Меню

Чем отличаются картины развития слепых и слабовидящих детей

5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1

Представления Л.С.Выготского о первичных и вторичных де­фектах и их влиянии на ход психического развития находят яркое подтверждение в наблюдениях за формированием личности при

‘ Этот параграф написан Л. И. Солнцевой в соавторстве с Р. А. Курбановым.

нарушениях зрения. Глубокие нарушения зрения оказывают влия­ние на разные компоненты структуры личности. В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной за­висимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих от­ражаются неблагоприятные внешние условия развития, в исто­рии тифлопсихологии сложилось несколько различных взглядов на личность слепого.

Так, Ф.И.Шоев отрицал не только влияние слепоты на лич­ность, но и считал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория Адлера о сверхкомпенсации, которой частично придер­живался и Л.С.Выготский, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности, поэто­му слепые превосходят по многим показателям психическое раз­витие зрячих. В тифлопедагогике приверженцем этой же теории был Б. И. Коваленко. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфи­ческом развитии слепого как человека особого типа, мир которо­го несходен с внутренним миром зрячего.

5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения

Познавательная деятельность детей со зрительной патологией в настоящее время изучена еще недостаточно полно и всесторон­не. И все же имеющиеся по этой проблеме исследования позволя­ют дать, хотя и неполную, характеристику формирования позна­вательных процессов у этих детей.

Развитие познавательной деятельности незрячих детей проис­ходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие. Формирование и развитие процес­са познания у незрячего ребенка дошкольного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, на­правленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приемов и способов познания. Ранняя коррекция недостатков раз­вития познавательной деятельности в условиях специального вос­питания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно ов­ладевать знаниями, умениями и навыками, значительно умень­шает их трудности в познании окружающей действительности. Самообучение и спонтанное развитие познавательных процессов у детей, лишенных зрения, происходит значительно медленнее по сравнению со зрячими сверстниками, что является следствием отсутствия у них зрительного подражания, зрительного контроля за исполнительскими действиями, сложности организации сис­темы обратных связей.

Совершенствование познавательной деятельности у незрячих в дошкольный период при использовании необходимой психолого-педагогической коррекции протекает эффективно, хотя и отме­чается задержка темпов развития.

В дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов сен­сорно-перцептивной деятельности, но происходит оно неравно­мерно. Так, можно отметить значительное — сравнительно с ося­зательным — развитие слухового восприятия. Уже в младшем до­школьном возрасте (3—4 года) у детей имеется четкая и относи­тельно точная дифференцировка звуков, с определенной их сло­весной характеристикой.

Развитие слухового восприятия идет в направлении интегра­ции слуховых раздражителей, последние соотносятся с предмета-

ми и действиями, т. е. звуковые свойства предметов приобретают сигнальное значение. Формирование слуха как средства дистант-ного контроля за своими действиями и действиями окружающих имеет компенсаторное значение. Такова основная тенденция раз­вития слухового восприятия.

В среднем дошкольном возрасте незрячий ребенок только кон­статирует действие, в старшем уже намечается словесно-логиче-ское осмысление собственного опыта, что говорит о становлении анализирующего слухового восприятия.

В дошкольном возрасте осязательное узнавание даже хорошо знакомых предметов весьма несовершенно. Незрячие дети млад­шего дошкольного возраста правильно узнают предъявляемые предметы в 28 % случаях, старшего возраста — в 75 %. Осязатель­ное восприятие на протяжении почти всего дошкольного возра­ста сохраняет глобальный, малодифференцированный характер.

Развитие осязательного восприятия в течение этого периода происходит в направлении формирования обобщенных осязатель­ных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Большое значение при этом имеет овладение конкретными, своеобразными для каждой возрастной группы приемами осязательного обследования.

Огромное компенсаторное значение имеет развитие остаточ­ного зрения, которое оказывает значительную помощь ребенку при осязательном восприятии предметов.

Развитие мыслительных процессов незрячего ребенка зависит от хода развития его предметных действий.

У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видя­щих, является зрение.

Зрительное восприятие — психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздей­ствии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энер­гии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предме­та, который и воспринимает человек. Отличить воспринимаемый предмет от предметов, сходных с ним, возможно только при тон­кой, точной и быстрой дифференцировке поступающих в мозг сигналов. Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости зрительного анализатора.

Основой деятельности зрительного анализатора, как и анали­заторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое вос­приятие носит осмысленный, обобщенный и произвольный ха­рактер, чем отличается от восприятия, свойственного животным.

Физиологической основой зрительного восприятия является взаимодействие различных функций зрительного анализатора и

образование на этой основе условных рефлексов на сложные ком­плексные раздражители, в результате чего у человека возникает сложный образ предмета со всем многообразием его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее образо­вавшиеся временные нервные связи, и таким образом прошлый опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.

