Меню

Дембо рубинштейн самооценка интерпретация

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Читайте так же:  Почему мужчины не хотят жениться

Дембо рубинштейн самооценка интерпретация

Тест самооценки личности Дембо-Рубинштейн используется для работы с учащимися 8-11 кл ассов

Дорогой друг!

Тебе следует оценить самого себя по 7-балльной шкале по ряду качеств, таких как сила, здоровье, ум, красота и др. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий пример.

Тебе нужно оценить себя по росту. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Представь, что на нем расположилось все человечество по росту; тогда слева будут находиться самые низкие люди, а справа – самые высокие на Земле люди. А теперь отметь на отрезке то место, где с учетом твоего роста должен находиться ты сам. Если тебе все понятно, то оцени себя таким образом и по другим качествам.

    РОСТ
    низкий высокий
    1 2 3 4 5 6 7
    ___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

СИЛА
слабый сильный
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

ЗДОРОВЬЕ
больной здоровый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

КРАСОТА
некрасивый красивый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

ДОБРОТА
злой добрый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

УЧЕБА
неуспевающий отличник
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______
СЧАСТЬЕ
несчастливый счастливый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

ЛЮБОВЬ ОКРУЖАЮЩИХ
нелюбимый любимый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

СМЕЛОСТЬ
несмелый смелый
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

БЛАГОПОЛУЧИЕ
неблагополучный благополучный
1 2 3 4 5 6 7
___________\__________\__________\__________\__________\___________\______

Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

  • Адекватная самооценка – около 40 баллов (+-5)
  • Тенденция к завышению – 46-59 баллов
  • Явно завышенная самооценка – 60-70 баллов
  • Явно заниженная самооценка – 20-10 баллов

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Методика Дембо-Рубинштейна

Главная > Контрольная работа >Психология

Анкетирование. Требования к составлению анкет .

Анкета — средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.

Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Психология очень широко использует анкетирование.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверено да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2 — больше нет, чем да; 1 — уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии . Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Основные трудности, возникающие в процессе письменного опроса, связаны с обеспечением возврата анкет, полнотой ответа на вопросы анкеты и самостоятельностью ответов респондентов.

Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.

Примерная структура анкеты может быть следующая:

– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;

– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);

– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);

– вопросы и варианты ответов на них.

Правила составления анкет .

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям . Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.

Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.

Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.

Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы — пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Читайте так же:  Феномен самооценки в психологии

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.

По форме вопросы делятся на три основные группы:

1) открытые, закрытые и полузакрытые;

2) прямые и косвенные;

3) личные и безличные.

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.

Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них — контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий — на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса — сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Факторн ый опросник Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 (187 вопросов) вопросов на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок : факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок : факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q 3 наличие внутренних напряжений; Q 4 уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок : факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q 2 зависимость от группы; N — динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии — интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Читайте так же:  Господи я не хочу ребенка

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Задание 2. Самооценка по Дембо – Рубинштейн

Задание 2. Самооценка по Дембо – Рубинштейн

Испытуемый. От 10 лет (необходимо хорошее понимание инструкции).

Процедура. Выполнение задания сочетается с полуструктурированной беседой, ход которой не задан заранее, а меняется в зависимости от предшествующего обсуждения. Желательна запись на диктофон.

Примерная инструкция. Рисуется шкала (желательно на листе бумаги в клетку), на которой отмечаются два полюса и середина. Шкала называется «Здоровье», говорится примерно следующее.

«Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире (обязательно использовать „человек“, а не „люди“ – единственное число), внизу – самый больной, а между ними – все остальные, в том числе и мы с вами». Далее следует просьба к испытуемому поставить крестик в том месте шкалы, где он сейчас находится, как он сам это понимает или чувствует (крестик соответствует актуальной самооценке). Затем предлагается кружком или иным способом отметить то место, где испытуемый «мечтал бы (хотел бы) оказаться» (соответствует идеальной самооценке). Дальнейшая беседа направлена на выявление субъективного содержания полюсов шкал. Это можно сделать, задав вопрос о человеке, помещенном на полюс: как можно охарактеризовать его. Например: «Что делает человека на верхнем (нижнем) полюсе самым здоровым (больным)?», «Что для вас самый здоровый (самый больной) человек?».

