, то детей соседских нашего возраста не оказалось, подруги мои работают, а с мужниными друзьями встречаемся редко и там девочки — Тема с ними никак… В развлекайках всяких ведет себя нейтрально, играет сам по себе.

Короче, запуталась я немного… У кого какие мнения? Насть, у тебя Егорка гиперактивный, как ты считаешь?

Привожу несколько кусочков, которые перечитала и которые близки к реальности.

Кому интересно, читайте дальше, кому нет — можете на этом остановиться и дать советы, рекомендации, поделиться своими наблюдениями и прочее.

сегодня мы поговорим про гиперактивных детей.

Слово это не сходит с уст родителей и воспитателей-учителей. И употребляется оно без разбору ко всем подряд: и тем, кто действительно им является, и просто к активным живчикам.
На мой взгляд, ничего сильно страшного или непоправимого не произойдет, если мама вздохнет по поводу своего активного ребенка: «Ох, уж эти гиперактивные дети!».
А вот противоположная ситуация — уже опасна. Если мама не знает про диагноз или не понимает, что он означает – очень тяжело придется и ребенку, и родителям. Много дров можно наломать.

А вообще гипердинамический синдром – это медицинский диагноз. И установить его сама мама не может… и соседка по лестничной клетке тоже… и психолог не может. Это прерогатива врача – невропатолога, невролога.
Жаль только, что редко какой врач понятно и доступно объясняет родителям, что означает этот диагноз. Нередко, просто оставляет в медицинской карте ребенка свои таинственные зашифрованные письмена и назначает процедуры.

Читайте так же:  Калькулятор расчет дней отпуска по уходу за ребенком

А нам, обязательно надо разобраться в медицинской стороне вопроса. Это здорово поможет и в понимании проблемы ребенка, и в том, чтобы найти способы помочь ему… да и себе облегчить жизнь.

Итак, заглядываем в медицинскую карточку ребенка. Возможно, там вы найдете такие слова:

Энцефалопатия.
Диагноз ставится неврологом. В медицинской карте ребенка может также обозначаться как ПЭП, пренатальная энцефалопатия. Буквально означает – «повреждение мозга». Если ставится ребенку до года, значит, врач полагает, что у ребенка есть нарушения в работе центральной нервной системы. А они, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или уже после рождения. Хотя врачу крайне редко удается с уверенностью сказать, что эта травма была получена тогда-то, там-то и из-за того-то. Чаще всего она остается неустановленной. Тяжесть этого повреждения мозга бывает разной. Максимально тяжелый случай – детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп:

— часть самостоятельно компенсируется (проходит) без какого-либо медицинского вмешательства;

— часть требует медицинского и физиотерапевтического лечения и к концу первого года жизни также компенсируется;

— у части детей легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно к 5-6 годам невролог ставит еще один диагноз:

Минимальная мозговая дисфункция (обычно в медицинской карточке ребенка обозначается как ММД) Невролог поставит этот диагноз, если у ребенка есть проблемы в обучении или поведении, расстройства внимания, но нормальный интеллект. А наиболее часто встречающимся проявлением ММД и является –

Гипердинамический синдром (в медицинской карточке врач может написать гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) Обратите внимание, что диагноз ММД совсем не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром! Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.

Точные причины и происхождение синдрома пока не известны. Одни исследователи говорят, что синдром – последствие родовой травмы. Другие – что к этому еще плюсуется нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе. Еще одни – что причиной является нарушение кровообращения мозга.

Каковы же признаки, симптомы гиперактивности?

Проявляется у детей в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.

Что происходит с ребенком, у которого диагностирован гипердинамический синдром?

1. Мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Так как все мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – здоровые клетки сразу же берут на себя функции пострадавших. То есть сразу начинается процесс восстановления мозга.

3. И как результат – нервная система малыша работает с двойной нагрузкой: энергия тратится на процесс нормального возрастного развития + энергия на восстановительные процессы.

4. При возникновении стрессовых ситуаций или после болезни может наступать ухудшение неврологического состояния: усиливаются нарушения поведения и проблемы с обучением. Нервная система не справляется с возросшей нагрузкой – ей же нужно выделить дополнительную энергию.

5. В нервной системе существуют два основных процесса – торможения и возбуждения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Вот отсюда и возникают проблемы с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий раньше или позже здоровые клетки «разберут» функции пораженных и все связи восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам и подросток уже ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников.

Как часто встречается гипердинамический синдром?