Формирование образа воспринимаемого зрительно предмета обеспечивается как сенсорными функциями зрительного анали­затора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельно­стью в коре головного мозга человека. Образ воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференци-ровки действующих раздражителей и их интеграции путем объ­единения, слияния, связывания возбуждений, возникающих во множестве нервных клеток. Повторное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее об­разовавшихся в коре мозга нервных связей.

При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (апперцепция) воспринимающего человека. Если ему зна­ком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечет­ким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, предмет отра­жается в сознании человека через чувственное познание и словес­ное обозначение.

Восприятие — сложный полисенсорный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных при­знаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся пер­цептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности (А. В. Запорожец, 1962).

Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувстви­тельных), двигательных и речевых механизмов: зрительное воз­действие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупно­сти его частей, выделить главные признаки среди второстепен­ных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абст­рагировать существенные признаки от второстепенных индивиду­альных особенностей, присущих именно этому предмету, т.е. уви­деть общее в частном и особенном.

Так, А.Бине считает, что характер восприятия сюжетных кар­тин зависит от возраста ребенка, и выделяет в таком восприятии три стадии: 1) стадия перечисления (или предметная), 2) стадия описания (или стадия действия) и 3) стадия истолкования вос­принимаемой картины (стадия отношений). Однако исследовани-

ями советских психологов (С.Л.Рубинштейн, 1970; А.А.Люблин-ская, 1977 и др.) установлено, что характер рассказа определяет­ся не возрастными особенностями ребенка, а главным образом содержанием картины, четкостью и выразительностью исполне­ния замысла, динамичностью или статичностью изображенных на картине персонажей. Большое значение имеет уровень подго­товленности ребенка к такой сложной работе, как умение рас­сматривать картину. Немаловажное значение при этом имеют ха­рактер и форма вопросов, с которыми обращается к ребенку взрослый.

Факты, полученные разными исследователями при изучении зрительного восприятия нормально видящих детей дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствуют, как отмечает А. А. Люблинская (1977, с. 145), о том, что:

1) восприятие ребенка при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слит­ностью (нерасчлененностью);

2) восприятие необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непро­извольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предме­ту (на фоне неподвижных предметов);

3) эти возрастные особенности детского восприятия, однако, не ограничивают возможности развития в дальнейшем чувствен­ного познания. Систематическое обучение детей способам анали­за воспринимаемого материала, выделения основных его призна­ков, частей и элементов и установления связей между ними дает заметные сдвиги. Незрелое восприятие превращается в целена­правленное, осмысленное наблюдение не только одного объекта, но и целой многопредметной ситуации.

У слабовидящих детей зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами: предметностью, из­бирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепци­ей и константностью. Физиологический механизм восприятия у сла­бовидящих остается тем же самым, что и у детей с нормальным зрением. Проявление и развитие указанных свойств восприятия за­висят от уровня психического развития ребенка в целом. При сла-бовидении наблюдается редуцирование некоторых особенностей вос­приятия. Например, у этих детей ограничена избирательность зри­тельного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; при недостаточном чувственном опыте у них сла­бее, чем у нормально видящих, выражена апперцепция, страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям

в осмыслении и сообщении (А.Г.Литвак, 1972). Однако эти зат­руднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны (по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых пред­метов и явлений) образам зрительного восприятия нормально ви­дящих, все же в целом они адекватно, правильно отражают объек­ты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств. Однако при определенных условиях у них наблюдаются зрительные иллю­зии, например иллюзии Мюллера—Лайера, Эббингауза, иллюзии перспективы, переоценки расстояний, деформации геометричес­ких фигур и прямых линий (Ю.А. Кулагин, 1969). Несмотря на то что величина иллюзорного эффекта может быть иной по сравне­нию с нормой, наличие его является еще одним подтверждением принципиальной идентичности коркового нервного механизма вос­приятии у детей с нормальным и нарушенным зрением.

Читайте так же:  Младший школьный возраст по эриксону

При опознании геометрических фигур у слабовидящих с таки­ми заболеваниями, как дегенерация сетчатки и частичная атро­фия зрительных нервов, обнаружена деформация последователь­ных образов предъявляемых изображений, снижающая их инфор­мационную емкость (Т.П.Зинченко, 1980).

На скорость зрительного восприятия предметов и их изображе­ний у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, ока­зывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления (Е.М. Украин­ская, 1968).

Идентификация фигур по следу образца вследствие слабости следов зрительного восприятия происходит замедленнее и ока­зывается недостаточно четкой. При краткой экспозиции рисун­ков отмечается нарушение восприятия пространственных отно­шений между изображенными предметами (М. Б.Эйдинова, 1967).

