Меню

Церебрастенический синдром у детей по мкб

Оглавление:

Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств
у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)

Вейц Алина Эмильевна

– детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.

Аннотация. В статье представлена дифференциальная диагностика эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10), разработанная по результатам исследования дошкольников и младших школьников. Выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных расстройств у детей обеих групп. Отмечены особенности протекания эмоциональных реакций при церебрастеническом синдроме. Проведенное исследование позволило разработать дифференциально-диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что дает возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения у детей, нарушения волевой сферы у детей, неврозоподобный синдром у детей, церебрастенический синдром у детей, неврозы у детей, психология эмоций, резидуально-органическая патология ЦНС.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

В общей структуре нервно-психических заболеваний детского возраста частота втречаемости неврозоподобных нарушений органического генеза очень высока [7, 13, 14, 18]. Нередко они имеют сходную симптоматику с невротическими нарушениями. Трудности дифдиагноза заключаются в элементарности проявлений, моносимптомности и незрелости личности детей [13, 17]. Но дифференцировать эти состояния необходимо, т.к. протекают они по-разному, соответственно, и тактика лечения и психокоррекции должна быть различной. За основу различий между неврозоподобным и невротическими синдромами мы взяли нарушения эмоций, в каждом случае выраженных по-разному. Еще Ю.А. Александровский утверждал, что «сквозными», осевыми симптомокомплексами, способствующими формированию невротических реакций и состояний являются эмоционально-аффективные расстройства, в первую очередь – тревога и страх. Отсюда следует, что своевременная коррекция эмоционально-аффективных расстройств у детей предупредит переход невротической реакции в невротическое состояние, будет препятствовать развитию невроза.»[2].

Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментарностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов (поведенческих и соматовегетативных) [17, 8]. В связи с этими особенностями нет единой классификации эмоциональных нарушений у детей [10, 5, 9, 12], и, соответственно, трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами.

Для определения клинико-психологических особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10) и проведения дифдиагностики с таковыми у детей с неврозами мы руководствовались следующими эмоциональными показателями [23]:

1. Количественная характеристика

2. Качественная характеристика

6. Динамика (темп протекания, быстрота возникновения или изменения эмоций)

7. Степень осознанности, самооценка

8. Саморегуляция, самоконтроль

9. Отношение к родителям и остальным окружающим

В нашем исследовании изучалось 120 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разделенных на 2 группы по 60 человек каждая – дети с неврозоподобным синдромом (основная, первая группа) и дети с неврозами (2 группа).

Критерии включения в основную группу – возраст 5-10 лет, резидуально-органическое поражение ЦНС в анамнезе, наличие признаков неврозоподобного синдрома и (или) форм церебрастенического синдрома F 06.6 (одна или смешанный вариант), наличие эмоциональных расстройств с особенностями протекания, характерными для неврозоподобного синдрома.

Критерии исключения из основной группы – возраст младше 5 и старше 10 лет, неорганическая этиология, а также этиология, обусловленная не резидуально-органическими поражениями ЦНС в анте-, интра- или постнатальном периодах, а недавно перенесенными ЧМТ или инфекционными заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты), наличие неврозоподобного синдрома в рамках вялотекущей шизофрении, наличие умственной отсталости, инвалидизирующих соматических заболеваний и текущего органического заболевания ЦНС, наличие расстройств галлюцинаторно-бредового регистра.

Эмоционально-нравственная сфера исследуемых оценивалась по следующим методикам: клинического наблюдения, тесту изучения фрустрационных реакций Розенцвейга, детскому варианту методики Кеттелла (опросник CPQ) направленному на изучение личностных особенностей младших школьников, методике Рене-Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающими, методике ЦТО, направленной на изучение сознательных и частично неосознаваемых уровней личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности, тесту Люшера для оценки эмоционального состояния ребенка, рисуночному тесту «Моя семья» для определения эмоционального отношения ребенка к самому себе, окружающим, детскому садику, школе.

Рассмотрим каждый параметр отдельно.

1. Результаты клинического наблюдения, опросника Кеттелла, ЦТО, тестов Люшера, Рене-Жиля и «Моя семья» показали, что из количественных изменений эмоциональной сферы для детей с неврозоподобным синдромом характерна патологическая гипотимия (снижение настроения, неадекватного ситуации), а именно – дисфория. Для таких детей характерна частая угрюмость, злобность, беспричинные вспышки гнева, не приносящие им облегчения после разрядки. В то же время результаты этих методов у детей с неврозами показали, что для них характерна тревожная гипотимия (снижение настроения, связанное с ожиданием опасности). Они находятся в состоянии тревожного ожидания, что обязательно произойдет что-то плохое – боятся, что что-то случится с ними или с их родителями и т.д.

