Меню

Целостное развитие ребенка дошкольника

Целостное развитие ребенка дошкольника

Трудно спорить с постулатом о том, что ребенок развивается как цельный феномен. Невозможно представить себе, что в определенные часы или годы происходит развитие какого-либо конкретного психического процесса. Еще нелепее выглядит предположение о том, что, например, в педагогическом процессе детского сада утром осуществляется только физическое, а вечером — интеллектуальное развитие дошкольника.

Однако и психолого-педагогическая наука, и педагогическая практика по сей день не дают однозначного ответа на вопросы:

· как понимать целостность человека, каковы ее составляющие, что образует «ядро» этой целостности?

· как объяснить проблему целостности развития?

· как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?

Объясним свою точку зрения на эти вопросы. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что возвращаться к этому материалу, возможно, придется в процессе чтения других разделов книги, поскольку излагаемые мысли являются выражением авторских мировоззренческих идей, взглядов, философско-педагогической позиции, т.е. методологическим подходом к рассмотрению проблемы музыкального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В качестве преамбулы обратим ваше внимание на три ремарки. Во-первых, целостность — это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого объекта (в нашем случае — человека), так и во взаимодействии его с окружающим миром. Многие ученые придерживаются точки зрения, что целостность — это синтез качеств, характеризующих высший уровень развития.

Для дошкольников

  • Главная
  • Воспитание
  • Педагогическая концепция целостного развития дошкольника
  1. Технология развивающего обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа и тд)

Механизмы реализации воспитательной системы:

Чем больше познаешь тонкости детского мировосприятия, тем больше любишь каждого ребенка. Если бы каждый день не открывал передо мной что-то новое в каждом ребенке, я считала бы педагогику скучной профессией, а день на работе -прошедшим зря.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
  1. Открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями, другими учреждениями города и района, воспитание на социокультурном опыте.

В основе концепции моей воспитательной системы

лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, природа, творчество, общение со взрослыми и сверстниками.

2.Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) .

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3.Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Моя воспитательно-образовательная система основывается на любви, как основополагающей деятельности, природосообразности ребенка и средовом подходе.См приложение №1

Моя воспитательно-образовательная система реализуется на практике:Календарно-тематическое планирование,структура и содержание НОД на природе. См приложение №2, №3

Но разве можно почувствовать только на основании моей концепции, что происходит в душе ребенка?

Я убеждена, что главной целью нашей совместной деятельности с детьми должна быть радость, любовь. Любовь выражается в радости. Отсюда критерий качества образования –была ли радость?

Для детей радость заключена в игре, движении, творчестве, общении, труде, интересном и полезном деле. Если ее нет –ищу в чем ошиблась.

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются сформированные у детей следующие

интегративные качества личности:

  1. развитиеиндивидуальных особенностей ребёнка: выявленосостояние его физического и психического здоровья и определён уровень развития творческих способностей в разных видах деятельности;
  2. развитие личностных качеств: развивающаяся, способная к самосовершенствованию личность, с позитивной жизненной мотивацией, имеющей собственные ценности, способной к самостоятельному выбору на основе нравственных ценностей, креативная в быстроменяющемся мире;
  3. физическое здоровье:ребёнок в совершенстве владеет своим телом, культурно-гигиеническими навыками, различными видами движений, имеет представление о здоровом образе жизни, чувствует себя бодрым и счастливым;
  4. социальная зрелость: выпускник владеет первичными навыками управления своей деятельностью, деятельностью группы, свободно высказывает своё мнение, терпим к иному мнению, желает развиваться вместе с другими;
  5. интеллектуальное развитие:ребёнок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, планированию; осведомлён в различных сферах жизни, устанавливает причинно-следственные связи;
  6. социокультурное развитие:выпускник уважает традиции своего народа, присоединён к основным ценностям российской цивилизации, приобрёл новый социокультурный опыт, имеет опыт взаимодействия, позволяющий самоутверждаться дальше.

Вывод.На выходе из детского сада у выпускника ДОУ: сформированы нравственно-патриотические основы, ребёнок гармонично разносторонне развитый, здоровый, легко социализирующийся к меняющимся условиям школьного обучения, способный занять в будущем индивидуальное место в мире, как зрелая личность, проявляет активность и интерес к учебной деятельности и окружающему миру, стремится овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.

