Меню

Диагностика самооценки психических состояний по айзенку

Оглавление:

Самохарактерристика / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ( по Г. АЙЗЕНКУ)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ( по Г. АЙЗЕНКУ).

Предлагаем Вам описание различных психических состояний . Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла, если подходит, но не очень, то1 балл, если совсем не подходит- то0 баллов.

1 Не чувствую в себе уверенности.

2 Часто из-зи пустяков краснею.

3 Мой сон беспокойный.

4 Легко впадаю в уныние.

5 Беспокоюсь о только воображаемых ещё неприятностях.

6 Меня пугают трудности.

7 Люблю копаться в своих недостатках

8 Меня легко убедить.

10 С трудом переношу время ожидания.

11Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12 Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13 При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15 Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной..

16 Я нередко чувствую себя беззащитным.

17 Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18 Чувствую растерянность перед трудностями.

19 В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20 Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21 Оставляю за собой последнее слово.

22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23 Меня легко рассердить.

24 Люблю делать замечание другим.

25 Хочу быть авторитетом для окружающих .

26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27 Когда разгневуюсь, плохо себя сдерживаю.

28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29 У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

31 Мне трудно менять привычки.

32 Нелегко переклячаю внимание.

33 Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34 Меня трудно переубедить.

35 Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36 Нелегко сближаюсь с людьми.

37 Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38 Нередко я проявляю упрямство.

39 Неохотно иду на риск.

40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

1. 1-10 вопросов тревожность

2. 11-20 вопросов фрустрация

3. 21-30 вопросов агрессивность

4. 31-40 вопросов ригидность

0-7 баллов не тревожные;

8-14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов очень тревожные.

0-7 баллов у Вас высокая самооценка, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей;

8-14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

0-7 баллов вы спокойны, выдержены;

8-14 баллов средний уровень;

15-20 баллов вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

0-7 баллов ригидности нет, лёгкая переключаемость;

8-14 баллов средний уровень;

15-20 баллов сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

Методика диагностики самооценки психических состояний по г. Айзенку)

Вам предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — 0 баллов.

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

10. С трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21. Оставляю за собой последнее слово.

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечания другим.

25. Хочу быть авторитетом для окружающих.

26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять.

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

31. Мне трудно менять привычки.

32. Нелегко переключаю внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38. Нередко я проявляю упрямство.

39.Неохотно иду на риск.

40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

Диагностика самооценки психических состояний по айзенку

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный Н.В.Перешеиной и М.Н.Заостровцевой к подростковому возрасту включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.

ИНСТРУКЦИЯ. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения.

Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0.

Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине.

Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции.

Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Гаврилович Александр Александрович

В статье представлено исследование особенностей темперамента и психических состояний у спортсменов различных специализаций. Результаты позволяют утверждать, что спортсмены специализаций «Спортивные единоборства», «Плавание» и «Спортивная аэробика», у которых доминирующими являются черты холерического, сангвинического и флегматического темперамента , характеризуются взаимосвязью между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям , а также взаимосвязью между психическими состояниями .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гаврилович Александр Александрович,

Temperament features and specifics ofthe mental condition of the athletes with various specializations

The article studies temperament features and specifics of the mental condition of the athletes with various specializations. The undertaken research shows, that the athletes with specialization in sport combat, swimming and sport aerobics, who have dominating features of choleric, sanguine, and phlegmatic temperaments are described by specific display of the mental states, such as: correlation between the evidence of the temperament features and inclination towards particular mental conditions, as well as the correlation between the mental states.

Текст научной работы на тему «Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций»

Гаврилович Александр Александрович

старший преподаватель кафедры психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

В статье представлено исследование особенностей темперамента и психических состояний у спортсменов различных специализаций. Результаты позволяют утверждать, что спортсмены специализаций «Спортивные единоборства», «Плавание» и «Спортивная аэробика», у которых доминирующими являются черты холерического, сангвинического и флегматического темперамента, характеризуются взаимосвязью между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям, а также взаимосвязью между психическими состояниями.

