Меню

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

ГЛАВА I. Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе

1.1. Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни

Для изучения нарушений доречевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В их работах подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей.

В работах Н.М. Аскариной, С.М. Кривиной сформулировали некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций. В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования, что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, А.В. Запорожца, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, В.Н. Аванесова и др.

В результате длительного изучения детей первого года жизни Н.Л. Фигуриным, М.П. Денисовой, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, Н.М. Аксариной, Ш. Бюллер и Г. Гетцер, А. Гезель были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни.

Традиционным подходом к диагностике являлся клинический.

В последнее время стали интенсивно разрабатываться психолого-педагогические методики:

§ Н.М. Аксариной и С.М. Кривиной (1970) — «Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста»;

§ Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт (1983) — «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

Критерии и показатели нервно-психического развития детей раннего возраста. Методика проведения диагностических обследований.

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии,творчества.
В.А. Сухомлинский

Предисловие

Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Это период становления функциональных систем детского организма, формирования функций высшей нервной деятельности, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Психолого-педагогические особенности развития
детей раннего возраста (1 — 3 года)

Остановлюсь немного на характеристике ребенка раннего возраста. Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи.

Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром.

Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными.

На втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов.

В раннем детстве предмет становится для ребенка не просто объектом восприятия, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления.

Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями с предметом, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок самостоятельно не может понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но не понимать ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, должен взрослый.

Усвоение ребёнком свойств предметов не означает, что ребенок станет употреблять их только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение назначения предмета от действий с ним.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет. Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с действиями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие действия больше всего подходят к конкретному предмету.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их использования, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В период раннего детства особенно интенсивно происходит развитие речи. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка. Если к возрасту 1 года ребенок почти не говорит, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то у детей в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев быстро растёт словарь понимаемых слов, т.е. легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением.

В этом возрасте ребёнок легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. В лепете ребёнок интонационно отражает речь взрослых — «монологи». Запас слов приближается к 30. Некоторые слова начинают принимать обобщенный характер, например, словом «собака» он обозначает любую собаку (черную и белую, живую, игрушечную, нарисованную на картинке, маленькую и большую).

Ребёнок от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 мес.- 2 лет понимает значение, т.е. смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта, легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова, фразы.

Словарь употребляемых ребёнком слов быстро растет и концу второго года увеличивается до 300. Речь становится эмоционально выразительной, и средством общения со взрослыми.

От 2 до 3 лет в словарный запас ребёнка входят все части речи. Словарь быстро нарастает до 1200-1500 слов. Ребёнок говорит сложными фразами, рассказывает об увиденном несколькими предложениями, но отрывочными. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при произнесении слов дети ориентируются, в первую очередь, на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуляции или звучанию.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Дети очень быстро растут. И если в первый год развитие идет гигантскими шагами (от «лежачего» грудничка до ползающего, топающего карапуза), то следующие два года развитие идет скачками и что же должен (может) уметь ребенок вызывает множество вопросов.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Дети очень быстро растут. И если в первый год развитие идет гигантскими шагами (от «лежачего» грудничка до ползающего, топающего карапуза), то следующие два года развитие идет скачками и что же должен (может) уметь ребенок вызывает множество вопросов.

Например: молчал, молчал (или говорил «на своем» языке), вдруг начал говорить понятно, да еще и предложениями.

Эти скачки называют эпикризными сроками.

Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки (с 1 года до 2 лет – это каждые 3 месяца, (1год, 1г. 3мес., 1г.6мес., 1г. 9 мес., 2 года). С 2 до 3-х лет – это 6 месяцев (2 г. 6мес., — 3 года).

Читайте так же:  Математические способности у детей младшего школьного возраста

В связи с тем, что развитие детей идёт не просто скачкообразно, но и индивидуально именно поэтому составной частью системы учебно-воспитательной работы с детьми раннего возраста в дошкольном учреждении является контроль за развитием детей.

Цель его, прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы.

При этом устанавливают правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить индивидуальный уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле развития. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий, необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии.