В тахистоскопических исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, букво-сочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагмен­тарность, нечеткость, искажения восприятия (И. М. Романова, 1978). При частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выяв­лено значительное снижение скорости зрительного восприятия. В остальных случаях — при аномалиях рефракции — скорость восприятия была относительно высокой (Е.М. Украинская, 1970).

При зрительном восприятии отдельных изображений предме­тов, рисунков и картин у слабовидящих младших школьников имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем (В.А.Феок­тистова, 1956).

Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и кар­тин у слабовидящих формируются неправильные представления,

что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее велось по частям.

Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных кар­тин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне — чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.

Прямой корреляции отмеченных выше особенностей зритель­ного восприятия и степени снижения остроты зрения не обнару­жено (Ю.А.Кулагин, 1967).

Особенности зрительного восприятия проявляются при чте­нии географических карт, при считывании показаний различ­ных измерительных приборов, при письме в тетрадях, если они специально неприспособлены для слабовидящих (Н.Г.Крачков-ская, 1952). Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у сла­бовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у сла­бовидящих с аномалиями рефракции и помутнением сред глаза показатели скорости и правильности чтения лучше (Н.Б.Кова­ленко, 1970).

Можно указать следующие причины нарушений формирова­ния навыков чтения у слабовидящих: нерасчлененность зритель­ного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточная сформиро-ванность пространственных представлений (Н.А.Крылова, 1975;

Подобные ошибки встречаются очень часто в рисунках де­тей, в аппликационных работах, при составлении фигур и це­лых картин из готовых частей (В.А.Бельмер, 1985; Л.И.Плакси-на, 1978).

Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на фор­мирование графических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость представлений о структуре букв вызывали в про­цессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зер­кальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках (Л.С.Коробко, 1973; Н.А.Крыло­ва, 1979).

Слитность и недостаточная расчлененность зрительного вос­приятия отмечается и у нормально видящих первоклассников (реже — в более старшем возрасте) при ознакомлении их с но­вым материалом — буквами и цифрами. Причина этого у нор­мально видящих детей другая — это результат «доаналитического» восприятия, так называемый синкретизм. Неумение детей пра­вильно воспринимать предмет, т.е. их неподготовленность к той аналитико-синтетической деятельности, без которой невозмож-

но полноценное восприятие чего-либо, — одна из причин дет­ского синкретизма (З.М.Истомина, А. А. Люблинская, О.И.Гал­кина и др.).

Отмеченные у слабовидящих детей искажения восприятия (не­точность, недифференцированность, ошибочные версии) явля­ются зачастую нарушением сенсорных механизмов анализа при­знаков воспринимаемых объектов (яркости, контраста, цвета, формы и т.д.), связанным со снижением дифференциальной чув­ствительности и остроты зрения. Значительное нарушение вре­менной разрешающей способности приводит к увеличению вре­мени формирования сенсорного образа и, следовательно, к умень­шению количества информации, принимаемой в единицу време­ни, замедляется темп и ограничивается содержание восприятия (Л.П.Григорьева, 1983).

Таким образом, зрительное восприятие объектов и их изобра­жений, восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей осу­ществляется по общим закономерностям, т.е. так же, как и у нормально видящих. Наблюдается зрительно-двигательно-слухо-вой тип восприятия. Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприя­тия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе закреплено весьма прочно (А. Г.Литвак, 1972). Зрительное восприятие обладает всеми известными в норме свой­ствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью, отмечается одинаковая сущность процесса возникновения образов, иден­тичность нервных механизмов восприятия. Восприятие необучен­ного ребенка непроизвольно, не имеет целенаправленного ха­рактера, а поэтому неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно. Одной из причин слитности и нерасчлененности (син­кретизма) зрительного восприятия является неподготовленность ребенка к аналитико-синтетической деятельности. Зрительное восприятие ребенка, имеющего недостатки внимания, активи­зируется яркостью, подвижностью предмета, объекта на непод­вижном фоне.

Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерно­стями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими отличается некоторым своеобразием, яв­ляющимся следствием формирования его в условиях нарушенно­го зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушени­ями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных кар­тин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими.

Морфофункциональное состояние зрительного анализатора и его информационные возможности не всегда точно характеризу­ются общепринятым критерием — остротой зрения. Как уже от­мечалось, прямой корреляции между остротой зрения и эффек­тивностью зрительного восприятия объектов, их изображений, сюжетных картин не установлено. Снижение информационной спо­собности зрения у слабовидяших, как отмечает Л. П. Григорьева (1983), связано не только с дефектами оптической проекции изоб­ражений на сетчатку, но и с изменениями механизмов анализа признаков изображений в каналах сенсорно-специфической ана­лизаторной системы. Предполагается, что врожденные и рано при­обретенные морфофункциональные нарушения в сетчатке и на уров­не проводящих путей органа зрения слабовидящих существенно влияют на формирование систем мозга, участвующих в сложных актах зрительного восприятия.