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД (а мы помним, что гипердинамический синдром – это одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции). Но не стоит по ддаваться паническим высказываниям по поводу того, что неврологическое здоровье детей катастрофически ухудшается. Скорее, больше стали ставить такой диагноз потому, что методы диагностики улучшились. А процент гиперактивных детей остается примерно одним и тем же.

Кроме того школьные, да и детсадовские программы стремительно усложняются. Если в советской школе всех этих отвлекающихся и чересчур активных бы «тянули» до последнего и весь остальной класс бы подстраивался под отстающих и они были бы не так заметны. А к нынешнему стремительному темпу обучения гиперактивный ребенок просто не может приспособиться и его особенности ярко проявляются… и родителям часто предлагают подыскать другое учебное заведение… попроще…

По данным 10-летней давности, каждому 5-6 ребенку ставят этот диагноз. Девочкам гораздо реже: на 5-6 гипердинамических мальчишек всего одна девочка с подобным диагнозом. Наш слабый пол вообще гораздо устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям среды, в том числе к травмам центральной нервной системы;)

Все, пока оставим медицину. Понаблюдаем за поведением. Каковы признаки гипердинамического ребенка?

Младенчество :
Чрезмерная и «бестолковая» подвижность:
— выпутывается из любых пеленок и одежды. Только упаковали, накрыли одеялом, вроде заснул. Через час нашли ребенка голого и довольного ногами на подушке, все «упаковка» – скомкана и валяется в стороне

— нельзя оставить не на минуту без присмотра. Только зазеваешься – ребенок извернулся и с глухим стуком упал с пеленального столика или дивана. Обычно все последствия ограничиваются громким и коротким воплем. …и т.д.и т.п.
Нарушения сна.
Достаточно часто (не всегда) у гиперактивных детей бывают различные нарушения сна. Может прокричать всю ночь без какого-либо видимой причины… или просто не спать ночью и проспать весь день… или спать не больше двух часов подряд, а в коротких промежутках бодрствования изводить родителей бешеной активностью… Часто трудно засыпают: трясет-трясет мама кроватку… только перестала – глаза открылись и все заново.
Интенсивное, но не направленное взаимодействие с игрушками и предметами
Внимание гиперактивного малыша очень легко привлечь, но очень сложно удержать. Обычно ребенок тратит некоторое время на изучение предмета, который оказался у него в руках. Гиперактивный же малыш хватает игрушку и сразу отбрасывает, хватает новую… а то и две… и также через несколько секунд выбрасывает.
Часто моторные навыки развиваются с опережением. Обычно гипердинамически дети раньше начинают держать головку, переворачиваться на животик, ползать, ходить. Именно они просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и блестяще избавляются от одежды, на них надетой. После того, как ребенку открывается пространство пола – он начинает совмещать планомерный погром всего домашнего имущества с попытками нанесения себе телесных повреждений разной степени тяжести.

Ранний возраст и дошкольное детство.
Продолжение разрушительной деятельности
Лет до 2,5-3 гиперактивный ребенок продолжает славное дело, начатое в предыдущий возрастной период: переворачивает на себя кастрюли и тазы с кипятком… роняет елки, телевизоры… отрывает и обрушивает кухонный навесной шкаф, полный посуды… залезает на верхние полки шкафов за спрятанными от него ножами… или в бак с водой, стоящий на зажженной плите… постоянно совершает попытки зажечь газ на кухне, несмотря на строгий запрет это делать и так далее (это «подвиги» моей младшей сестры). Смыслом жизни родителей становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, ну и, по возможности, семейное имущество. Действует, похоже, без перерыва, круглые сутки.
Попытки наказать или вразумить не действуют. Он прекрасно понимает речь. И с памятью все в порядке. Но мы же помним про поражение структур, ответственных за торможение в центральной нервной системе. Просто он не может удержаться, и со словами «Нельзя Ване в шкаф лазить! Нельзя вазочку брать! Разобьется!» лезет в этот самый шкаф за этой самой вазочкой. После свершившейся катастрофы ребенок абсолютно искренне расстроен и не понимает, как это получилось. «Я шел-шел мимо, а оно само упало…» «Даже не знаю, как это случилось…»
Продолжаются проблемы со сном. Опять же, не у всех. Например, вечером процедура укладывания может растянуться на долгие часы: попили, пописали, книжку почитали, погладили по головке –животику,…,…,…. А ребенок все равно не засыпает. И не укладывать тоже не получается. Ребенок будет хотеть спать – но сам не ляжет. Будет бродить, капризничать, маяться, хныкать… Или, бывает – просыпается ребенок посреди ночи – и не спит до утра. Засыпает опять часов в шесть. И так день за днем.
Нарушения развития речи. Довольно часто встречаются и могут быть различными. Кто-то начинает говорить позже. Некоторые вовремя, или даже раньше, но понять их речь просто невозможно. Они не произносят две трети звуков русского языка и запросто «собаку» заменяют на «ва», а «самолет» на – «силт». Говорят на этом «птичьем» языке активно и много, можно сказать непрерывно. Для формирования нормальной речи требуется помощь логопеда.