темперамент, психические состояния,

спортивная деятельность, спортсмен,

Gavrilovich Alexander Alexandrovich

Senior Lecturer of the Developmental Psychology Department, Brest State University [email protected]

TEMPERAMENT FEATURES AND SPECIFICS OF THE MENTAL CONDITION OF THE ATHLETES WITH VARIOUS SPECIALIZATIONS

The article studies temperament features and specifics of the mental condition of the athletes with various specializations. The undertaken research shows, that the athletes with specialization in sport combat, swimming and sport aerobics, who have dominating features of choleric, sanguine, and phlegmatic temperaments are described by specific display of the mental states, such as: correlation between the evidence of the temperament features and inclination towards particular mental conditions, as well as the correlation between the mental states.

temperament, mental conditions, sport activities, athlete, sport specializations.

Спорт высших достижений сегодня находится на таком уровне развития, на котором физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов примерно одинакова. Современный спорт в отличие от спорта вчерашнего все более и более из борьбы мускулов превращается в борьбу умов и нервов. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. В связи с этим использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности спортсмена, и прежде всего особенностей темперамента как биологического фундамента личности, представляется актуальным для дальнейшего прогрессивного развития спортивной практики.

Анализ работ З.И. Бирюковой, Б.А. Вяткина, Е.П. Ильина, Л.Ф. Егупова, А.П. Кашина, В.П. Мерлинкина, А.В. Родионова, О.А. Сиротина, Б.В. Суслова и других исследователей дает определенное представление о разработке различных аспектов проблемы проявления особенностей нервной системы и темперамента в легкой атлетике, спортивных играх, некоторых других видах спорта [1, а 115]. Вместе с тем, на наш взгляд, динамическая характеристика психической деятельности спортсменов в сфере единоборств, плавания и спортивной аэробики изучена недостаточно. Кроме того, в дополнительных исследованиях нуждаются и проявления психических состояний у спортсменов данных видов спорта.

Таким образом, наша работа направлена на изучение особенностей темперамента и специфики проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций.

В организованном нами исследовании, которое осуществлялось на базе факультета физического воспитания УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», применялись методика диагностики психологических особенностей темперамента А. Белова, методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест) Е.П. Ильина, методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Выборку составили 90 студентов факультета физического воспитания 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения, разделенные на три группы в количестве 30 человек по признаку спортивной специализации: группа А -«Спортивные единоборства»; группа Б — «Плавание»; группа В — «Спортивная аэробика».

1. Результаты исследования психологических особенностей темперамента и диагностики психических состояний у спортсменов свидетельствуют:

а) в трех группах участвующих в исследовании спортсменов явно преобладает сильный тип высшей нервной деятельности (по результатам методики диагностики психологических особенностей темперамента (по А. Белову)). Так, у спортсменов группы А («Спортивные единоборства») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 12,6; сангвинического типа -12,9; флегматического — 10,4 и меланхолического типа — 6,2. Это свидетельствует о том, что спортсменам данной группы наиболее присущи черты холерического и сангвинического типов темперамента, определяемые сильным типом нервной деятельности.

У спортсменов группы Б («Плавание») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 10,7, сангвинического — 12,0, флегматического — 10,7, а меланхолического — 6,3. Суммируя показатели холерического типа темперамента с сангвиническим и флегматическим типами, характерными для сильного типа нервной деятельности, и сравнивая их с показателями меланхолического типа темперамента, можно сделать вывод о том, что в этой группе испытуемых преобладает сильный тип нервной деятельности.

У спортсменов группы В («Спортивная аэробика») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 12,4, сангвинического — 12,7, флегматического — 9,1 и меланхолического — 6,9. Таким образом, в третьей группе испытуемых так же, как и в первой, преобладают черты холерического и сангвинического типов темперамента, характерные для сильного типа нервной деятельности.