Первоначальной ступенью познания у нормально развиваю­щихся детей является их практическая повседневная жизнь, в результате которой они научатся достаточно быстро восприни­мать окружающее — родителей, игрушки и т.д. Но для того что­бы восприятие достигло совершенства, превратилось в целена­правленный и организованный процесс наблюдения, стало мо­гучим средством дальнейшего познания детьми окружающей дей­ствительности, его развитие должно быть продолжено в специ­альном обучении.

Новые качества восприятия, как отмечал Л. С. Выготский, фор­мируются только при взаимодействии с другими психическими процессами, такими, как память, мышление’, внимание, речь и т.д. В онтогенезе развитие высших форм восприятия, которые свя­заны с другими когнитивными процессами, определяется созре­ванием структур мозга, индивидуальным опытом ребенка, куль­турным и образовательным уровнем социальной среды (Ж.Пиа­же, 1969).

Вследствие сенсорной и общей психической недостаточности у слабовидящих и частичновидящих детей созревание структур мозга и психических образований замедлено. Поэтому их индиви­дуальная деятельность и опыт могут быть существенно ограниче­ны (Л.П.Григорьева, 2000).

Для развития и коррекции недостатков зрительного восприя­тия им требуется специально организованное обучение.

Полученные в исследовании Л. П. Григорьевой данные о состоя­нии зрительных функций могут служить основой для разработки тифлопсихологической системы компенсации нарушений зритель­ного восприятия. Предполагается, что такая система может строить­ся на основе интеллектуализации процесса восприятия, которая бу­дет заключаться в обучении новым способам восприятия, в нахож­дении новых критериев для опознания формы и деталей объектов.

Ключик в мир слабовидящего ребенка: личный опыт

Сегодня, 15 октября, отмечается Международный день белой трости. Это вовсе не праздник, но очень важная дата. В этот день еще раз внимание общественности привлекается к проблемам незрячих и слабовидящих людей. В нашей стране среди всех инвалидов по зрению пятую часть составляют те, кто имеет проблему с детства. Что касается детей, то у подавляющего большинства незрячих и слабовидящих детей имеется врожденная патология. Какие заболевания приводят к слепоте и сильной утрате зрения? С чего начать родителям, которые столкнулись с этой проблемой у своего малыша? Ответам на эти вопросы посвящена наша сегодняшняя статья. А еще с нами поделится своим опытом по воспитанию и развитию мама слабовидящей девочки.

Немного о печальной статистике слепоты в детском возрасте

Заболевания глаз у детей являются огромной медико-социальной проблемой, для решения которой необходимо сочетать несколько очень важных факторов, главным из которых является тесное взаимодействие медицины и педагогики.

Чтобы понимать масштаб проблемы, нам не обойтись без статистики. Во всем мире слепотой страдают около 40 млн человек, из них около 1,5 млн составляют дети.

Каковы же основные причины детской слепоты и очень плохого зрения?

  • Патологии сетчатки и зрительного нерва;
  • Врожденные аномалии глаз (катаракта, глаукома, микрофтальм и др.);
  • Ретинопатия недоношенных (заболевание сетчатки, которое обусловлено незрелостью органа зрения у детей, родившихся намного раньше положенного срока). Роль ретинопатии недоношенных в формировании структуры детской слепоты особенно возросла в последние годы, что обусловлено переходом на новые критерии живорождения и выхаживанием глубоко недоношенных детей.
  • Травмы головы и непосредственно глаз.

Какая бы ни была причина слепоты или почти полной утраты зрения, перед родителями стоит важная задача по борьбе с недугом и с необходимостью научиться жить с уже имеющейся проблемой.

Если в семье есть незрячий или слабовидящий ребенок…

Когда появляется известие о тяжелом заболевании у своего ребенка, практически все семьи испытывают страшный удар, в особенности, если ребенок рождается с серьезной патологией. Почему именно он? За что? Как теперь жить дальше? К кому обратиться за помощью? Сможем ли мы справиться с этой бедой? Эти и другие вопросы задают себе родители больного малыша, которые лицом к лицу столкнулись с трагедией. И, прежде чем они смогут принять и полюбить своего ребенка таким, какой он есть, им предстоит пережить это непростое эмоциональное потрясение.