Просто ходить не могут, только бегают. Во время разговора или размахивают руками, или переминаются с ноги на ногу, или подпрыгивают на месте.
Не учатся на ошибках.
Не только на чужих, но и на своих. Если вчера он залез на крышу сарая, провалился и намертво застрял между реек…а потом, после благополучного спасения, весь в слезах от пережитого страха, искренне и истово сказал: «Никогда-никогда больше не полезу. »… Что сделает он сегодня? Конечно, сразу как вышел на улицу – первым делом полезет на крышу.
Те дети, которые теряются.
В вокзальной толпе, в очереди, в театре или музее, в магазине… Обезумевшие после долгих поисков родители найдут его где-нибудь возле мусорного бачка или другого увлекательного места… он удивленно скажет «Я только отошел. А вы что, меня искали?» И родители могут начать злиться и раздражаться, сомневаться в умственных или эмоциональных возможностях ребенка. А он – как Аленушка из сказки. Только ее грибок за грибок в глубокий лес завели. А в нашем случае в качестве грибов будут выступать разные окружающие интересности, которым нет сил противиться… тянут и тянут за собой.
Не могут остановиться в эмоциональном возбуждении.
Если говорить об эмоциях, то можно сказать, что гиперактивные дети – не злы. Вообще, обычно родители говорят об их доброте и незлопамятности. Гиперактивный ребенок не помнит обид: вчерашний обидчик – сегодня лучший друг. То же самое относится и к ситуации, когда он вчера обидел кого-либо. На следующий день он уже все забыл, и искренне не поймет сохранившейся обиды у приятеля. Не способны вынашивать планов мести, не склонны рассчитывать и планировать агрессию в отношении кого-то. Но в процессе эмоционального возбуждения, драки и без того слабые процессы торможения отказывают совсем. И последствия могут быть очень тяжелыми. Могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Долго могут сносить поддевки или обиды, а потом – взрыв агрессии, в которой они себя совсем не контролируют. Впоследствии искренне раскаиваются и могут не помнить, как все получилось. «Я сам не знаю, как все так получилось, честно»
Чувства поверхностны, лишены глубины и объема.
Он не замечает болезни папы, маминой усталости или расстройства друга и продолжает резвиться, никак не меняя своего поведения. И это вовсе не от того, что он бесчувственный эгоист. Просто оценка чувств и состояния другого человека – это сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на этом самом человеке. А мы то с вами помним, что концентрация внимания – это то, что страдает прежде всего. Поэтому не стоит ждать чудес понимания, а надо просто сказать, что вы (или кто-то другой сейчас испытывает). Наш гиперактивный ребенок примет это сообщение, как факт. И, возможно, постарается каким-либо образом это учесть.

Школьный возраст
Вот когда начинаются настоящие проблемы и у ребенка и у семьи. Или чуть раньше – если есть подготовка к школе. Родителей это может сводить с ума, раздражать, злить и приводить в отчаяние… Они прекрасно знают, что если их ребенок захочет и сосредоточится на школьном задании – он прекрасно справится с любым из них. Умственные способности и сообразительность, обычно, у них, обычно, хорошие. А вот сосредоточится он абсолютно не может. Сели за уроки – через несколько минут он уже витает в облаках, по 10 минут поднимает упавшие ручки, смотрит в окно, просит пить, есть, в туалет, в дороге долго блуждает по квартире… В примерах решает все абсолютно правильно… за исключением одного… там были знаки сложения, а он везде сделал вычитание. Делание уроков может длиться долгими часами…

Да и для учителя наш гиперактивный ребенок – не подарок. Вертится, разговаривает, отвлекается сам и всех вокруг. И одного не посадишь – будет общаться с впереди или сзади сидящими, пускать записочки… ну, или займется какой-нибудь «противоправной» деятельностью в одиночестве. Спросишь его – а он витал в своих мыслях и ответить не может. Или, напротив, он будет прыгать с поднятой к небу рукой, выбегать в проход и кричать «Я! Я! Меня спросите!», или просто кричать ответ с места. А ответ чаще всего – неполный или неточный.