На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем-один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.

Что же должно оцениваться во время проведения контроля за развитием детей?

Прежде всего, состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение малыша. Одновременный контроль по указанным параметрам развития дает возможность провести комплексную оценку здоровья и поведения ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.

Каковы методы контроля психического развития детей раннего возраста?

Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу развития ребенка). Для опроса родителей используется: анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
Метод наблюдения в группе за поведением детей.

Для этого заполняется адаптационный лист. Лист адаптации представляет собой форму отслеживания внешних поведенческих проявлений психологического дискомфорта и возможного нарушения здоровья ребенка в период адаптации к условиям ДОУ. Заводится на каждого ребенка, заполняется воспитателем ежедневно в течение первых 10 дней пребывания ребенка в группе. По каждому параметру адаптации выставляется определенное количество баллов в соответствии со шкалой оценки наблюдаемых параметров. Затем подсчитывается общая сумма баллов и сравнивается с количественными показателями уровня адаптации.

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни

Главная > Документ

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни

(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).

Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни:

На 2-ом году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:

от 1 г. 1 мес. до 1 г. до 3 мес.;

от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;

от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.;

от 1 г. 10 мес. до 2 лет.

Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:

развитие понимания речи;

развитие активной речи;

развитие игры и действий с предметами;

Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, отмечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее, каждая линия развития выражается собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 – 80 % детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).

Наиболее информативный показатель – развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.

На 3-ом году жизни в развитии ребенка выделено 2 полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии:

В первом полугодии:

Во втором полугодии:

Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка к поведению ребенка.

При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

В выводах отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей 2-го года жизни.

Понимание речи и активная речь.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.

1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака)

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», — ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.

2. Материал – предметы одежды, обуви.

Методика выявления – ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка – по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.

Б. Понимание ребенком действий.

Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

В. Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления – ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается задание – покормит куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.

Поведение ребенка – подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.

Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

Сенсорное развитие и развитие игры и действий с предметами

1. Материал – 2 кирпича, 2 кубика.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.

Поведение ребенка – самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпича и кубика «машину», двигает ее, воспроизводит движение машины, или кладет один кубик на другой и строит дом.

2. Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины).

Методика выявления – ребенку предлагается надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка – надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Методика выявления – ситуация естественная (наблюдение за движением ребенка во время самостоятельной деятельности).

Поведение ребенка – выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Методика выявления – ситуация естественная (процесс кормления).

Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материал – 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одной из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет – кукла.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком кладется — кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти еще раз.

2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходных по одной из ложек), кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Словами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно «машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Читайте так же:  Почему вес ребенка маленький

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вытаскивает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребенка – называет предметы правильно (например, «ляля»), облегченными словами.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпича, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в разнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлается взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить так же.

Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предмет нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

1. Материал – кукла, носовой платок.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит «У ляля грязный носик. Вот платок».

Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материал – кукла с волосами, расческа.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».

Поведение ребенка – прикладывает расческу к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал – 4 брусочка.

Методика выявления – ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок одной рукой сверху (в кулачке).

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал – изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым:

Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 5505 раз

Библиографическое описание:

Дюдюева О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 13.02.2019).

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность формирования основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и проверка взрослого, т.е. педагога, который ор­ганизует такую среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста показателей развития.

Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду складывается из единства трех стадий [4, с. 4]:

— сбора информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фак­тов;

— анализа собранного материала, его оценка;

— выработки мероприятий, направленных на улучшение сущест­вующего положения в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе. Организация наблюдения педагогического процесса в детском саду проходит через все виды контроля (оперативный, тематический, итоговый).

Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна по­мочь выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выра­ботке эффективных мер, предусматривающих их устранение. Не­обходимо вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической деятельности коллектива.

Одним из видов контроля за ходом психического развития ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.

Т.Д. Марцинковская пишет, что термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае – это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам». Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов (Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При этом определяется актуальная зона его развития.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление его личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом [3,с.32].

Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития ребенка. На 1-му году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на 2-3-м году – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.

К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Еще в Советском Союзе Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской, С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были раз­работаны показатели нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста отличался от существующих в зару­бежной педагогике и психологии, так как он опирался на объективное изучение закономерностей хода развития детей в определенных ус­ловиях воспитания.

Метод диагностики позволял ставить перед ребенком опреде­ленные задачи и объективно оценивать его способности и уровень развития.

Цель диагностики — своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

Как отмечали данные исследователи диагностика нервно-психического развития детей в первые три года жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и дет­ской поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.

Контроль за динамикой развития детей в дошкольных учреж­дениях осуществляется по представленным показа­телям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:

на 1-й году жизни — ежемесячно,

на 2-м году – 1 раз в квартал,

на 3-м году — 1pаз в полугодие в дни, близкие к дню рождения ребенка.

Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода. На 1-м году жизни в возрасте от 1 до 5-6 мес. Проверяется:

  1. развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  2. положительных эмоций и общения детей друг с другом,
  3. движений руки, общих движений,
  4. подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления.

В возрасте от 6 до 12 мес. контролируется:

  1. развитие общих движений,
  2. понимания речи и активной речи,
  3. действий с предметами,
  4. умений и навыков в процессах, общения детей друг с другом.

Наиболее значимыми в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции (с 2 мес.) и движения руки (с 4 мес.). Значение движений руки особен­но велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте значимым для многих функций оказывается понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесе­ны к социальным (этапы развития активной речи, первые формы об­щения детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими по­казателями устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимно информативными.

Для проверки развития детей должен быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одно­моментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 пока­зателям.

Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной систе­мы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

За нормальное развитие на 1-м году жизни принимается фор­мирование умении в пределах ± 15 дней от возраста, принятого за норму.

Умения, формирующиеся до верхней границы нормы (до «+ 15 дней»), т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетель­ствуют об ускоренном или раннем развитии.

Овладение умениями с задержкой до 1 мес., т.е. после допустимой степени отклоне­ния (нижней границы кормы » — 15 дней»), указывает на замедленный темп развития.

Формирование умений с задержкой до 2 мес. классифицируется как отставание, требующее консультации врача-педиатра и специалиста и дополнительных воспитательных воздей­ствий.

Овладение умениями с задержкой на 3 мес. и более свиде­тельствует о значительном отставании, которое может быть отне­сено к состоянию, пограничному с нормой.

Причинами отставания могут быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные усло­вия жизни, педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология центральной нервной системы. Поэтому необходимы тща­тельное обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны специалистов.

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре перио­да:

от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес., от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес., от 1 г. 7 мес. до 1 г.9 мес., от 1 г. 10 мес. до 2 лет.

В каждом периоде диагностируется развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, дви­жений, навыков.

Развитие активной речи — наиболее информативный показа­тель на 2–3-м году жизни, сигнализирующий о каких-либо небла­гополучных условиях воспитания и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель, наиболее сложный и вновь формирующийся.

Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели, отра­жающие развитие движений, действий с предметами, понимания речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значи­мость.

За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается фор­мирование умений в пределах квартала.

На 3-й году жизни в развитии ребенка выделено два полуго­дия. В 1-м полугодии проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной деятельности, сенсорное развитие, развитие движе­нии и навыков в процессах, во 2-м полугодии — развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, сен­сорное развитие, развитие движений и навыков.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принято формиро­вание умений в пределах 1-го полугодия.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.

Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого выявляется более позднее формирование внимания и памяти.

Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к. опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающая, как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующее [3]:


число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;

дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении;

3) развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;


длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ).

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Похожие статьи

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.

Проблема исследования раннего развития детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, младенческий возраст, жизнь ребенка, детский возраст

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале.

Теоретические аспекты комплексной диагностики.

Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Основные направления работы по психомоторному развитию.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка.

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.

Читайте так же:  Панкреатин 25 ед инструкция по применению детям