Для детей обеих групп характерны фобии – страхи, которые приобрели признаки навязчивости. У детей 2 группы они проявляются в форме фобической гипотимии – снижения настроения, связанного с навязчивым страхом или страхами [14, 6, 11, 20]. Они осознают всю нелепость страхов и пытаются от них избавиться, стесняясь их и очень болезненно воспринимая реплики окружающих (p

Симптомы и лечение церебрастенического синдрома у детей

Церебрастенический синдром у детей — неврологическое заболевание, при котором наблюдается выраженная слабость, агрессивность, пониженная стрессовая устойчивость.

Дети с этим нарушением быстро утомляются, хуже и медленнее сверстников усваивают информацию, склонны к беспричинной раздражительности.

Общая информация

Код расстройства по МКБ-10 — F06.6, «Органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство».

Церебрастенический синдром также называется церебрастенией, чаще всего является последствием родовой травмы и нарушений в процессе вынашивания.

Мозг ребенка на этапе эмбрионального развития и в период новорожденности крайне уязвим, и даже незначительные травматические повреждения головы способны привести к возникновению церебрастении, симптоматика которой проявится ярче, когда ребенок повзрослеет.

Заболевание не всегда удается выявить в раннем возрасте, часто оно обнаруживается у детей, которые посещают начальные классы.

В детском саду информация дается дозированно, в форме игры, и дети не испытывают значительного напряжения, поэтому даже малыш с церебрастенией может усваивать все достаточно хорошо, а его раздражительность взрослые могут списывать на возрастные особенности.

В школе многое меняется, на детей наваливается нагрузка, увеличивается количество стрессов. Здоровые дети перешагивают адаптационный период относительно легко, но для ребенка-церебрастеника школа может стать настоящим адом.

Он не справляется с нагрузкой, симптоматика заболевания проявляется ярче, и, если ему повезет не получить от родителей ярлык «бездельник и лентяй», его, скорее всего, отведут в больницу, где будет выявлено органическое поражение головного мозга.

Причины возникновения

Церебрастения развивается под влиянием следующих неблагоприятных факторов:

  1. Родовые травмы, гипоксия, болезни, возникшие в процессе беременности. Если мать ребенка во время вынашивания переболела какой-либо инфекционной болезнью, это повышает риск развития заболевания у ребенка. Травматические повреждения при родовой деятельности и в период вынашивания также способны вызвать органическое поражение головного мозга.
  2. Черепно-мозговые травмы. Особенно опасны повреждения головы в первые несколько месяцев жизни ребенка из-за возрастной уязвимости его мозга.
  3. Инфекционные поражения головного мозга. Ряд инфекционных заболеваний, включая распространенные (грипп, ветрянка, ротавирус), способны осложниться: если патогенные микроорганизмы попадут в мозг, это вызовет тяжелое органическое поражение. Такие осложнения достаточно редки и возникают у ослабленных детей. Также к церебрастении могут привести такие заболевания, как энцефалит, менингит.
  4. Интоксикация. Хронические либо острые отравления ядовитыми веществами способны привести к тяжелым последствиям. Хронические отравления часто связаны с ошибками родителей в дозировке лекарственных препаратов, а острое может возникнуть, если ребенок залезет в аптечку и наглотается таблеток, выпьет или съест что-то из бытовой химии.
  5. Детские инсульты. Наблюдаются редко, но возможны. Мозг, переживший тяжелое нарушение кровообращения, уже не способен функционировать должным образом, и церебрастения — не самое опасное последствие.
  6. Артериальная гипертензия. Длительная артериальная гипертензия влияет на развитие энцефалопатии — хронического ишемического поражения головного мозга. Церебрастения, связанная с гипертонией, чаще проявляется в подростковом возрасте.
  7. Осложнения после оперативных вмешательств. Некоторые хирургические операции могут привести к возникновению кратковременной гипоксии.
Читайте так же:  Судебные приставы полюстровский осп

Церебрастенический синдром может развиться в любом возрасте, но чаще всего обусловлен нарушениями в процессе беременности и родовой деятельности.