Читайте так же:  Вышивка крестом новорожденные дети

Что касается слепоты и почти полной утраты зрения еще с периода новорожденности, то вопросов возникает намного больше, чем ответов. Ни один родитель не оказывается сразу готов к такому повороту событий. Поэтому «шоковая» реакция в виде неприятия своего ребенка и отрицания проблемы вполне нормальная, хоть и бывает нечасто. Далее начинаются поиски виноватого в случившемся, что тоже является одной из нормальных стадий переживания горя. Ну и наконец, дальше человек учится жить с той проблемой, которая уже есть, и бороться с ней.

Каких правил должны придерживаться родители незрячего или слабовидящего ребенка, чтобы вместе справиться с непростой задачей по воспитанию и развитию?

  • Провести полноценное неврологическое и офтальмологическое обследование ребенка. Родители должны понимать суть заболевания, характер нарушения зрения, возможный исход заболевания, способы его лечения и реабилитации. Важно поддерживать тесную связь со своим офтальмологом, регулярно с ним консультироваться и выполнять все рекомендации.
  • Заниматься развитием своего ребенка с первых месяцев жизни. То, как именно будут заниматься родители с ребенком, зависит от многих факторов. Главным из них является суть заболевания и то, есть ли у ребенка другие сопутствующие патологии, а они бывают часто. Например, методы развития незрячего и неслышащего ребенка будут существенно отличаться от таковых у ребенка, у которого есть остаточное зрение и нормальный слух. То есть, невозможно подобрать универсальные рекомендации для всех. Главное то, что развитие должно быть непрерывным.
  • Не действовать в одиночку и не замыкаться в себе. На самом деле, очень много людей, которым нужна такая же поддержка, и есть те люди, которые готовы делиться своим опытом, знаниями и любовью к своему делу. В век высоких технологий несложно познакомиться с теми, кому эта проблема очень близка.
  • Найти тифлопедагога. Это специалист, задачами которого являются обучение, развитие и воспитание детей, у которых есть нарушения зрения. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
  • Не запирать ребенка дома. У него должно быть общение с другими детьми, и неважно — здоровые они или нет. Хорошо, если в семье есть еще дети. Если других детей нет, то вопрос общения с другими детьми должен быть обязательно решен примерно с полуторагодовалого возраста малыша.
  • Верить в себя и в своего ребенка. Очень важно отмечать любой, пусть даже самый маленький успех, хвалить своего малыша и каждый день дарить ему свою безусловную любовь.

Дети растут очень быстро. В случае воспитания слепого или слабовидящего ребенка важно, чтобы ребенок стал приспособленным к жизни взрослым, смог принимать участие в труде и в жизни общества. Конечно, все зависит от тяжести процесса и от характера сопутствующих проблем: не всегда именно слепота является самым сдерживающим фактором развития.

Важно научить ребенка уметь преодолевать чувство собственной неполноценности. Это непросто, но реально. Начало этого должно быть заложено в семье, в которой не будет акцентироваться внимание на самой болезни и «особенности» ребенка. Прежде всего, необходимо нормальное отношение родителей, а не их жертвенность.

Личный опыт

Сейчас мы с вами отправимся в Великий Новгород, где познакомимся с мамой слабовидящего ребенка Анастасией Бегуновой. Ее дочка Саша имеет проблемы со зрением с самого рождения. Ей всего 6 лет, но она уже прошла большой путь на пути к тому, чтобы не чувствовать себя не такой, как ее здоровые сверстники. Конечно, ей помогают специалисты и педагоги, но самый большой вклад в Сашино развитие внесла ее мама. Сейчас Анастасия является одним из учредителей Новгородской региональной общественной организации семей с незрячими и слабовидящими детьми «Умка вместе с мамой».

— Анастасия, расскажите, пожалуйста, о том, как Саша появилась в Вашей семье. Когда стало понятно, что у нее не все в порядке со здоровьем?

— Саша — моя вторая дочка, родилась на 40-ой неделе. Как только я услышала ее первый крик, то сразу поняла, что что-то не так. Она не кричала, а сипела. Врачи начали успокаивать меня, сказали, что все нормально, что она просто наглоталась околоплодных вод. После родов мы с мужем и новорожденной дочкой остались в палате, я начала прикладывать ее к груди. Дочка хорошо взяла грудь, но потом стало понятно, что ей очень трудно дышать. Она сипела, задыхалась. Муж побежал к врачам. Сашу забрали (было примерно 11:00) и начался ужас, который я не забуду. Самое страшное заключалось в полном неведении того, что происходит. Ко мне никто из медперсонала не приходил. Когда я пыталась хоть что-то узнать у медсестер, они говорили, что все в порядке. Нужно немного подождать: ей уберут слизь из носоглотки, немного понаблюдают и принесут. Так я ждала до вечера. А вечером медсестра сказала, что врач уже ушла, а ребенок остался под наблюдением. Почему ко мне не пришел сам врач? Почему ко мне вообще никто из медработников не подходил в течение всего дня? Почему я после родов безрезультатно сама выискивала хоть кого-нибудь, кто скажет, что с моим ребенком и где он? Это было невыносимо тяжело. Я не спала всю ночь, у меня была «тихая» истерика. На следующий день всю информацию я стала собирать от знакомых врачей, через «десятые руки». Лишь к обеду следующего дня я нашла врача, который сказал, что ребенок лежит под наблюдением. Его кормят через капельницы. Трахеопищеводный свищ, который подозревали, не подтвердился. Планируется, что ей будут давать докорм из бутылочки, а затем состоится перевод в отделение патологии новорожденных.