Из проблем с обучением, самое распространенная – проблемы с письмом. Строчки ползут то вверх, то вниз…в словах пропущены буквы, в предложениях – слова… знаки препинания стоят как заблагорассудится автору… ошибок так много и они такие «дичайшие», что слово даже узнать невозможно… В общем, вся та «красота», которая называется красивым словом «дисграфия» – нарушения письма.

Читайте так же:  Памятка по питанию детей дошкольного возраста

Проблемы с чтением более редки и обычно бывают у детей, которым ранее ставили «задержку речевого развития». Могут быть разными: один читает быстро, но изменяет окончания у слов и «проглатывает» слова или целые предложения. Другой – читает правильно, но очень медленно, запинаясь на каждом слове. Третий – читает быстро и правильно все произносит, но абсолютно не понимает прочитанного и не может запомнить и рассказать.

Все остальные проблемы по всем другим предметам связаны прежде всего с тотальной невнимательностью. Его абсолютно не смутят полтора землекопа в ответе… или он решит правильно, но запишет неверный ответ и т.д.

Его тетради грязные, рваные, с ошибками, поправками, исправлениями и дырками на месте неудачных попыток это сделать.

Постоянно все теряет. А его портфель напоминает запасник музея редких и нужных вещей… взрослые называют его часто «помойкой».

На перемене пытается выплеснуть всю энергию и напоминает тайфун. Бестолковая, сумасшедшая беготня заканчивается, как правило, врезанием «под дых» директору или иному не менее ценному члену педагогического коллектива.

Участвует во всех стихийных шалостях и всегда попадается. И потому, что репутация такая… и потому, что хитрить, изворачиваться и предвидеть последствия не умеет.

Это описание – максимально выраженные проявления гиперактивности у ребенка. Все может более сглажено.

Основная опасность в том, что все вокруг уверены, что гиперактивный ребенок может решить все свои проблемы, если «возьмет себя в руки и соберется». А на самом деле получается все наоборот. Наше гиперактивное чадо пытается соответствовать ожиданиям и требованиям. Изо всех старается… у него не получается… из-за внешнего давления и переживания неудач усиливается нагрузка на нервную систему… под влиянием стресса неврологическое состояние ухудшается… поведение становится еще хуже…

Уфффф… Если вы еще со мной – значит эта тема вам действительна интересна. И тогда нам надо еще набраться сил и опять вернуться к медицинской стороне вопроса. Потому как, кроме проблем поведения, у наших гиперактивных детей обязательно «всплывают» 2-3 различных клинических симптома. Наиболее частые:

-задержка развития речи

-аллергодерматоз (без связи с аллергеном)

-различные гиперкинезы (навязчивые движения, моторные стереотипы)

-различные нарушения осанки

И для того, чтобы подвести итоги и обобщить такую длинную статью — своего рода тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка. Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:

1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).

2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.

3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят

3. Есть стойкие нарушения сна.

4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)

5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.

6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).

8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.

9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (упорно до «мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д.)

10. Ночной или дневной энурез.

11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.

12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)

13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.

14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.

15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв

Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется.

Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов?

Используются препараты, которые способствуют улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускоряют созревание его высших функций (мышление логическое и абстрактное, произвольное внимание и т.д.).

За рубежом в основном применяют препараты из группы амфетаминов. Наши невропатологи – ноотропил, пантогам, феназепам, и деазепам.

Также используются успокаивающие средства, такие как настойки пустырника, валерианы, корня пиона и различные бромиды.

При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид.

Уточню, что все эти данные – 10-летней давности. Возможно, сейчас появилось что-то новенькое.

Эффективность: удовлетворительно компенсируются проявления синдрома в 50-60% случаев

-лекарства эффективны лишь в чуть более половины случаев

— действуют только во время приема. Перестали пить – все проявления синдрома сразу вернулись.

— существуют побочные эффекты. Слишком долгий срок приема лекарств небезопасен для метаболических процессов, даже если побочные действия сведены к минимуму. Например, если диагноз установили в 5 лет, а компенсация произойдет в 15 – ребенок должен принимать лекарства в течение 10 лет!

Должна быть разработанной для конкретного ребенка, комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Мануальный терапевт нужен для того, чтобы поставить на место сместившийся и пережимающий что-нибудь позвонок, который является причиной нарушения мозгового кровообращения. А многие проявления синдрома связаны с этим нарушением кровообращения.

Эффективность: точной статистики нет. Приблизительно у половины пациентов можно ожидать улучшения.