Симптомы и признаки

Основная симптоматика церебрастенического синдрома:

  • эмоциональная лабильность (скачки настроения);
  • повышенная чувствительность;
  • обидчивость, слезливость;
  • повышенная степень утомляемости;
  • регулярные боли в голове, при которых могут наблюдаться тошнота, головокружение, рвота;
  • проблемы со сном (ребенок с трудом засыпает, часто выглядит сонным и измученным);
  • трудности при попытке сконцентрироваться (ребенок не может длительное время планомерно заниматься одной деятельностью, быстрее теряет интерес, чаще меняет виды деятельности, сильнее нуждается в отдыхе);
  • нарушения в процессах запоминания и воспроизведения информации, которые усложняют процесс интеллектуального развития ребенка;
  • выраженная морская болезнь при поездках, также ребенок не любит качаться на качелях и каруселях;
  • плохая переносимость жары;
  • острая реакция на яркий свет, громкие звуки, особенно во младенческом возрасте;
  • низкая работоспособность, обусловленная повышенной утомляемостью, проблемами с памятью, вниманием, приводит к возникновению трудностей в школе;
  • задержки в интеллектуальном, речевом и физическом развитии (обычно умеренные);
  • проблемы в процессе адаптации к детскому саду, школе;
  • медленное развитие навыков чтения, счета и письма.

Младенцы с церебрастенией часто кричат без видимой причины, беспокойно спят, тревожны.

Разновидности

Церебральный синдром имеет две разновидности:

  1. Астеногипердинамическую, при которой дети суетливы, раздражительны, взвинчены, чрезмерно активны, склонны к беспричинным приступам агрессии. Дети с астеногипердинамической церебрастенией склонны к впадению в ярость, могут наброситься на обидчика и избить его, не осознавая до конца свои действия.
  2. Астеноадинамическую, при которой у детей отмечается апатичность, безразличие, вялость, заторможенность, низкий интерес к разным видам деятельности. Дети с астеноадинамической церебрастенией могут стать объектом насмешек и унижений в школьные годы из-за их психологических особенностей и проблем. Они чувствительны, редко способны дать отпор тем, кто унижает, слезливы.

Чем опасно расширение субарахноидального пространства у грудничка? Ответ узнайте прямо сейчас.

Осложнения и последствия

Если заболевание выявлено своевременно, после проведения лечения симптоматика церебрастении значительно смягчается, но позднее выявление чревато следующими проблемами:

  1. У детей наблюдаются отставания в развитии, которые сложно компенсировать, некоторым из них приходится посещать учебные заведения, специализирующиеся на обучении отстающих в развитии детях.
  2. Дети склонны к возникновению различных психических отклонений, таких как депрессия, неврозы, ипохондрия, тревожные и панические расстройства. Нарушения работы психики ведут к появлению соматических (физических) патологий: страдает желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая система, дети чаще болеют инфекционными заболеваниями.
  3. В будущем такие дети могут стать асоциальными, пристраститься к алкоголю, наркотикам, покончить жизнь самоубийством.

Поэтому родителям важно присматриваться к поведению ребенка и проконсультироваться с педиатром при наличии характерных симптомов.

Чем раньше будет выявлена патология, тем больше шансов, что удастся компенсировать нарушения.

Диагностика

Перед лечащими врачами стоит задача не только выявить церебрастению, но и отличить ее от ряда других психических и неврологических отклонений.

Показаны следующие диагностические мероприятия:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • консультации у педиатра, психотерапевта, психиатра, невролога;
  • ультразвуковое исследование сосудов.

В зависимости от симптоматических особенностей, могут быть показаны дополнительные обследования и консультации.

Лечение нацелено на устранение повреждений в структурах головного мозга и улучшение мозгового кровоснабжения.

Для улучшения течения обменных процессов в тканях мозга показано применение следующих групп медикаментов:

  • ноотропы (Церебролизин, Билобил, Актовегин);
  • адаптогенные препараты (настойка элеутерококка, Политабс).
  • медикаменты, содержащие аминокислоты (Амвикс, Феличита).
  • витаминные препараты, в особенности комплексы, содержащие весь список витаминов, из группы B.
  • средства, благоприятно влияющие на мозговое кровообращение (Никошпан, Ницерголин, Кавинтон).

Они оказывают положительное воздействие на функционирование мозга, повышают успешность других методов лечения и улучшают общее состояние ребенка.

Также могут быть назначены седативные средства (Валериана, Персен), которые улучшают сон и уменьшают тревожность.

При лечении церебрастении применяются методы психотерапии.

Занятия с психотерапевтом помогают ребенку адаптироваться в детском коллективе, повысить интерес к обучению, уменьшить выраженность тревожности, страхов.

Психотерапевт также дает родителям советы, которые помогут им мотивировать ребенка и самостоятельно помогать ему.