До совершенного воспитателя мне далеко, но я счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю, с теми, кого люблю.

Будем делиться нашей любовью – пусть её станет больше!

Предварительный просмотр:

Тема: «Поможем разморозить море и отогреть его сердце»

Цель: прочувствованное освоение детьми нравственной категории «Добрые дела»

Воспитательная — воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море;

Развивающая — развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела.

Обучающая — Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

ТСО Оборудование: Проектор, подключенный к компьютеру с динамиками и экран, презентация для занятия, магнитофон, репертуар: песня «Балтийский артек», К. Сен-Санс «Аквариумные рыбки», шум моря «Восхищение дельфинов».

6 столов, скатерти, морской песок, заготовки рыб, клей-карандаш, фломастеры, мягкие мелки, контуры и тд, плакат морские обитатели, оргстекло, шкатулка впечатлений, слова-картинки, тактильное сердце, сердечки с янтарем..

Формы работы: подгрупповая.

1. Здравствуйте ребята! меня зовут Татьяна Викторовна. Давайте будем знакомиться, только необычным способом: будем называть свое имя и качество, передавая ракушку. Мое имя Татьяна, а качество общительная, начина: я Татьяна Общительная.

Наша ракушка хочет поделиться тайнами моря и приглашает к волшебному экрану.

Есть у моря свои законы.

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло- синим,

Просто светлым и просто синим,

Чуть колышимым лёгким бризом!

Когда я была маленькой девочкой, мечтала увидеть море .

А теперь я живу рядом с Балтийским морем, часто хожу к нему на встречу, а потом рассказываю всем о своих впечатлениях. Море мне стало настоящим другом, в минуту радости и печали оно помогает мне!

— Беседа с детьми вопрос: Что вы любите делать на море, когда приходите к нему в гости?

Начинаем рассказывать со слов «Я Люблю на море»: (морской камень)

Обобщение:как хорошо, что вы любите море, любите играть на море, купаться и т.дукрепляете свое здоровье. Переход к игре

Представьте, что мы на море. Поздороваемся с ним и поиграем в игру «Приветики».Мы будем с вами здороваться разными способами. Пока музыка играет, вы двигаетесь, танцуете, как хотите, как только закончиться музыка будете здороваться. Я вам слово говорю, от вас движения я жду. «Балтийский артек»

Вы слышите? Что это? Это шумит море. Посмотрите.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

На этом корабле плывут Герда и Кай, они спасаются от Снежной Королевы. (Шторм на море шум)

Море помогло детям убежать от Снежной Королевы.

Кадр Снежная Королева: А она за это решила заморозить море.

Кадр Замороженное море

Кадр Кай и Герда: Дети нас море спасло, мы благодарны ему, но у него теперь такое же холодное сердце, как у Кая, помогите снять чары Снежной Королевы и отогреть сердце моря.

Дети, вы готовы помочь морю?

Тогда, что бы нас не заморозила Снежная королева, надо не смотря ни на что сохранить тепло наших сердец и запастись доброжелательностью друг другу. Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь.

Отгадайте загадку и у нас появится сказочная помощница. Попробуйте в паре собрать части сердца. Нарисуйте мысленно сердце. У нашего моря оно широкое , любящее.

Я: А вы готовы помочь морю?

Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь. Отгадайте загадку и у нас появиться сказочная помощница.

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Кадр: Золотая рыбка Приплыла из сказки о царе Салтане?.

Наша сказочная помощница нам принесла волшебный песок с теплого моря, он поможет нам разморозить море. Посмотрите, на песке есть волшебный круг.Круг можно превратить во что угодно, Нарисуйте пальчиком, во что прекратиться ваш круг.

Расскажи золотой рыбке что ты нарисовал(а) ?

Я нарисовала солнце, оно помогло отогреть море.

Кадр: растаявшего моря

Рыбка говорит, что вы можете ей помочь оживить подводный мир моря.

А поможет нам в этом волшебный песок.

Музыка:Проходите, я расскажу вам, как песок с вашей помощью оживит обитателей моря.

Перед вами лежат рыбки, выберите ту, которая вам нравиться, намажьте рыбку клеем и приложите клеевую сторону к песку. Какие необычные, яркие, живые, красивые замечательные рыбки у вас получились, оживайте рыбки и плывите в море — Плывите рыбки ко мне, кто нырять может, поплыли теперь по кругу, змейкой, стайкой. Плывите рыбки в море.