Выявленные закономерности подтверждаются и результатами проведения теппинг-теста Е.П. Ильина, на основе которых нами были составлены графики динамики максимального темпа ведущей руки, характерные для групп спортсменов различных специализаций, участвующих в исследовании. Все три графика имеют кривую выпуклого типа, что также свидетельствует о доминировании сильного типа высшей нервной деятельности у спортсменов трех специализаций: «Спортивные единоборства», «Плавание», «Спортивная аэробика»;

б) сравнивая показатели степени выраженности проявления психических состояний между группами спортивных специализаций, полученные в результате статистической обработки данных по методике Г. Айзенка, следует отметить, что более тревожными являются спортсмены группы А (34,6 %), менее — спортсмены группы Б (33,8 %) и наименее тревожными оказались спортсмены группы В (31,9 %).

Показатели фрустрации говорят о том, что данное психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, отчаяние и др., отчетливее выражено у спортсменов

группы Б (37,8 %), менее — у спортсменов группы В (31,9 %), а наименее — у спортсменов группы А (30,3 %).

Обращая внимание на показатели агрессивности как отрицательной эмоции, направленной на соперника и сопровождающейся обостренной враждебностью, а также выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта, нельзя не отметить, что данное психическое состояние ярко выражено у спортсменов группы А (42,7 %), вторыми по выраженности агрессивности являются спортсмены группы Б (30,9 %), у спортсменов группы В агрессивность выражена менее всего (26,4 %).

Показатели ригидности, то есть затрудненности, вплоть до полной неспособности, в изменении мыслимой программы деятельности спортсмена в условиях, объективно требующих перестройки, позволяют нам сделать вывод о том, что данное психическое состояние более выражено у спортсменов группы Б (40,0 %), менее — у спортсменов группы А (35,2 %), заметно менее — у спортсменов группы В (24,8 %).

2. В результате корреляционного анализа, проведенного с помощью статистической программы SPSS (V. 13), были выделены специфические для разных групп (специализаций) спортсменов взаимосвязи между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям, а также взаимосвязи между психическими состояниями.

Для группы спортсменов специализации «Спортивные единоборства»:

— значимая положительная корреляция между выраженностью холерического темперамента и склонностью к агрессивности (г = 0,523, при p

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Методы исследования психологических свойств и состояний личности

Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.

    «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) . Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

«Агрессивность» . тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным не спровоцированным действиям.

Акцентуации характера (опросник Шмишека) . Существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) . Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) . Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)

Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) . С помощью предлагаемой методики кроме уровня враждебности можно определить уровень по шкале цинизма и агрессивности.

Диагностика личностного эгоцентризма . С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ) . Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

Читайте так же:  Бородина развод с первым мужем

Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко) . Опросник позволяет провести диагностику уровня эмпатических способностей.

«Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин) Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.

«Индекс жизненного стиля» (см. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте)

Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО) . В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.

«Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Исследование стереотипов восприятия успешного ученика С помощью методики можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий, общетрудовой, владеющий учебными умениями, обладающий хорошими познавательными способностями, мотивационно-волевой, приспособительный и комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.

Исследование уровня эмпатийных тенденций Предлагаемая методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

«Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) Методика используется в психолого-педагогической практике для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей подростков.

«Круг» . Цель методики — изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

«Q-сортировка» Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

«Лесенка» (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Личностный дифференциал» (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой) . Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания — 15-20 минут.

Личностный опросник Г.Айзенка . Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.

Личностный опросник «ОТКЛЭ» (Н.И. Рейнвальд) . Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера . Позволяет определить тип акцентуаций характера личности — меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко) . Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона) . При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.

Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Методика изучения эмоциональной напряженности . Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.

Методика исследования самоотношения (Пантелеев С.Р., МИС) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси . Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное».

Методика «ТиД» позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) позволяет диагностировать вероятность невроза у испытуемого.

«Нервный человек» (В. Коулман) ответив на вопросы («да» или «нет») можно узнать являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же наоборот.

«Одиночество» (опросник С.Г. Корчагиной) . Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

Определение направленности личности (Б. Басса) С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.

Определение типа темперамента (по методике Н.Н. Обозова) . Методика использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.

«Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) Методика предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Знание данного показателя является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом.

Опросник Басса-Дарки . Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

Опросник С.Бэм направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного.