Советы родителям

  1. Рекомендуется создать для ребенка максимально благоприятную обстановку, уменьшить уровень стресса в его жизни (исключить наказания, общаться спокойным тоном, конфликты решать в процессе беседы, лишенной агрессии), чаще хвалить и выражать любовь.
  2. В случае необходимости нужно отказаться от посещения кружков, секций и обсудить с воспитателями или учителями особенности дальнейшего взаимодействия с ребенком. Если в школе или саду ребенок чувствует себя некомфортно (там есть неприятные ему люди, взрослые общаются с детьми криком), нужно сменить учебное заведение либо перейти на домашнее обучение.
  3. Следует восстановить режим дня, если он был сбит. Важно, чтобы ребенок ложился и вставал в одно и то же время и успевал выспаться.
  4. Сну ребенка нельзя мешать. В его комнате должно быть тихо и темно. Перед сном полезно искупать его, прочитать сказку вслух.
  5. Если ребенок регулярно играет в компьютерные игры или смотрит телевизор, это перевозбуждает его нервную систему. По возможности следует сократить количество часов, проводимых за компьютером и телевизором, но делать это следует мягко, без жестких запретов и наказаний.

Можно подобрать для него подходящий контент: познавательные детские передачи и развивающие игры, лишенные жестокости, положительно скажутся на его умственном развитии.

  • Полезно записать ребенка на плаванье.
  • Также при лечении церебрастенического синдрома применяются физиотерапевтические процедуры.

    Прогноз и армейская служба

    Если лечение было начато в раннем возрасте, прогноз положительный: мозг ребенка пластичен, поэтому удается скорректировать большую часть нарушений.

    Чем старше ребенок, тем сложнее добиться радикальных изменений в его состоянии.

    Также прогноз зависит от причин возникновения патологии и степени выраженности поражения мозга.

    Армейская служба неблагоприятно отразится на состоянии человека с церебрастеническим синдромом, даже если его лечение позволило смягчить многие симптомы.

    Но, несмотря на это, не все подростки получают возможность избежать армии. Решение принимается специалистами из приемной комиссии на основе состояния подростка.

    Профилактика

    Чтобы уменьшить риск возникновения врожденной церебрастении, матери в период вынашивания следует отказаться от вредных привычек, по возможности не использовать медикаменты, которые неблагоприятно скажутся на здоровье ребенка, вовремя лечить все возникшие заболевания, не контактировать с людьми, которые болеют инфекционными заболеваниями.

    Перед планированием беременности важно пройти тщательную диагностику и вылечить выявленные болезни.

    Чтобы не допустить возникновения приобретенного церебрастенического синдрома, следует вовремя лечить вирусные заболевания, чтобы они не привели к развитию тяжелых осложнений, беречь ребенка от падений, следить, чтобы его рацион был полноценным, тщательно прятать лекарства и бытовую химию.

    При появлении изменений в поведении и характере ребенка, особенно если он ранее перенес инфекции, сотрясения, ушибы мозга, интоксикации, важно обратиться в лечебное учреждение.

    Доктор Комаровский о неврологических проблемах у малышей в этом видео:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

    Церебрастенический синдром: причины, симптомы и лечение

    Церебрастения является одним из самых распространенных последствий органических поражений головного мозга после перенесенных черепно-мозговых травм, инфекций и интоксикаций.

    Это серьезное неврологическое расстройство, характеризующееся так называемой раздражительной слабостью, проявляющейся раздражительностью и склонностью к аффективным вспышкам на фоне повышенной утомляемости и истощаемости психических процессов.

    Церебрастенический синдром может быть диагностирован и у детей разного возраста, и у взрослых, симптоматика и ее выраженность будут зависеть от причин и степени поражения мозга, возраста больного, компенсаторных возможностей организма.

    Разберемся в терминах

    При постановке диагноза врач может использовать термин церебрастения или церебрастенический синдром. У этих состояний практически одинаковые причины и симптоматика, оба являются не заболеванием как таковым, а его отдаленным последствием.

    Термин синдром чаще применяют при неясной этиологии и патогенезе. После уточнения этиологии слово синдром не всегда заменяется словом церебрастения, оба термина могут существовать в названии патологии как равнозначные.

    Синдромный диагноз обычно ставится при меньшем объеме диагностических исследований, но для назначения лечения он достаточен.

    Причины развития церебрастении

    Органическое поражение мозга, ведущее к его истощению и развитию церебрастении, могут вызывать следующие внешние и внутренние факторы:

    Читайте так же:  Контакт с живой вакциной полиомиелита

    • черепно-мозговые травмы, ушибы головы, сотрясения мозга, контузии;
    • вирусные, бактериальные, грибковые нейроинфекции головного мозга – энцефалит, менингит;
    • общие вирусные и бактериальные инфекции с токсическим поражением тканей мозга;
    • хроническая интоксикация организма экзогенная (токсины поступают из внешней среды) и эндогенная (токсины образуются вследствие повреждения тканей, развития заболеваний);
    • нарушение питания нервных клеток мозга вследствие инсульта, гипертонии, атеросклероза;
    • анемическая, циркуляторная, гистотоксическая гипоксия после перенесенных хирургических операций.