Давайте поиграем в прятки, спрячемся на дне.(накрываю оргстеклом) Смотрите, а на дне ничего нет, будем рисовать камни и водоросли. А помогут нам разные фломастеры, прилипалки, мягкие мелки, контуры.

Какие вы молодцы, мы вместе оживили подводный мир моря. Играем 2 раза

Плывите рыбки ко мне.

Рыбки плавают. Ныряют. Наше море согревают.

Посмотрите, мы своими движениями еще больше отогрели море.

Кадр.Оно еще больше оттаяло.

Кадр Рыбка. Рыбка нас благодарит и дарит шкатулку впечатлений.

Шкатулка впечатлений: У меня в руках шкатулка впечатлений. А в ней последнее, но оно самое важное задание. Здесь слова живут в картинках. Я с вами ими поделюсь, называю слова, а вы их запоминайте.

Закройте глаза слушайте и запоминайте.

Экзистенциализм как педагогическая концепция — Дошкольная педагогика — Учебные материалы для студентов

Экзистенциализм как педагогическая концепция

Экзистенциализм (фр. existentialisme; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование («экзистенция») и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.) . Под влиянием социальных условий человек «ломает» или «теряет» свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Читайте так же:  Роль загадки в развитии старшего дошкольника

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США) , У. Баррет (Великобритания) , А. Фаллико (Италия) , М. Марсель (Франция) , Т. Морита (Япония) и др.) . Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность.

Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом.

Планирование воспитательно-образовательной работы становится «открытым», т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь.

Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Отметим нюанс. Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся «уподоблять себя» друг другу.

Межу тем, для ситуативного подхода более, чем для других подходов, для воспитателей характерна работа в разновозрастных группах – от 4-6 месяцев до 10-12 лет. Это еще один повод для того, чтобы выступать против использования коллективных методов и приемов обучения.

В экзистенциальной педагогике, как нигде, требуется гибкость воспитательных воздействий.

Воспитателю отводится своеобразная роль в педагогическом процессе. Он обязан прежде всего заботиться о создании своеобразной атмосферы, не ограничивающей процесс самовыражения детской личности. Взрослый просто не имеет права кричать на ребенка.

Никогда и ни при каких обстоятельствах. С ними разговаривают как со взрослыми, не меняя лексики. Называют детей полными именами (дети зовут воспитательницу тоже по имени) . Уважение к имени ребенка – это признание его права на индивидуальность.

Согласно экзистенциальной педагогике личность является высшей ценностью мира. Между тем, сохранить свою самобытность, обрести возможность выразить свое Я в ситуации общения с другими людьми, существования в обществе практически невозможно: все социальные институты направлены на унификацию поведения личности. Поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству, говоря языком экзистенциальной педагогики, «смотреть в самого себя».

Правила педагогической деятельности просты.

1. Меньше наставлений, больше дружеского участия. Этот принцип предполагает изъятие из арсенала средств педагогического общения с ребенком фраз-саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов-«должников», похвалы с подвохом, диагнозов мотивов поведения детей, несвоевременных советов, убеждения логикой, успокоения отрицанием и т.д. (табл. 12) .

Примеры высказываний-саботажников общения детей и взрослых

Пример саботажника общения

Пример высказывания взрослого по отношению к ребенку или детям

Если вы не сделаете так, как я сказала, то я вас накажу!

Перестаньте бегать! Иначе я всех посажу за столы и заставлю писать буквы!

Не спрашивайте, почему – делайте так, как вам сказано!

Вечно у тебя все из рук валится!

У тебя всегда какие-нибудь проблемы!

Такое мог придумать только идиот.

Что можно еще было ожидать от такого неряхи, как ты?

Ты должен вести себя хорошо! Вы не должны злиться!

Похвала с подвохом

Ты такая славная и добрая девочка! Уберись, пожалуйста, в игровом уголке вместо мальчиков!

Диагноз мотивов поведения

Ты сделала это нарочно, чтобы позлить меня!

Почему ты не сделал это вот так? Просто не обращай на них внимания! Если бы ты. то.

Нечего тут расстраиваться: вырастешь – все поймешь!

Не плачь! Ты сама виновата!

Давай, я помогу! У тебя не получится!