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей (Сигналетический опросник) . Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) Эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова . Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности «Пи», тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина) . Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

Опросник для самооценки терпеливости. Методика разработана и описана Е.П.Ильиным и Е.К. Фешенко и предназначена для самооценки терпеливости.

Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС) направлен на определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий.

Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой) . Опросник позволяет диагностировать различные стороны профессионального выгорания: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию, Редукцию личных достижений.

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI) C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) . Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова . Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Метод экспрессдиагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

Опросник Юнга . Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии и амбаверсии.

«Оценка настроения» . Тест-опросник позволяет довольно быстро получить мнение о том, какое настроение преобладает в момент диагностики — обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).

Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости . Тест позволяет оценить тип стрессоустойчивости.

«Паровозик» . Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

«Правое — левое» . Тест определяет ведущее полушарие головного мозга. Так что Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакции преобладают у Вас (1 задание позволяет судить об общем характере Вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным, 2 задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, 3 — указывать на склонность к простодушию или кокетству, 4 — на решительность или нерешительность характера).

«Предпочитаемые переживания» (методика Додонова, Шкала оценки значимости эмоций) Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)

«Размышляем о жизненном опыте» (тест Н.Е. Щурковой) для выявления нравственной воспитанности учащихся.

Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

«Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом.

Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Склонность к воспроизводству неотреагированных переживаний . Позволяет диагностировать немотивированную тревожность, которая проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.

«Способность педагога к эмпатии» (И.М. Юсупов) Методика предназначена для исcледования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) . Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) . Методика диагностирует агрессивное поведение. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется автором на 5 шкал: вербальная агрессия, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия.

Тест Д.Голланда по определению типа личности . Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

Тест Кеттелла 16 PF (Форма А) предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.

Тест школьной тревожности Филипса . Эта методика поможет вам определить уровень и характер тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

«Три Я» Методика предназначена для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.

«Уровень субъективного контроля» (УСК) С помощью этой методики можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).

«Формула темперамента» (А. Белов) позволяет определить выраженность одного из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.

Характерологический опросник Леонгарда . Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость и т.д.).

«Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича . Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности — цели и ценности — средства.

«Черты характера и темперамента» (ЧХТ) . Опросник разработан на основе многопрофильного опросника ММРI, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности.

Шкала депрессии (адаптирована Т.И. Балашовой) Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков (адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько) позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса. Для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений.

Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко) позволяет очень быстро диагностировать склонность к тревожности.

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Транскрипт

1 ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Можно утверждать, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти. Наличие неблагоприятного социального окружения обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов: 1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений; 2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив; 3. Взаимоотношения со сверстниками общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом). Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь. Преимущество представленных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению. Методики рассчитаны на возраст лет. Выбор пакета методик обусловлен тем, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации. Пакет диагностических методик включает в себя: 1

2 1. Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту; 2. Методика исследования склонности к виктимному поведению в редакции Андронниковой О.О.; 3. Опросник суицидального риска; 4. Метод «Незаконченные предложения». ОПИСАНИЕ МЕТОДИК 1. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный Н.В.Перешеиной и М.Н.Заостровцевой к подростковому возрасту включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений. ИНСТРУКЦИЯ. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения. Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит цифру 1, если не подходит 0. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции. Текст опросника: Вопросы анкеты Не Не Подходит совсем подходит 1. Часто я не уверен в своих силах 2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход 3. Я часто оставляю за собой последнее слово 4. Мне трудно менять свои привычки 5. Я часто из-за пустяков краснею 6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом 7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое 9. Я часто просыпаюсь ночью 10. При крупных неприятностях я виню только себя. 11. Меня легко рассердить 12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни 13. Я легко впадаю в уныние 14. несчастия и неудачи меня ничему не учат 15. Мне приходится часто делать замечания другим 16. В споре меня трудно переубедить 2