    Посттравматическое истощение

    Выраженность симптоматики посттравматической церебрастении зависит от тяжести черепно-мозговой травмы. После травм легкой степени в отдаленном периоде отмечаются частые головные боли, повышенная утомляемость, у школьников наблюдаются трудности в обучении.

    После тяжелых травматических состояний у больного могут отмечаться сумеречные состояния, спутанность речи и мышления, дезориентировка во времени и окружающей среде, повышенная сонливость, признаки оглушения.

    Для посттравматической церебрастении характерно астеническое состояние с выраженными вегетативными расстройствами, чрезмерная эмоциональная возбудимость, беспричинное беспокойство, повышенная чувствительность к громким звукам и яркому свету.

    Более выражены аффективные нарушения: раздражительность, агрессия, взрывчатость. Когнитивные нарушения чаще всего проявляются понижением уровня самокритики и оценки окружающих обстоятельств.

    Особенности синдрома у детей

    У детей церебрастенический синдром вызывают ранние резидуально-органические поражения мозга во внутриутробном периоде при патологическом течении беременности с токсикозами, гипоксией плода, резус-конфликтом, заболеваниями матери, угрозой невынашивания, родовые травмы, а также черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания в раннем возрасте.

    Степень его проявления в большей мере зависит от возраста, в котором произошло повреждение, чем от патогенного фактора.

    Проявления неврологических расстройств со временем уменьшается, а не нарастает, поскольку детский организм обладает высокими компенсаторными возможностями. Поэтому у большинства детей по мере взросления симптомы церебрастенического синдрома полностью исчезают.

    Симптоматика расстройства

    При астеногипердинамическом варианте церебрастении преобладают суетливость, двигательная расторможенность и активность, непоседливость, нервная возбудимость, агрессия, раздражительность.

    При астеноадинамическом варианте преобладают вялость, апатия, сонливость, заторможенность, бездеятельность.

    Общие симптомы церебрастении:

    • эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, повышенная ранимость и восприимчивость к внешним воздействиям, плаксивость, обидчивость;
    • повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы;
    • ухудшение памяти и концентрации внимания;
    • нарушения сна – бессонница или постоянная сонливость;
    • головные боли, часто сопровождающиеся тошнотой, рвотой, нарастающие при утомлении, резких движениях;
    • головокружения, полуобморочные состояния с потемнением в глазах и ощущением резкой физической слабости;
    • плохая переносимость езды в транспорте, жары и духоты;
    • потливость, недостаточность терморегуляции, колебания температуры тела, тахикардия;
    • повышенная чувствительность к слуховым, световым и обонятельным раздражителям;
    • длительное снижение работоспособности при интеллектуальной нагрузке.

    Симптомы синдрома у детей раннего возраста:

    • двигательное беспокойство;
    • беспричинный плач, крик;
    • прерывистый сон;
    • задержка становления моторных функций, речевого развития.

    Симптоматика у детей дошкольного и школьного возраста:

    • в моторной сфере возможно два противоположных варианта: двигательная расторможенность либо наоборот, вялость и инертность;
    • трудности адаптации к школе;
    • длительное сохранение дефектов речи;
    • затруднения при выработке навыков чтения, письма, счета;
    • плохое запоминание учебного материала;
    • непереносимость катания на каруселях, качелях;
    • частая беспричинная смена настроения, капризность, недовольство, тоскливость.

    Постановка диагноза

    Диагноз ставится на основании клинических признаков и анамнеза.

    Для его уточнения назначают точные методы исследования – электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ), которые позволяют выявить дисбаланс и недостаточность нейромедиаторного и ферментного обеспечения деятельности головного мозга.

    Сложности диагностики возникают из-за слишком большого набора клинических признаков, обуславливающих данное состояние.

    Цели и методы лечения

    Лечением церебрастении занимается врач-невропатолог, оно основано на прямом стимулировании нервной деятельности и восстановлении нервной системы.

    Его цели – восстановление поврежденных тканей и клеток, стимуляция развития мозга, ликвидация последствий его повреждения. В тех случаях, когда истощение мозга связано с конкретными заболеваниями, требуется консультация соответствующего специалиста.

    Медикаментозное лечение направлено на улучшение метаболизма нервной ткани (препараты ноотропного ряда, улучшающие психические процессы и повышающие физиологический тонус, адаптогены, аминокислоты, витамины группы В, биогенные стимуляторы) и усиление мозгового кровотока (Кавинтон, Циннаризин, Никошпан).