Отказ от обсуждения темы

Перестаньте жаловаться друг на друга! Я не вижу тут никакой проблемы!

Соревнование «Я» ребенка и взрослого

– Я вчера с мамой и папой была в зоопарке.

– А я вчера ездила на дачу. Мы сажали огурцы.

Не бойся! Это ничуть не страшно!

Не ругайся! Хорошие мальчики не ругаются плохими словами!

Не обижайся! Это нехорошо!

В связи с этим в некоторых странах, например во Франции, способность воспитателя к эмпатии считается одним из важных профессиональных качеств. Поэтому особенно ценятся такие качества воспитателя, как умение чувствовать себя на месте другого, сопереживать и способность к вступлению в конфликт и его позитивному разрешению.

2. «Протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни». Этот принцип требует избегания ситуаций, связанных с отказом от обсуждения вопроса, со сменой темы разговора, интересующего или волнующего ребенка, с использованием соревновательных ситуаций, которые часто применяются в ситуациях педагогического общения с ребенком.

Напротив, экзистенциальный педагог должен создать такую ситуацию общения, когда проблема ребенка будет осознана «здесь и теперь». В этом педагогу помогает концентрация внимания на способах выражения чувств ребенком, на согласованности его вербального и невербального поведения, на свою интуицию.

Часто в экзистенциальной педагогике используются техники и упражнения из гештальт-терапии: когда внимание ребенка обращается на осознание того, что он ощущает (уровень тела) , чувствует и думает. Например, ребенку предлагается закончить фразу: «Я должен. » – и заменить ее первую часть на словосочетание «я предпочитаю».

Затем новая фраза проговаривается полностью, а ребенок, выражая свое отношение к новому смыслу фразы, начинает по-другому воспринимать себя, свои чувства и мысли в данной проблемной ситуации. Аналогично проводится работа с фразами, начинающимися со слов «Я не могу. «, «Я боюсь, что. «, и заменяющимися на «Я не хочу» и «Я хотел бы».

Таким образом, в экзистенциальной педагогике большое значение уделяется внутреннему миру ребенка, созданию условий для осознания им единства переживаний, интересов и действий в каждой конкретной ситуации своей жизни – восприятие этой жизни как уникального, неповторимого бытия-в-мире. Особенное значение при этом имеет «погружение» ребенка в это бытие-в-мире и предоставление ему свободы – как писала известный психолог и педагог Ф. Дольто – свободы «быть и стать», права быть понятым и принятым другими, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами но жизни.

От взрослого здесь требуется не просто мастерство, а искусство воспитания. Дж. Аллан, например, рекомендует комментировать только изобразительные действия ребенка: «Ты рисуешь волнистую линию.

Теперь она поднимается вверх». Когда ребенок переходит к изображению людей и животных, взрослый может взять на себя функцию антиципации – предвосхищение результата действия ребенка: «Интересно, что будет сейчас делать медвежонок?

Что он хочет сделать сейчас посмотрим (ребенок рисует) . О чем же он думает? (ребенок объясняет) . Что он чувствует? (ребенок поясняет) . » Особое внимание при этом уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал. И сказал. И сделал.

И что из этого вышло») . Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.

3. «Не упускай случая вызвать очищающий бунт против самого себя».

Это сложный момент в работе с дошкольниками, однако приемы общения с ними все-таки разработаны. Например, игра «Работа с чувствами», в основу которой положена идея «инвентаризации чувств» Л. Сибли:

Постройтесь в шеренгу. Если вы согласны с моей характеристикой речки (после чтения рассказа) , то перейдите на другую сторону группы.

«Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону»

Программа государственной аттестации на бакалавра педагогики. — СПб.: Российский Государственный Пед

2. Дошкольник как объект и субъект образовательного процесса

Проблема субъекта и объекта как одна из центральных педагогических проблем. Системный подход к изучению психического развития ребенка. Периодизация и показатели психического развития дошкольника.

Принципы, механизмы и основные закономерности психического развития ребенка. Наследственность, среда, активность как факторы психического развития. Роль социальной ситуации развития ребенка. Качественное своеобразие кризисов развития в детстве.

Психологическое новообразование. Соотношение созревания, развития и обучения. Общение и совместная деятельность со взрослым как механизмы психического развития.

Самоценность дошкольного детства. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, проявление основных закономерностей: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дифференциация и интеграция.