Читайте так же:  Про отношения со смыслом между парнем и девушкой

3 17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности 18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной 19. Я хочу быть авторитетом для окружающих 20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться 21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни 22. Нередко я чувствую себя беззащитным 23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха 24. Я легко сближаюсь с людьми 25. Я часто копаюсь в своих недостатках 26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния 27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь 28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется 29. меня легко убедить 30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности 31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться 32. Нередко я проявляю упрямство 33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски 34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. 35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 36. Я неохотно иду на риск 37. Я с трудом переношу время ожидания 38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки 39. Я мстителен 40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ключ: 1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале «8-14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения: — личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги; 3

4 — фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели; — агрессия повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям; — ригидность затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида. 2. Методика исследования склонности к виктимному поведению в редакции Андронниковой О.О. является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности личности к виктимному поведению. Виктимное поведение — это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста. Опросник может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. ИНСТРУКЦИЯ. Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции. Текст опросника: 4

5 1. Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других. 2. Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего не сопротивляться и держать язык за зубами. 3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях. 4. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 5. Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее выполнение. 6. Если меня обидели, то я обязательно должен отплатить за это. 7. Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего. 8. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью. 9. Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду. 10. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу. 11. Я не всегда говорю правду. 12. В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение. 13. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. 14. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение. 15. Другие мне кажутся счастливее меня. 16. Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи. 17. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с защитой слабых и обездоленных. 18. Меня трудно переубедить. 19. Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает. 20. Я навряд ли добьюсь в своей жизни чего-то действительно стоящего. 21. Мне регулярно делают больно окружающие меня люди. 22. Я не сержусь, когда надо мной посмеиваются. 23. Я считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах. 24. Я редко совершаю поступки, о которых потом сожалею (больше и чаще, чем другие). 25. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи. 26. Я не могу отбросить некоторые условности даже ради получения удовольствия. 27. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое. 28. Большую часть времени я чувствую себя счастливым. 29. Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы. 30. Если кто-то нарушает правила, я возмущаюсь. 31. Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений. 32. Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если не держу пари. 33. В школе меня никогда не вызывали к директору за озорство. 34. Мои манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома. 35. Я считаю, что большинство людей ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай. 36. Мое поведение в значительной мере определяется правилами и привычками окружающих меня людей. 37. Я предпочитаю решение конфликтов без применения силы. 38. Я бываю возмущен и раздражен, когда приходится признать, что меня умело провели. 39. Мне безразлично, что обо мне говорят другие. 40. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы непременно в них поучаствовал. 41. Я умею отказывать людям, которые просят меня об одолжении. 42. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился. 43. Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко и напряженно. 44. Терпеть боль всем назло бывает даже приятно. 45. Человек должен иметь право выпить столько, сколько захочет. 46. Если я в детстве нехорошо вел себя, то меня наказывали. 47. Я мог бы выполнять работу, связанную с уходом за больными или умирающими. 5

6 48. Я всегда сразу замечаю, если ситуация становится опасной. 49. Я наметил себе жизненную программу, основанную на чувстве долга и ответственности, и стараюсь ее выполнять. 50. Иногда я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа. 51. Верно утверждение, что если детей не бить, то толку из них не получится. 52. Мои родители никогда не наказывали меня физически. 53. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. 54. Меня чаще, чем других, обзывали в школе. 55. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 56. Когда я попадаю в неприятную ситуацию, то надеюсь только на свои силы. 57. Я уверен, что того, кто совершает злые поступки, в будущем ожидает кара. 58. Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю. 59. Я готов простить грубость моему партнеру, если у меня есть надежда, что это не повторится. 60. Безопаснее никому не доверять. 61. Бывает, что я провожу вечер в компании малознакомых мне людей. 62. Я регулярно попадаю в неприятные ситуации. 63. Иногда у меня такое настроение, что я готов первым начать драку. 64. Я иногда нарушаю закон или установленные правила. 65. Я не рискнул бы прыгать с парашютом. 66. Большинству людей не нравится поступаться своими интересами ради других. 67. Я легко теряю терпение. 68. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. 69. Меня очень трудно разозлить. 70. Люди часто разочаровывают меня. 71. У меня бывает такое чувство, что трудностей слишком много и нет смысла пытаться их преодолеть. 72. Меня трудно рассердить. 73. Вполне можно обойти закон, если вы этим его по существу не преступаете. 74. Я пью алкогольные напитки умеренно (или совсем не пью). 75. Я часто встречал людей, завидовавших моим идеям только потому, что они пришли в голову не им первым. 76. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам. 77. Мне больше нравится работать с руководителем, дающим строгие четкие указания, чем с руководителем, предоставляющим большую свободу. 78. Если кто-то затевает интересное, пусть и опасное дело, я его поддержу. 79. Я редко даю сдачу, когда меня бьют. 80. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания. 81. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим. 82. Каждый ребенок знает, что добро должно быть с кулаками. 83. Я предпочитаю не общаться со сверстниками, так как они обижают меня. 84. Я никогда не вступаю в уличный конфликт, чтобы заступиться за того, кого обижают. 85. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают. 86. Собака, которая не слушается, заслуживает, чтобы ее ударили. Ключи для подсчета первичных баллов: 1. Шкала социальной желательности ответов. 5 (да), 11 (нет), 13 (нет), 25 (да), 34 (нет), 39 (нет), 58 (да), 64 (нет), 76 (нет). 6