    Комплексное биологическое лечение включает дегидратацию, направленную на уменьшение ликворной гипертензии, витаминотерапию, применение при необходимости рассасывающих и сосудорасширяющих средств, вегетотропных препаратов.

    Важную роль в реабилитации детей играет организация специального процесса обучения, щадящий режим дня, диета с большим содержанием молочных и растительных продуктов, физиотерапевтические и водные процедуры.

    Прогноз и осложнения

    В большинстве случаев прогноз при церебрастении благоприятный, особенно в детском возрасте, после адекватной терапии и санаторно-курортного лечения ее симптомы практически исчезают.

    Однако данное неврологическое расстройство у детей предрасполагает к снижению успеваемости в школе, формированию отрицательных черт характера, неврозам, такие дети легче поддаются отрицательному влиянию, чаще подражают асоциальному поведению.

    При несоблюдении щадящего режима и неблагоприятных ситуационных воздействиях синдром может перерастать в более грубую патологию личности.

    Профилактика – возможна ли?

    Чтобы максимально снизить риск развития церебрастении у детей раннего возраста, будущей маме необходимо своевременно лечить хронические заболевания до и в течении беременности, корректировать эндокринные, сосудистые и прочие патологии беременности, своевременно обращаться за квалифицированной помощью при наличии признаков токсикоза, резус-конфликта, угрозы невынашивания, гипоксии.

    Избежать нервного истощения поможет тщательная диагностика и коррекция неврологических нарушений, профилактика детского травматизма, своевременное и грамотное лечение инфекционных заболеваний, интоксикаций.

    Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей и взрослых: причины, признаки, как лечить

    Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, сниженные умственную трудоспособность и способность к обучению. Пациенты с церебрастеническим синдромом обычно наблюдаются у невролога.

    Среди больных с диагнозом ЦАС преобладают дети. Это не случайно, ведь детский мозг очень подвержен неблагоприятным воздействиям не только в первые годы жизни, но и на этапе формирования нервной системы во время внутриутробного развития.

    В основе церебральной астении лежит органическое поражение головного мозга, а проявления его могут быть настолько разнообразны, что не всегда точный диагноз ставится вовремя. Взрослые списывают его проявления на усталость, возраст, перенесенные в прошлом травмы или инфекции, не придавая должного внимания прогрессированию патологии.

    Особой настороженности заслуживает это состояние в педиатрии. Дети, страдающие легкими формами церебрастенического синдрома, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам в надежде, что ребенок все «перерастет».

    При церебрастении больные нуждаются не только в соответствующем лечении, но и особом образе жизни, отношении близких и друзей, понимании со стороны педагогов. В этой связи своевременная диагностика ЦАС и информирование родственников об особенностях патологии приобретают большой смысл.

    Причины церебральной астении

    Причиной церебрастенического синдрома выступают состояния, которые приводят к структурным (органическим) изменениям в мозговой ткани. Среди них наибольшее значение имеют:

    • Внутриутробная гипоксия плода на фоне патологического течения беременности и родов, внутриутробного инфицирования;
    • Родовые травмы с асфиксией новорожденного;
    • Недоношенность;
    • Прием беременной некоторых лекарств;
    • Нейроинфекции (менингит, энцефалит);
    • Черепно-мозговые травмы;
    • Хирургические операции, особенно, у детей;
    • Атеросклероз.

    Основным фактором риска развития ЦАС считают патологию беременности и родов, когда очень хрупкая и чувствительная нервная ткань мозга подвергается действию гипоксии. Недостаток кислорода вызывает не только нарушение созревания структур мозга, но и повреждения отдельных его элементов. Не случайно церебральная астения чаще всего диагностируется у малышей и детей школьного возраста.

    Черепно-мозговые травмы, особенно ушибы мозга, не проходят бесследно. Их последствия в виде церебральной астении могут проявиться даже спустя несколько лет. Для детей травмы несомненно более опасны, чем для взрослых людей, но высокие компенсаторные возможности нервной ткани позволяют не только предупредить, но и эффективно лечить все проявления астении.

    Особый фактор риска – хирургическая операция, во время которой мозг испытывает гипоксию и нарушение трофики. Усугубляют ситуацию гипотония, послеоперационные кровотечения, нарушения электролитного обмена. Не последнюю роль играет и необходимость проведения общего наркоза, препараты для которого могут оказывать негативное влияние на головной мозг.

    При воздействии перечисленных выше факторов повреждаются нейроны, нарушаются связи между ними, затрудняется передача нервных импульсов, поэтому пациенты испытывают трудности прежде всего при умственной деятельности. У детей признаки церебральной астении становятся очень заметны при посещении детских коллективов – садов, начальной школы.