— Прояснилось ли что-то в отделении патологии новорожденных? Какой диагноз поставили Саше?

— Мы пролежали в отделении патологии новорожденных целый месяц, после чего нас выписали домой под наблюдение педиатра и других специалистов по месту жительства. К тому моменту был выставлен следующий диагноз: микрофтальм слева, двусторонняя сенсоневральная тугоухость (степень которой требовала уточнения), органическое поражение ЦНС, парез лицевого нерва, врожденный стридор. Дополнительно к этому оказалось, что на левом глазу подозрение на отслойку сетчатки. Когда моя подруга (врач) прочитала все это, то схватилась за голову и сказала, что надо ехать к врачам в Санкт-Петербург.

Мы поехали в отделение микрохирургии глаза ЛОГУЗ «Детская клиническая больница», которым заведует известный врач Дискаленко Олег Витальевич. Низкий поклон специалистам, работающим в этом отделении, а особенно Горкину Александру Евгеньевичу, который после небольшого обследования разговаривал со мной. Александр Евгеньевич спокойно, тактично и подробно рассказал мне о том, какие врожденные патологии обоих глаз у моего ребенка, какие перспективы развития остаточного зрения. Именно этот человек был первым, кто сказал, что нужно обязательно заниматься развитием ребенка. Оказалось, что на левом глазу с микрофтальмом возможно будет только светоощущение, но его надо протезировать. А на правом глазу обнаружили обширную колобому диска зрительного нерва. Из-за колобомы сказать, как будет развиваться глаз, было невозможно. Врач сказал, что нужно обязательно оформлять инвалидность.

В том же отделении я познакомилась с семьей, в которой воспитывался слепой мальчик. Мальчику было на тот момент около 9 лет, он уже ходил в школу. Тогда я первый раз в жизни увидела брайлевский прибор, грифель и учебники для слепых. К сожалению, я не помню как звали маму того мальчика, но теперь я понимаю, что она пыталась помочь мне. Она знала, какой стресс я переживаю. Я действительно была в жуткой депрессии. Ведь тогда я осознала, что у моего ребенка повреждены оба глаза, то есть, дочка будет очень плохо видеть.

— Что самое сложное было в самом начале пути, когда Вы осознали, что у вашего ребенка очень тяжелые заболевания, и их прогноз неизвестен?

— Очень сложно пережить депрессию, принять своего ребенка, поверить в него и найти специалистов, которые поверят в него. С моей точки зрения это первые главные этапы, которые необходимо пройти, чтобы правильно выстроить систему по воспитанию и обучению слепого или слабовидящего ребенка. Это действительно целая система, в которой слаженно и сообща должны работать все члены семьи, врачи, педагоги и психологи. Самое трудное — найти опытного тифлопедагога, который имел бы опыт работы с маленькими слепыми детьми. Таких специалистов очень мало, их катастрофически не хватает в нашей стране. Мне повезло в первую очередь в том, что такой специалист нашелся, когда Саше было всего 7 месяцев.

Чем раньше начать адекватную коррекционную работу с малышом, тем больших результатов можно достичь. Но в этом процессе очень важна роль родителей. Близкие ребенку люди не должны всю ответственность за воспитание ребенка перекладывать на педагогов, надо основную нагрузку взять на свои плечи. Собственно говоря, то же самое относится и к воспитанию обычных здоровых детей. Но, в отличие от нормально видящего ребенка, ребенок с плохим зрением зачастую видит вещи глазами того человека, который находится рядом и разговаривает с ним. Например, есть проблема навязчивых движений у незрячих детей. Дело дефектолога указать на эту проблему, рассказать о способах ее решения и посоветовать литературу. Можно сказать, что пока ребенок маленький, дефектолог в большей степени работает не с малышом, а с его родителями. А еще мы мечтаем, чтобы медицина и образование шли рядом (а не параллельно) и одновременно помогали особым детям: то есть, чтобы врач, дефектолог и психолог находились в непосредственном общении друг с другом.