— требует тонкого индивидуального подхода (абсолютно невозможного в условиях поликлиники)

— огромных финансовых затрат. Сколько стоят услуги массажиста и мануального терапевта? А хорошего массажиста и мануального терапевта?

— требуется постоянная коррекция лечения.

— и где найти этих грамотных специалистов? А если маленький пациент живет не в большом городе (где возможностей побольше)?

— ограниченная эффективность. Даже вмешательство отличных вышеозначенных специалистов, естественно, не гарантирует улучшение состояния. Проблема все же может быть и не в сместившемся позвонке.

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ («нейрофидбека»)

Фидбек – на английском значит «обратная связь», то есть в скобках – английский вариант названия этого метода.

Метод очень современный. Эксперименты показали, что если ребенку или подростку с помощью специальной аппаратуры дать возможность следить на экране за показаниями своей электроэнцефалограммы, то он может ее каким-то образом изменять. А изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет и электрическую активность своего мозга. Сторонники метода утверждают, что таким образом можно достичь стойкого улучшения или полного исправления нейрофизиологического дефекта. И это при полном отсутствии какого-либо вмешательства извне. Ребенок сам себе помогает и сам же оценивает и контролирует полученный результат.

Эффективность: около 60% маленьких пациентов таким образом улучшают способности планировать, организовывать свою деятельность, понимать последствия неприемлемого поведения.

— что вы слышали об этом методе лечения гиперактивного ребенка? Скорее всего, даже если вы знали о нем раньше – это только то, что такой метод существует. В основном применяется на Западе. У нас в Питере работают группы врачей-исследователей, занимающиеся этой методикой. К сожалению, пока это недоступно для подавляющего большинства.

— ну и, конечно, если позвонки все же смещены – метод биологической обратной связи не поможет в решении проблемы.

Бихевиор – на английском значит «поведение». Бихевиоральные терапевты сильно отличаются от всех своих коллег-психотерапевтов (психоаналитиков, гештальт-терапевтов и т.д.). Если последние так или иначе «лезут внутрь» проблемы, ищут ее корни и истоки, то бихевиористы не пытаются разобраться в причинах явления или прогнозировать его следствия.

Они работают напрямую с поведением. Поведение ребенка неприемлемо? Значит, ребенка будут учить вести себя правильно простым методом: положительно подкреплять правильное поведение. И вводить отрицательное подкрепление в случае поведения неправильного. То есть формировать рефлекс… да-да, можно сравнить с собакой Павлова. Принцип абсолютно тот же.

Хотела вам для иллюстрации этого метода привести в пример достаточно уже старый известный американский комедийный фильм. Мучилась несколько дней, пытаясь вспомнить название… или хотя бы про что он. До сих пор мучаюсь… Помню только момент, ярко иллюстрирующий прием бихевиоральной терапии. В нем один из главных героев испытывал какие-то психологические проблемы. И поэтому специально на руке как браслет носил резинку, заботливо предоставленную ему его лечащим бихевиоральным терапевтом. В случае, когда он терял контроль над своим эмоциональным состоянием – он должен быть оттянуть резинку и щелкнуть себя по руке. И предварительно выработанный с помощью терапевта рефлекс возвращал его в нормальное состояние. В конце фильма он надевает эту резинку на руку пойманному и разоблаченному главному злодею и говорит что-то вроде: «Захочешь сделать плохое дело – щелкай!».(Пишу все это в надежде, что кто-нибудь из читателей знает этот фильм, напишет его в комментариях и избавит меня от мучительных попыток вспомнить)

Бихевиористы активно критиковались во все времена своими коллегами по психотерапевтическому цеху… несомненно, эта терапия имеет ряд существенных ограничений… но все же в решении определенных проблем они добивались очень неплохих результатов. Так, в лечении гипердинамического синдрома:

Эффективность: улучшение наступает в 40-60% случаев в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний.

— те же, что и у предыдущего метода. Распространен на Западе, у нас толком и не применялся.

Вот и получается, что выбора-то особого в лечении гиперактивного ребенка у родителей и нет. И процентов 90 маленьких пациентов у нас остаются без какого-либо лечения.

Есть ли какой-либо другой способ помочь гиперактивному ребенку?

и несколько советов нашла, как нужно себя с такими детьми вести. Но Америку, конечно, тут не открыли, хотя полезное тоже есть.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С СДВГ

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйтезрительную стимуляцию.

уделяйте ребенку достаточно внимания;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во времявыполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если естьнеобходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будутсредства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить

поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)

давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.

поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.