    Проявления церебральной астении

    Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

    На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов. На фоне постоянного чувства усталости присоединяется раздражительность, которая истощает больного и заставляет обращаться за помощью.

    Читайте так же:  У ребенка начинается ангина как лечить

    По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

    • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
    • Сниженная способность к обучению;
    • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
    • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
    • Головные боли, тошнота;
    • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
    • Рассеянность, неусидчивость у детей;
    • Эмоциональная нестабильность.

    Церебрастенический синдром у детей

    Церебрастенический синдром у детей проявляется нарушением в общем развитии, в интеллектуальной сфере и поведении. При ЦАС вследствие внутриутробной гипоксии и патологии родов признаки поражения мозга заметны уже после рождения: малыш беспокоен, плохо спит, отстает в развитии, возможно нарушение аппетита. По мере роста присоединяются другие изменения – нарушается умственное развитие, происходит дезадаптация в коллективе.

    Стоит отметить, что изначально интеллект у такого ребенка может быть достаточным, но в силу неспособности сконцентрироваться на обучении, невозможности запомнить даже небольшой объем информации маленькие пациенты нередко отстают в развитии от сверстников.

    Дети с ЦАС отвлекаются, неусидчивы, могут заниматься одним делом около 15-20 минут, после чего чувствуют сильную усталость. Быстрая утомляемость может быть причиной того, что ребенку невозможно будет длительно находиться в коллективе сверстников, «выседеть» весь урок. При обучении больные делают ошибки при письме, путают и пропускают буквы, плохо воспроизводят прочитанное.

    Наряду с быстрой интеллектуальной истощаемостью, при церебральной астении всегда присутствует психический компонент. Больные склонны к немотивированной агрессии, вспышкам гнева, раздражительны, при этом страдают сниженной критикой к происходящему и себе. Дети мучаются различными страхами, энурезом, могут испытывать чувство постоянного беспокойства, вероятны неврозы и заикание.

    Возможно наличие вегегативной симптоматики в виде нарушения деятельности пищеварительной системы, потливости, колебаний артериального давления. Поездка в транспорте или необходимость нахождения в душном или жарком помещении становятся настоящей пыткой, а на любое изменение погоды ребенок реагирует обострением симптоматики и ухудшением самочувствия.

    При церебральной астении дети очень чувствительны к окружающим условиям. Так, они остро реагируют на яркий свет, громкие звуки, различный шум, поэтому родители должны быть осведомлены о таких проявлениях патологии, чтобы создать максимально комфортные условия для ребенка.

    При черепно-мозговых травмах или инфекционной природе церебральной астении, признаки патологии появляются не сразу, а постепенно, после перенесенного причинного заболевания. Это требует постоянного динамического наблюдения за растущим ребенком.

    Церебральная астения у взрослых

    Церебрастенический синдром у взрослых чаще всего появляется после перенесенных травм или воспалительных процессов головного мозга. Возможны его признаки после инсультов — кровоизлияний и инфарктов мозга, на фоне выраженного атеросклероза, приводящего к сильной гипоксии. В последнем случае обычно преобладает диагноз дисциркуляторной дистонии.

    Проявления ЦАС у взрослых сводятся к когнитивным нарушениям. Больной не в состоянии заниматься привычными видами деятельности, требующими концентрации внимания, плохо запоминает и воспроизводит простейшую информацию. Даже чтение книг может вызвать трудности и быструю утомляемость. Церебральной астении сопутствует постоянное чувство усталости, желание отдохнуть, поспать. Уже к обеду пациент очень утомлен и не в состоянии работать.

    Снижение интеллектуальных способностей сопровождается апатией, раздражительностью, частыми сменами настроения. Нередки вегетативные расстройства в виде колебаний давления, потливости, плохой переносимости высоких температур, духоты, яркого света и шума. Больные испытывают головные боли, возможна бессонница.

    Посттравматический ЦАС имеет некоторые особенности. Так, пациенты после черепно-мозговой травмы более склонны к поведенческим реакциям, выражающимся в агрессии, немотивированных поступках, повышенной возбудимости. Они очень сильно реагируют на внешние раздражители – яркий свет, громкий звук.

    После перенесенной травмы пациент долго помнит пережитые им страдания, склонен к постоянной тревоге и беспричинному беспокойству, нарушениям сна и переживаниям. Признаки церебральной астении могут возникнуть не сразу, а через несколько недель или месяцев после травмы, поэтому весь период выздоровления больной должен находиться под наблюдением. Большое значение имеет помощь и внимание со стороны родных и близких, которые могут сделать адаптацию к привычной жизни более комфортной.