Возрастная динамика становления основных психических процессов. Критерии нормального интеллектуального развития, психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

Теории социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и деятельностно-личностного подхода в современной педагогике дошкольного детства (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и др.) . Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника. Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности.

старшим воспитателем ГОУ детский сад №1739

Галиченко Светлана Михайловна

Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье) . В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.) . Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

Воспитание детей дошкольного возрастаоказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Воспитание как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер.

Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала

Цельювоспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

1. Принцип гуманитаризациирассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

2. Принцип целостности образа миратребует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

Читайте так же:  Рисование пейзажа с детьми дошкольного возраста

3. Принцип культуросообразностипонимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4. Принцип преемственности.Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т.д.) . Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания.

Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) .

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Другие статьи по теме:

Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра.

Особенности социального развития дошкольников

Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников» Социально-личностное развитие Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитани.

Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА — имеет в.

Воспитание и развитие дошкольников

Теоретические основы физического воспитания дошкольников — Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель.

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен.

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами.

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен.

Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

Социальная ситуация развития дошкольника

Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий дл.

Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр.

Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста.

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется на нравственные и воспитательные осн.

Значение игры в нравственном развитии дошкольников

Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2.

Статья на тему:
«Развитие ребенка как субъекта детской деятельности»

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

Тема: «Развитие ребенка как субъекта детской деятельности»

Храмова Елена Валерьевна

студентка группы ЗД – 31В

2017 – 2018 учебный год

1. Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности, исходя из концепции Д. Б. Эльконина 5

2. Субъектные проявления ребёнка раннего и дошкольного возраста 7

3. Специфика детской деятельности и генезис деятельности в дошкольном возрасте 11

Список литературы 16

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Ребенок дошкольного возраста – прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е. ребенок — дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности [5].

Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.

Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
  • в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

1. Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности, исходя из концепции Д. Б. Эльконина

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

— Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

— Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий [6].

Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

По словам Д.Б.Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, – это сюжетно-ролевая игра.

Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности. Именно поэтому Д.Б.Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека»[6].

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Единица игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности.

Читайте так же:  Где взять ребенка на воспитание

Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.

2. Субъектные проявления ребёнка раннего и дошкольного возраста

Ребенок становится субъектом и приобретает соответствующие признаки не сразу и не случайно. Его развитие, становление сознательной активности, инициативы, творчества, приобретение постепенно свободы и ответственности происходит совместно со взрослыми – сначала с родителями и близкими, а затем с помощью педагогов.

Становление ребенка-субъекта может произойти только в случае, если в процессе его воспитания и обучения взрослые направлены на развитие субъектных свойств и качеств детей с самого раннего детства. И, наоборот, подавление активности и стремления ребенка к самостоятельности ведет к становлению пассивной личности, или личности, отличающейся нервозностью и негативизмом. Систематическое ограничение активности ребенка тормозит его развитие. Оно протекает значительно дольше, с большим количеством психических и физических затрат, сопровождается капризами, продлением во времени кризиса 3-х лет, а затем и других возрастных кризисов.

Каковы же эти возможности? В педагогике не может быть однозначных рецептов, как в кулинарии. Мы имеем дело с детьми, личность каждого из которых своеобразна. Все они находятся в разных психологических, педагогических, материальных и др. условиях развития. Не одинаковы и люди, занимающиеся их воспитанием в семье и образовательном учреждении. Однако существуют общие, применимые для всех рекомендации, реализация которых помогает решать обучающие, воспитательные, развивающие задачи.

1. Взрослые, окружающие ребенка, должны быть мотивационно готовы относится к нему как равноправному участнику взаимодействия.

Важно осознавать, что относится к ребенку как к самостоятельной личности, без повсеместного подавления ее активности (например, с целью поддержания порядка дома, в групповой комнате) значительно труднее, чем самому регулировать действия и поступки воспитанника. Однако тем выше будет и результат совместной работы.

2. Основным фактором, влияющим на становление дошкольника субъектом жизнедеятельности, по мнению Лисиной М.И., выступает его конструктивное общение со взрослым.

Он стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности через выражение своего отношения к окружающему и оценочный подход. Взрослый организует деятельность ребенка с самого раннего возраста, обеспечивая накопление им индивидуального опыта, представляет образцы деятельности, дает критерии ее правильного выполнения. Он же организует совместную деятельность со сверстниками, помогая детям усвоить правила поведения в разных ситуациях общения. Функцией взрослого является стимулирование самостоятельной, творческой активности ребенка в ходе занятий, игр, трудовой деятельности, оказание ему необходимой, дозированной помощи.