После завершения работы с первой шкалой рисуется следующая (или, если шкалы нарисованы заранее, проводится работа с ней), пока не будут сделаны отметки на всех выбранных шкалах.

Всего испытуемый дает оценку по 7–10 шкалам, из них:

– 4 «классических» шкалы, введенных С. Я. Рубинштейн: здоровье, ум, характер, счастье;

– не менее одной шкалы предложены вами в процессе беседы с испытуемым (можно наметить эти шкалы заранее, но, скорее всего, окончательный выбор будет сделан в ходе беседы).

Среди шкал, пользующихся популярностью, можно отметить такие, как «красота», «материальная обеспеченность», «успешность», «общительность», «любовь» («насколько меня любят»).

– не менее одной шкалы предложены самим испытуемым (в ответ на просьбу придумать шкалу, которая является для него важной и значимой или отражает его проблему и пр.).

Желательно, чтобы все шкалы располагались рядом друг с другом на листе бумаги (для удобства последующего анализа). Обязательно подписывайте названия шкал и кто задал дополнительные шкалы.

Общие принципы интерпретации

Перед началом работы с графиками соедините в две ломаные линии все отметки актуальной и идеальной самооценки.

Основные типы актуальной самооценки:

1. Нормальная самооценка: актуальная самооценка колеблется в пределах трех верхних четвертей, большинство показателей актуальной самооценки находится во второй четверти (зоне нормальной самооценки), отсутствуют ярко выраженные пики и провалы.

2. Устойчиво повышенная самооценка: актуальная самооценка в основном колеблется в пределах верхнего интервала – полутора интервалов (из четырех), и не опускается ниже середины. Если самооценка не выходит за пределы верхнего интервала, можно предполагать недостаточно реалистичную самооценку. Такой профиль может свидетельствовать не только о повышенной самооценке, но и о хорошем настроении испытуемого, его не очень серьезном отношении к заданию.

3. Равномерно сниженная самооценка: большинство актуальных оценок ниже средней отметки. Подобный профиль может также свидетельствовать о чрезмерной критичности, повышенной требовательности к себе либо о сниженном настроении.

Следует отметить, что если большое количество ответов (около половины и более) совпадает с точкой середины шкалы, это не интерпретируется как сниженная самооценка, но скорее свидетельствует о «закрытости» испытуемого, формальном отношении к выполнению методики.

4. Неравномерное повышение и снижение самооценки: относительно устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по другой шкале – подъем, пик (иногда бывает только провал, или только пик). Провал – как правило, признак проблемы или неблагополучия. Пик по другой шкале – компенсация – то, чем человек пытается скомпенсировать неблагополучие (например, провал по шкале «материальная обеспеченность» и пик по шкале «красота» – я бедная, зато красивая). Шкалы, заданные самим испытуемым чаще, чем «классические» шкалы, относятся к категориям пиков или «провалов». Как правило, они отражают значимые ценности и/или проблемы испытуемого.

5. Выраженно неравномерная самооценка: колеблется в пределах трех или четырех интервалов. Подобный профиль свидетельствует о выраженной зависимости самооценки от жизненного «контекста» (который различается, например, для проблем здоровья и ума). Также он может отмечаться в случае, если самооценка снижается (чаще) или повышается непосредственно в ходе выполнения методики.

Основные закономерности идеальной самооценки

«Нормальное» положение отметки идеальной самооценки – несколько ниже верхнего полюса шкалы. Совпадение отметки с полюсом в руководствах рассматривается как «признак незрелости в отношении к ценностям, возможно, незрелости личности, отсутствия четкого осознания своих возможностей и ограничений». Однако такой вариант встречается достаточно часто, в том числе при обследовании людей, которые не проявляют признаков незрелости. Возможно, что такой показатель идеальной самооценки (на верхнем полюсе) может являться признаком недостаточно вдумчивого отношения к заданию или иного (не в соответствии с замыслом авторов методики) понимания того, что есть идеальная самооценка.

Отдельно следует сказать о положении отметки идеальной самооценки точно на середине шкалы. Это, скорее всего, признак сложности для испытуемого оцениваемого конструкта (ценности): крайности чем-то его не удовлетворяют, а идеалом является «золотая середина». К примеру, если «хороший характер» для испытуемого – это добрый, отзывчивый, со всеми ладящий человек, то изнанкой «стопроцентно хорошего характера» окажется уступчивость, неумение защитить свои интересы, поэтому отметка идеального характера окажется ближе к середине шкалы (и, возможно, ниже, чем отметка актуального характера).