    По течению церебрастенические расстройства могут быть явными или скрытыми. Скрытый ЦАС представляет собой более опасный вариант. При явной форме все его симптомы хорошо выражены, поэтому такой пациент не остается без внимания специалистов, в то время как скрытое течение патологии нередко приводит к поздней диагностике, а больной длительное время пытается бороться с недугом самостоятельно, принимая его за стресс и переутомление.

    Лечение церебральной астении

    Перед началом терапии пациент с подозрением на церебральную астению проходит детальное обследование, включающее оценку жалоб и симптомов, проведение МРТ, КТ головного мозга, УЗИ сосудов, электроэнцефалографию и т. д., в зависимости от причин заболевания.

    Лечение ЦАС должно быть комплексным, включающим и медикаментозную коррекцию имеющихся расстройств, и соответствующий образ жизни, и психологическую поддержку не только специалиста, но и родных.

    Медикаментозная терапия направлена на улучшение функции головного мозга и состоит в назначении ноотропных, сосудистых препаратов, витаминов и микроэлементов:

    • Фезам, ноотропил, ницерголин, препараты, содержащие экстракт Гинкго билоба улучшают кровообращение в мозге, нормализуют обменные процессы, способствуя восстановлению памяти, улучшению общего эмоционального фона;
    • Антидепрессанты и успокоительные средства – показаны при апатии, склонности к депрессии, выраженной раздражительности;
    • Витаминные комплексы, содержащие витамины группы В, микроэлементы (магний, кальций) – улучшают трофику и ускоряют восстановление после перенесенной гипоксии;
    • При бессоннице показаны снотворные препараты.

    Для любителей народной медицины тоже есть средства, помогающие снять некоторые симптомы. Так, не лишними будут настои из травы мелиссы, валерианы, пустырника. Эти травы обладают хорошим успокоительным эффектом и безопасны для большинства взрослых пациентов, а при желании их дать детям лучше все же проконсультироваться у врача.

    Популярностью пользуются физиотерапевтические процедуры, позволяющие больному расслабиться, снять нервное перенапряжение. Возможен массаж, иглорефлексотерапия. Снизить возбудимость хорошо помогают все виды водных процедур – ванны с минералами, плавание, душ-массаж и т. д.

    В комплексной терапии ЦАС есть место и лечебной физкультуре. Упражнения позволяют пациенту отвлечься от переживаний и тягостных мыслей, улучшают кровообращение, повышают общий тонус. Возможны как групповые, так и индивидуальные занятия. Важно, чтобы упражнения не вызывали переутомление и сильную усталость, поскольку пациент может вновь почувствовать слабость и впасть в апатию.

    Больным церебральной астенией нужно соблюдать режим, больше гулять на свежем воздухе, избегать переутомлений и сильных нагрузок, постепенно увеличивая их объем по мере выздоровления. Лучше исключить поездки в транспорте, громкие звуки и яркий свет.

    Дети, страдающие церебральной астенией, должны наблюдаться у невролога и проходить медикаментозное лечение. Во всех случаях, когда нарушена адаптация в коллективе или обучение в школе, требуется помощь психолога и специальная коррекционная программа обучения. Возможно, такого ребенка направят в специализированное учебное заведение, где работают подготовленные специалисты.

    Родители ребенка, страдающего ЦАС, должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники. Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов. Неуспеваемость по всем предметам должна настораживать родителей уже в начальных классах, поскольку своевременное лечение и специальная программа обучения могут помочь правильному развитию в дальнейшем.

    В целях профилактики ухудшений самочувствия и возврата негативных симптомов пациентам с ЦАС рекомендуется больше отдыхать, избегать стрессов и эмоциональных переживаний, гулять в тихих спокойных местах. Очень важна помощь и поддержка близких, которые могут создать условия для хорошего настроения. Нет ограничений по приему витаминов и микроэлементов, а в случае возврата беспокойства больной сам может принять успокоительные препараты, которые ему уже выписал врач.

    Когда юноша, страдающий церебральной астенией, заканчивает школу, у родителей возникает закономерный вопрос: что будет со службой в армии. По-хорошему армия и ЦАС – вещи несовместимые, так как изменение режима, строгие рамки, риск травмирования головы, большие физические нагрузки могут значительно усугубить состояние. Вопрос отстранения от службы в армии решает комиссия врачей и всегда – в пользу больного.

    Прогноз при ЦАС в целом неплохой. Своевременно принятые меры и постоянное наблюдение позволяют восстановить эмоциональный фон, умственные способности, память. Большинство пациентов адаптируются к жизни в социуме, возвращаются к работе, обучаются в школе.