Читайте так же:  Лечение птоза у ребенка

— Анастасия, Вы постоянно общаетесь с незрячими и слабовидящими детьми. Если ребенок не видит с рождения, осознает ли он то, чего лишен? Или же он не чувствует себя обделенным, потому что никогда не знал, что такое зрение?

— Пока ребенок маленький, он не понимает, что с ним что-то не так. Особенно, если в семье не делают трагедии из данного обстоятельства. Постепенно детям объясняют, что одни люди видят лучше, другие хуже, третьи вообще не видят. Знаю, что есть специальные занятия по этой теме. Моя дочка долго не понимала, что она плохо видит. Сейчас она пользуется очками, лупой, увеличителем, поэтому она понимает, что видит хуже других. Но ведь сравнить-то слабовидящему, а тем более слепому, ребенку все равно не с чем. Поэтому опять все зависит от поведения окружающих, а в первую очередь от поведения родителей и их отношения к дефекту.

— Расскажите, как Вы занимались с Сашей дома в первые годы жизни и впоследствии?

— Когда Саша была совсем маленькой, я подвешивала ей на мобиль (развивающая карусель над кроваткой) белые листы бумаги с нарисованными на них черными полосками, кружочками, точками разной величины и т. д. Также выкладывала картинки вдоль бортиков кроватки. Когда Саша немного подросла, я стала распечатывать ей черно-белые картинки животных, овощей, фруктов и др. Еще обводила цветные картинки черным контуром, а также черным контуром обводила картинки в книжках. В специализированной библиотеке брала тактильные книги, а также статьи и книги по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения. Много информации я получаю от тифлопедагога, из Интернета и из общения с другими мамами.

Был момент, когда у Саши начали появляться навязчивые движения. Тут надо было отвлекать ее, занимать чем-нибудь. Обычно брала на руки, вертела во все стороны, что-нибудь показывала, качала на большом мяче. Мы много на мяче всяких упражнений делали. Когда Саше не было и года, нам предоставили тифлофлешплеер. Он нам очень пригодился. Саша слушает на нем песни и аудиосказки, которые можно скачать или взять в библиотеке для слепых.

Сама я тоже читала Саше книги: детские книжки были всегда и везде со мной. Саша плохо ездила в автобусе и автомобиле, поэтому книжки были нашим спасением. Да и до сих поре вечерами я читаю своим девчонкам детские книги. Примерно в 2 года мы начали заниматься иппотерапией. Саша ездила на лошадях, кормила их, узнавала что-то новое в конюшне.

К 5 годам у Саши появился электронный видеоувеличитель, которым она постоянно пользуется при чтении книг. Дополнительно к видеоувеличителю у Саши есть обыкновенные лупы, которыми она периодически пользуется.

Вообще, к 4 годам мы оборудовали ей индивидуальное рабочее место. У Саши есть своя парта, на которой установлен светильник и есть специальная подставка для книг. Саша любит читать книги и журналы, рассматривать картинки. Но это большая нагрузка для ее глаз, поэтому мы стараемся ее ограничивать в этом увлечении.

Мы ходим на занятия по лепке из глины. Это очень хорошо развивает моторику и координацию движений. Еще мы занимаемся с логопедом и сурдопедагогом, потому что у Саши помимо зрения нарушен слух. Кроме того, мы очень любим пальчиковые игры.

Раньше мы ходили на музыкальные занятия в группе ровесников, где дети разучивали песни и учились выступать на небольшой сцене. Но после увольнения музыкального руководителя и расформирования группы, мы пошли на индивидуальные занятия в музыкальную школу.

— Есть ли у Саши проблемы в общении с другими людьми?

— Я никогда не скрывала от родных и знакомых, какие проблемы со здоровьем есть у моего ребенка. Поэтому много нужной информации я получила от друзей и знакомых. Подарки Саше тоже всегда подбираются с учетом ее зрительных возможностей. При общении, все знают, что Саша может чего-то не увидеть и/или не услышать, поэтому стараются учитывать это. Саша много играет с моей старшей дочкой и ее друзьями. Дети многому ее научили и продолжают учить. Мы гуляем, ездим в автобусах, ходим по магазинам, в музеи, на массовые мероприятия и праздники. Видимо, поэтому Саша не боится находиться в общественных местах: там, где много людей и разных звуков. Например, когда мы ходим в музей, я или муж практически все время носим ее на руках. Чтобы ей лучше было видно, подносим ближе к экспонатам, все рассказываем, отвечаем на вопросы.

— Во что сейчас любит играть Саша?