7 2. Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению (агрессивный тип потерпевшего). 6 (да), 9 (да), 14 (да), 25 (нет), 26 (нет), 29 (да), 33 (нет), 34 (нет), 37 (нет), 45 (да), 50 (да), 51 (да), 55 (нет), 57 (нет), 58 (нет), 60 (да), 63 (да), 67 (да), 69 (нет), 72 (нет), 73 (да), 74 (нет), 79 (нет), 80 (да), 81 (нет), 82 (да), 86 (да). 3. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению (активный тип потерпевшего). 3 (да), 4 (нет), 5 (нет), 13 (да), 23 (да), 24 (нет), 26 (нет), 27 (да), 28 (нет), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 35 (да), 40 (да), 53 (нет), 62 (да), 65 (нет), 68 (да), 74 (нет), 76 (да), 78 (да). 4. Шкала склонности к гиперсоциальному поведению (инициативный тип потерпевшего). 11 (нет), 13 (нет), 17 (да), 19 (да), 30 (да), 34 (нет), 39 (нет), 47 (да), 49 (да), 55 (да), 58 (да), 64 (да), 66 (нет), 84 (нет). 5. Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению (пассивный тип потерпевшего). 1 (да), 2 (да), 5 (да), 16 (да), 18 (нет), 20 (да), 21 (да), 22 (нет), 36 (да), 41 (нет), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 54 (да), 59 (да), 71 (да), 75 (да), 77 (да), 83 (да). 6. Шкала склонности к некритичному поведению (некритичный тип потерпевшего). 8 (нет), 9 (да), 10 (да), 15 (да), 16 (да), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 38 (да), 40 (да), 42 (нет), 45 (да), 48 (нет), 56 (да), 61 (да), 65 (нет), 70 (да), 74 (нет), 85 (да). 7. Шкала реализованной виктимности. 8 (нет), 19 (да), 25 (нет), 27 (да), 28 (нет), 33 (нет), 38 (да), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 51 (да), 52 (нет), 54 (да), 59 (да), 62 (да), 74 (нет), 76 (да), 83 (да). Обработка результатов Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки (для исследуемых лет) с помощью таблицы. Рассмотрим процедуру перевода сырых баллов в стены на примере Шкалы социальной желательности ответов. Если по этой шкале испытуемый набрал 1 балл, то это соответствует стену 1. Если набрал 2 балла, то стену 2. Если набрал от 7 до 9 сырых баллов, то значение стена будет равно 10. Такая же процедура проводится и для всех других шкал. Показатели в сырых баллах 1. Социальная желательность ответов Агрессивное поведение Склонность к самоповреждающему и саморазрушительному поведению