Соотношение актуальной и идеальной самооценки – показатель удовлетворенности собой: чем меньше расстояние, тем выше удовлетворенность. Однако здесь возможны искажения, связанные с необходимостью поддержания самооценки. Еще У. Джемс, выводя формулу самооценки (отношения успеха к притязаниям), фактически обосновал два варианта повышения самооценки: завышение успехов и занижения притязаний. Поэтому возможны два вида «защитного» соотношения профилей реальной и идеальной самооценки:

– «Защита от депрессии» – примерно параллельные линии актуальной и идеальной самооценки при пониженной актуальной самооценке. Это занижение притязаний по типу «нет, но мне большего и не надо».

– Компенсаторное повышение самооценки – примерно параллельные линии реальной и идеальной самооценки при повышенной актуальной самооценке. Возможно, за подобным демонстративно благополучным профилем скрывается неосознанная тревога, боязнь «уронить» самооценку.

Анализ содержания беседы. В первую очередь следует обращать внимание:

– на непохожие на общепринятые описания ценностей («Здоровый человек – когда все хорошо: личная жизнь, физическое здоровье, когда нет серьезных проблем, когда человек ведет себя открыто и не надевает маску»);

– на повторяющуюся тему в нескольких описаниях; приведем пример, где отмечается повторяющаяся тема зависимости-независимости:

«Человек с хорошим характером – уживчивый, тихий, помогает всем»; «Сильный человек (шкала, предложенная испытуемым) – это который никого ни о чем не просит, сам все делает и во всем разбирается»; «Смелый (предложено экспериментатором) – тот, кто ничего не боится, кому не нужен никто, потому что он может быть в одиночестве, ни от кого не зависеть».

– на качества, которым соответствуют пики и провалы на графике.

Следует учитывать, что в описаниях ценностей может содержаться достаточно важная информация об испытуемом, выходящая за рамки ответов на вопросы, а также указания на значимые для него проблемы и конфликты; развернутый пример будет приведен ниже.

Вопросы для анализа и обсуждения

1. Дайте содержательную характеристику самооценки испытуемого в соответствии с приведенным планом интерпретации.

2. Можно ли отнести самооценку к какому-либо из перечисленных типов?

3. Какие внутренние проблемы и конфликты, а также значимые ценности испытуемого выявились в результате исследования? Нуждаются ли они в коррекции? Можете ли вы предложить способы коррекции?

Примеры и рекомендации. Успешность выполнения задания во многом определяется верно найденным тоном беседы. Приведем с небольшими сокращениями текст беседы, который выявил значимую для испытуемого проблему (см. рисунок 4). Испытуемый – студент, 17 лет.

– Первая шкала – здоровье.

– А какое здоровье ты хотел бы?

– А зачем мне больше? Больше это уже ненормально.

– Хорошо. А что для тебя значит «самый больной человек и самый здоровый»?

– Ну, боль физическая, душевная… Здоровый человек – когда все хорошо: личная жизнь, физическое здоровье, когда нет серьезных проблем, когда человек ведет себя открыто и не надевает маску, а больной – наоборот….

– Хорошо, теперь красота.

– Я себя ненавижу… А так красивый: душа, внешность, для меня важно все. Но внешность часто имеет решающее значение. Значит, так: 40 % – это я сейчас (пунктир на рисунке), а 85 % – хотел бы. Хотя нет, все-таки 55 % и 85 %.

– ОК, а теперь сам предложи две шкалы и оцени свое настоящее состояние и идеальное так же, как до этого пять шкал.

– Ммм… дай подумать… шкала любви, в смысле, насколько меня любят. Наверное, 25 % на 90 %.

– А теперь определения «самый любимый», «самый нелюбимый».

– Здесь нет границ, четких для меня, можно и любить, и ненавидеть одновременно, а мало так – 25 %, это просто с девушкой одной не получилось.

– Так, спасибо за откровенность, предлагай следующую шкалу.

– Решительность. 50 % на 95 %. Решительный человек – это такой, который может решиться на что-либо, например, подойти к девушке, высказать свое мнение… о, это единственное, что я как раз могу (смех).

– Молодец. Еще раз спасибо, ты мне очень помог.