— Сейчас она любит играть практически в те же игры, что и ее друзья-ровесники: мозаика, кубики Лего, конструкторы, разные шнуровки, лепка из пластилина или цветного теста, кинетический песок. Нравится играть в прятки, качели, лестницы, «лазалки», делает домики из подушек и одеял для себя, а также маленькие домики для игрушек. Любит представлять себя принцессой или феей, наряжается в разные платки, надевает корону или крылья: ходит и колдует. Конечно же, чтение книг и журналов, рассматривание картинок остается одним из любимых занятий. Если я достаю миски с крупами, макаронами или фасолью, то Саша вместе с Соней (старшая сестра) очень любят повозиться со всем этим «богатством». Еще они любят играть в магазин и библиотеку. Примерно с 2-х лет она играет в магниты, которые закрепляет на холодильнике. У Саши много магнитов разного цвета, формы, размеров. Есть магнитная мозаика, магнитные буквы. Примерно с 5 лет интересуют игры-ходилки с фишками и кубиками. Когда Саша играет со старшими детьми, то я стараюсь не вмешиваться. Обычно дети сами замечательно распределяют роли между собой в самых разнообразных играх. Много времени мы уделяем просто прогулкам и играм с друзьями.

— Пришлось ли Вам как-то приспосабливаться в быту, чтобы сделать квартиру максимально безопасной для Саши? Может быть, Вы делали перестановку или покупали специальную мебель?

— Дома делать перестановку практически не пришлось. Единственное, что специально продумывали для Саши — это то место, где она сидит на кухне, когда кушает. Но, в первую очередь, это было сделано не из-за зрения, а из-за нарушения вестибулярного аппарата. Она раньше плохо сидела, могла неожиданно завалиться, даже из положения сидя. Поэтому на кухне ее табуретка располагается так, чтобы Саша не могла упасть. Когда она была маленькая, то я везде на уровне ее глаз (а она долго ползала) вешала контрастные картинки с изображением животных, овощей, фруктов и т. д., иногда их меняла. Удачным было также то, что в зале еще до Сашиного рождения, мы купили мебель с чередованием светлого и темного фона. Насколько я знаю, даже тотально слепые дети с сохранным интеллектом довольно быстро начинают ориентироваться в своей квартире и перемещаются по ней не хуже зрячих. А вот перестановка мебели в таких случаях не рекомендуется. В каждом новом помещении, я сначала контролирую Сашу, рассказываю, что есть вокруг, отвечаю на ее вопросы. Примерно через 15-20 минут она осваивается, отпускает руку и идет сама.

— Как Вы считаете, есть ли какие-то универсальные рекомендации по развитию слепых и слабовидящих детей?

— Сейчас много детей с множественными патологиями, поэтому должен быть индивидуальный подход к каждому такому ребенку и его семье. То, что идеально подходит одному ребенку, бывает совершенно бесполезным для другого. Степени потери зрения могут существенно отличаться у разных детей. Сейчас много различных реабилитационных центров, где «особенным» детям предоставляется медицинская, дефектологическая и психологическая помощь. Есть еще специализированные детские сады и интернаты, специализированные библиотеки. На базе этих организаций не всегда создаются условия для взаимодействия и полноценного общения родителей, не всегда проводится работа непосредственно с семьей. На базе семейных клубов эта работа проводится, а некоторые вопросы решаются непосредственно родителями.

— Есть ли надежда на то, что у Саши улучшится зрение? Могут ли ей где-то помочь?

— Так как зрение активно развивается в первые годы жизни, а к 7 годам зрение ребенка достигает уровня зрения взрослого человека, то у Саши острота зрения с рождения до настоящего момента тоже улучшилась. В 1 год острота зрения на правом глазу (левый глаз слепой) была 0,04-0,05, в 4 года уже 0,08, а сейчас в 6 лет примерно 0,1. Как говорят врачи — это, скорее всего, максимально возможная острота зрения. Но это острота в поле зрения, не затронутого колобомой. Цветовосприятие тоже страдает, особенно после зрительной нагрузки. Также у нее есть астигматизм и дальнозоркость. Как только Саше был выставлен диагноз по зрению, врачи сразу предупредили, что с медицинской точки зрения ничего сделать нельзя. Нужно периодически проверять зрение, следить, чтобы не было ударов головой (особенно затылком, так как есть небольшая вероятность, что начнется отслойка колобомы вместе с сетчаткой), соблюдать рекомендации по зрительной нагрузке и учиться жить с остаточным зрением.

— Анастасия, благодарим Вас за беседу! Желаем здоровья и успехов Вам и Вашей семье!

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию два фильма. В первом фильме вы познакомитесь с семьей Бегуновых, с маленькой Сашей и узнаете, какой вклад внесла Анастасия в развитие НРОО семей с незрячими и слабовидящими детьми «Умка вместе с мамой». Во втором фильме вы встретитесь с тифлопедагогом центра Натальей Геннадьевной Мамаевой, которая посвящает свою жизнь тому, чтобы научить незрячих и слабовидящих детей «видеть» в этом огромном мире.