8 4. Склонность к гиперсоциальному поведению 5. Склонность к зависимому и беспомощному поведению Склонность к некритичному поведению Реализованная виктимность Номер стена Ниже нормы Норма Выше нормы Следует обратить особое внимание на оценку по шкале 1, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Столь же важен результат по шкале 7, отражающей реализованность виктимного поведения. От результатов по этой шкале будет зависеть уровень присутствия данного вида поведенческих реакций. После подсчета стандартных баллов по таблице необходимо нарисовать профиль виктимного поведения личности. Для этого нужно указать полученный результат на схеме и закрасить отмеченные секторы на круговой диаграмме: Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, изучения глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. 8

9 Интерпретация результатов Шкала реализованной виктимности (седьмая шкала) Если показатели по данной шкале ниже нормы (1 3 стен), очевидно, что испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, испытуемый стремится вообще избегать ситуации конфликта. Показатели выше нормы (8 9 стен) это означает, что испытуемый достаточно часто попадает в неприятные или даже опасные для здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя предрасположенность и готовность личности действовать определенными, ведущими в индивидуальном профиле способами. Чаще всего это стремление к агрессивному, необдуманному действию спонтанного характера. Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению. Модель агрессивного виктимного поведения Выше нормы (8 10 стен). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Их поведение может быть реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», неперсонифицированной по объекту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности. С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут быть представлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексуальный (половая распущенность), связанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, негативный мститель, лицо психически больное и т. д. Ниже нормы (1 3 стен). Для лиц данного типа характерно снижение мотивации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший самоконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов и целей. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению. Модель активного виктимного поведения Выше нормы (8 10 стен). Жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По 9

Читайте так же:  Муж хочет 3 ребенка я не хочу

10 существу для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. Они могут не осознавать последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа представлены: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной мере не сознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления). Ниже нормы (1 3 стен). Повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Может приводить к пассивности личности по принципу «лучше ничего не делать, чем ошибаться». Характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержен страхам. Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению. Модель инициативного виктимного поведения Выше нормы (8 10 стен). Жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Это люди, положительное поведение которых навлекает преступные действия агрессора. Человек, который демонстрирует положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Смел, решителен, отзывчив, принципиален, искренен, добр, требователен, готов рисковать, может быть излишне самонадеян. Нетерпим к поведению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная. Поведение имеет положительные мотивы. Ниже нормы (1 3 стен) характеризуется пассивностью, равнодушием к тем явлениям, которые происходят вокруг. Действует по принципу «моя хата с краю», что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум. Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного виктимного поведения) Выше нормы (8 10 стен) лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временного), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью 10

11 получения сочувствия и поддержки окружающих. Находятся в ролевой позиции жертвы. Такой человек робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать. Ниже нормы (1 3 стен) склонность к независимости, обособленности. Всегда стремится выделиться из группы сверстников, имеет на все свою точку зрения, может быть непримирим к мнению других, авторитарен, конфликтен. Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих. Шкала склонности к некритичному поведению. Модель некритичного виктимного поведения Выше нормы (8 10 стен). К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Некритичность может проявиться как на базе негативных личностных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствием личного опыта или его недоучет. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности. Ниже нормы (1 3 стен) вдумчивость, осторожность, стремление предугадывать возможные последствия своих поступков, которые иногда приводят к пассивности, страхам. Самореализация в этом случае значительно затруднена, может появляться социальная пассивность, приводящая к неудовлетворенности своими достижениями, к чувству досады, зависти. 3. Опросник суицидального риска. Цель измерения суицидального риска в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем направления клиента в центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности клиента обычными немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром. По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в ОСР имеет место попытка качественной квалификации симптоматики выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. 11