3. В становлении ребенка субъектом жизнедеятельности важна позиция взрослого по отношению к дошкольнику. В практике воспитания сегодня просматривается целый ряд таких позиций [4]:

1) Позиция невнимательности к достижениям ребенка, которые кажутся взрослым незначительными. Как следствие, ребенок, не дождавшись положительной оценки, поддержки и внимания начинает действовать отрицательно, желая утвердиться, привлечь внимание к себе. Недооценка взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению – взрослый прерывает деятельность ребенка, нарушает его планы. Прерывание приводит к протестам, у ребенка не формируется умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, тормозит его инициативу. Такая деятельность взрослого ведет к формированию у ребенка «комплекса беспомощности» – его действия скудны и однообразны, не проявляется самостоятельность и инициатива. Дошкольнику необходимо дать возможность реализовать свое намерение, постепенно переключая его на выполнение режимных процессов.

2) Позиция безнадзорности и безразличия – ребенок в раннем и дошкольном возрасте не выносит безразличия и всяческими способами добивается реакции взрослого. Результатом длительного проявления взрослыми такой позиции становится детский негативизм, выражение протеста в различных формах, а также ярко выраженная пассивная позиция ребенка по отношению к окружающему. Все эти проявления не способствуют полноценному развитию ребенка, его положительных качеств, психических процессов.

3) Позиция «строгих взрослых», которые пристальное внимание уделяют поступкам детей, их незнанию и неумению. Положительные стороны не отмечаются и воспринимаются как должное. В этом случае дети систематически получают отрицательные оценки своих неуспехов и промахов, выступают объектом сравнения с другими детьми. Как следствие, они имеют заниженную самооценку (вплоть до низкой). Отрицательная оценка угнетает инициативу, самостоятельность, активность ограничивается боязнью промахов.

4) Позиция «восторженных взрослых» – они поощряют успехи, положительные стороны, подчеркивают незначительные достижения. Дети становятся малочувствительными к отрицательной оценке других взрослых или сверстников, их самооценка неадекватно завышена. Осознание ее неадекватности на определенном возрастном этапе обусловливает конфликт, как правило, имеющий ярко выраженное негативное внутреннее и внешнее выражение.

5) Позиция «справедливых взрослых» – в равной степени замечают успехи и неудачи, соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и что порицается. Они уверены в себе, их самооценка адекватна. Справедливая оценка взрослых развивает в ребенке сознательное поведение, уверенность в себе и др.

6) Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребенку как инициатору самостоятельной творческой деятельности, как уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, пусть пока непостоянные, не сформировавшиеся, но между тем те, которые нужно учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.

Как мы знаем, положительная оценка действий, поступков ребенка, является важнейшим фактором его развития, регулирования активности. Поощрение взрослых является одним из основных способов развития самосознания подрастающей личности. Положительная оценка стимулирует активность, отрицательная – не ведет в дошкольном возрасте к возрастанию инициативы и самостоятельности. Используя порицание, отрицательнуюоценку в отношении детей раннего и дошкольного возраста, важно знать, что оценивается сам отрицательный поступок, а не ребенок («Ты не плохой, но ты поступил плохо, неверно, потому что …»). При оценке деятельности ребенка и ее продуктов необходимо оценить положительное, затем отрицательное и закончить уверенностью в его возможностях.

Таким образом, формирование субъектных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребенка в позицию равноправного участника взаимодействия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

3. Специфика детской деятельности и генезис деятельности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие и свершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Эмоциональное развитие дошкольника подразумевает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со сверстниками и взрослыми, а также гармонию с предметным миром, развитие способности к эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается через усвоение детьми идеи единства всего живого. Воспитатель знакомит детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола.

Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Главная задача – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению, развитию умственных способностей и речи. Сущность данного направления предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Подразумевается многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности.

Базой для реализации данной модели является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Предусматривается развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация модели требует целесообразной организации развивающей материальной среды. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода их различных жизненных ситуаций. Содержательные связи между разными направлениями в модели позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Реализация данной модели возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Такова модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.