12 ОСР создан как специализированный опросник, направленный не только на выявление интегрального показателя, но и на измерение профиля по девяти субшкалам: 1. Демонстративность (Д). Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оценка с внешних позиций, порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко. К этой субшкале относятся пункты 12, 14, 20, 22, 27 опросника. 2. Аффективность (А). Доминирование эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально. Крайний вариант блокада интеллекта. Пункты 1, 10, 20, 23, 28, Уникальность (У). Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явление исключительное, не похожее на другие и, следовательно, подразумевающее исключительные варианты выхода, в частности суицид. Данная шкала тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты 1, 12, 14, 22, Несостоятельность (Н). Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенное» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога «Я плох». Пункты 2, 3, 6, 7, Социальный пессимизм (СП). Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. СП тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Экстрапунитивность определяется по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня». Пункты 5, 11, 13, 15, 17, 22, Слом культурных барьеров (СКБ). Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. Крайний вариант инверсия ценности жизни и смерти. При отсутствии выраженных пиков по другим шкалам это может свидетельствовать только об «эстетизации смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования». Пункты 8, 9, Максимализм (М). Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимализацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта из какой-то одной сферы. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты 4, Временная перспектива (ВП). Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы, глобального страха неудач и поражений в будущем. Пункты 2, 3, 12, 24, 25, Антисуицидальный фактор (АФ). Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это 12

13 представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты 19, 21. Данная методика применяется в том случае, когда психолог на основе предшествующего исследования выявил высокую вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой психолог должен проявить максимум внимания и сочувствия. Баллы подсчитываются отдельно по каждому фактору. Ответу «да» соответствует 1 балл. Количество утверждений по каждому из факторов принимается за 100. Количество баллов переводится в проценты. По процентному соотношению определяется индивидуальный стиль суицидальной динамики. ИНСТРУКЦИЯ. Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции. Текст опросника 1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей. 2. Вас часто одолевают мрачные мысли. 3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни. 4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело. 5. Вам определенно не везет в жизни. 6. Работать Вам стало труднее, чем раньше. 7. Большинство людей довольны жизнью более, чем Вы. 8. Вы считаете, что смерть является искуплением. 9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни. 10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача. 11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали. 12. Вы считаете себя обреченным человеком. 13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами. 14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает. 15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает. 16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено. 13

14 17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой. 18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку. 19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их. 20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо. 21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить. 22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью. 23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже. 24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным. 25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем. 26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы. 27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы. 28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете мысли об этом выкинуть из головы. 29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву. 4. Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). ИНСТРУКЦИЯ. Внимательно прочитайте приведенные ниже незаконченные предложения. На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь отвечать точно и правдиво. Вы должны знать, что результаты индивидуальнопсихологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. 1. Думаю, что мой отец редко 2. Если все против меня, то 3. Будущее кажется мне 4. Знаю, что глупо, но боюсь 5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 6. По сравнению с большинством других семей моя семья 7. Моя мать и я 8. Я сделал бы все, чтобы забыть 9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы 10. В школе мои учителя 11. Не люблю людей, которые 14

15 12. Моя семья обращается со мной как с 13. Я хотел бы, чтобы мой отец 14. Моя наибольшая слабость заключается в том 15. Моим скрытным желанием в жизни 16. Наступит тот день, когда 17. Хотелось бы мне перестать бояться 18. Считаю, что большинство матерей 19. Я часто чувствую себя виноватым, если 20. Больше всего я хотел бы в жизни 21. Когда буду старым 22. Моим самым живым воспоминанием детства является 23. Когда я был ребенком, моя семья 24. Я люблю свою мать, но 25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это 26. Завтра я 27. Когда я закончу школу 28. Наступит день, когда 29. Если бы я был учителем 30. Я хочу жить, потому что ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например, «Большинство известных мне семей 1. Несчастливы, недружные, распались — 2 б. 2. Нервные, не очень дружные — 1 б. 3. Все одинаковы — 0 б. КЛЮЧ Группы предложений заданий 1. Отношение к отцу 1, Отношение к матери 7, 18, Отношение к себе 2,14, Нереализованные возможности 9, 15, Отношение к будущему 3, 16, Отношение к школе, к учителям 10, Страхи и опасения 4, Отношение к своему прошлому Отношение к семье 6, 12, Чувство вины 8, 19, Планы, идеалы 5, 27, 28, 30 15

16 Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений. Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений. Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко. Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности. Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их. Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком. Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора. Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности. 16