Меню

Цели нравственного воспитания старших дошкольников

Оглавление:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является частью целенаправленного педагогического процесса. Живя в обществе, малыш принимает его законы и старается следовать им. Роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку сориентироваться в жизненных обстоятельствах, правильно расставить акценты при моральной оценке событий, сделать внутренний выбор в пользу традиционных духовных ценностей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи

Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.

Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.

Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.

К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.

Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.

Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.

Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.

В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.

Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.

Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.

Нравственное воспитание младших дошкольников

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей.

В возрасте 3-4 лет ребенок, в основном, познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания, можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадание, смелость и честность. Для ребенка важна ваша оценка поведения и поступков вымышленных героев.

Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости.

Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества.

Нравственное воспитание старших дошкольников

Дети постарше уже обладают большим запасом знаний о человеческом обществе и его законах. Дошкольник 5-6 лет не только прекрасно понимает разницу между добрыми и злыми поступками, но и имеет достаточно самоконтроля, чтобы ограничивать себя.

Нравственное воспитание старших дошкольников является сложной задачей, так как требует максимальной искренности и увлеченности от взрослого.

Впрочем, в чем-то с подросшими детьми становится легче. Так, например, на помощь взрослым приходят гуманные книги, мультфильмы, спектакли. Хорошие художественные произведения воздействуют на ребят на уровне эмоций и интеллекта. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с помощью искусства является традиционным методом. Родителям нужно правильно подбирать произведения и обсуждать с ребенком полученные впечатления. Роль беседы в этом возрасте становится постепенно все больше.

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников

Детские образовательные учреждения тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников имеют вспомогательную роль.

В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее покажутся небольшие театрализованные постановки по мотивам книг. Также можно устроить конкурс рисунков по произведению. Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков.

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников могут проходить и в форме торжественных мероприятий. Так детей могут заинтересовать постановки по теме «Уроки вежливости», «Дружба». Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу.

Воспитание нравственности у дошкольников

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Читайте так же:  Занятия для старших дошкольников по развитию внимания

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера.

На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Дата публикации: 30.03.2015 2015-03-30

Статья просмотрена: 8221 раз

Библиографическое описание:

Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766. — URL https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 13.02.2019).

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [3].

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [12]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [12].

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [11, с. 63]. По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [10, с. 114]. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

Читайте так же:  Воспитание детей в европейских семьях

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [9, с. 36]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» [13, с. 346]. Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18].

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [1, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [1, с. 21].

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями — это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» [14, с.15].

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства — это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [9, с. 39].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление — «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». [9, с. 41]. Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [9, с. 42]. Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы [2].

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада — это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение [5, с. 26]. Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» [1, с. 53].

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Читайте так же:  Ребенок 2 месяца плохо спит на улице

13. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

К ВОПРОСУ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Следует отметить, что на научно-теоретическом и научно-методическом уровнях актуальность исследования обусловлена потребностью теории и методики дошкольного образования в поиске средств и разработке новых подходов к духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста для гармоничного вхождения их в социум. В последнее время педагоги и психологи (Б.С. Братусь, А.А. Гостев, Л.В. Мардахаев, А.Н. Сидорова, В.Д. Шадриков и др.) все чаще стали обращаться к проблеме формирования духовно-нравственной сферы как одной из важных задач педагогической теории и практики. Ученые предлагают разные средства такого формирования, но использование музыки как средство духовно-нравственного воспитания рассмотрено не достаточно. Музыкальные занятия, организованные в процессе воспитания старших дошкольников, могут способствовать обогащению их чувственного опыта, они повышают эмоциональное состояние личности, активизируют познавательную деятельность, позитивно влияют на нравственное и духовное их развитие.

В ходе изучения обозначенной проблемы нами выделены следующие противоречия, требующие разрешения, это: во-первых, между возрастающей потребностью формирования духовно- нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки и недостаточной подготовленностью педагогов дошкольных образовательных учреждений к этому процессу; во-вторых, между наличием существующей методики музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие у них музыкальных умений и навыков и необходимостью формирования средствами музыки духовно-нравственной сферы на основе аксиологического, деятельностного, интегративного подходов в социально-коммуникативной и художественно-эстетической образовательных областях.

Обозначенные противоречия подтверждают об актуальности изучения проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников средствами музыки. В связи с этим перед нами поставлена цель: выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыки и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность. Объектом исследования представляет собой процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыки. При анализе данной проблемы нами выдвинута следующая гипотеза: духовность и нравственность детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при условии, если в реализации спроектированной на основе аксиологического, деятельностного, интегративного подходов структурно-содержательной модели формирования целостной личности детей старшего дошкольного возраста будут использованы воспитательные возможности занятий по музыке.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты состояния духовно-нравственного воспитания в философской, педагогической, психологической, научно-методической литературе, определить сущность понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание».

2. Спроектировать на основе аксиологического, деятельностного, интегративного подходов структурно-содержательную модель формирования духовно-нравственной личности детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.

4. Разработать и внедрить в образовательный процесс дошкольной образовательной организации интерактивные методы музыкальных занятий с воспитательными компонентами.

Анализ организации, проведения, результатов исследования будут представлен в следующих статьях авторов.

Литература:

Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С.99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902

Джишкариани Т.Д., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Е.А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817

Джишкариани Т.Д., Расстригина Н.А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования.- Научный поиск. — Журнал.- Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp?

Шмелева, Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А.Шмелевой.- Шуя: Издательство ШФ ИвГУ, 2016.- 83с.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начало обучения в школе требует от ребенка определенного уровня развития психических познавательных процессов, наличия специфических для учебной деятельности личностных качеств, таких как произвольное внимание, долговременная память, воля, саморегуляция, мотивация к учению, ответственность и др. Отчасти эти требования реализуются в различных формах предшкольной подготовки детей. Однако, по-нашему мнению, в подготовке детей к обучению в школе недостаточно внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию, хотя этот период наиболее благоприятен для целостного развития личности ребёнка, формирования положительного отношения к Родине, обществу, другому человеку, к себе, осознанного отношения к труду, учебе, своим обязанностям.

Для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в русле современных требований необходимо наличие следующих условий: теоретико-методологическое обоснование, социально-экономические, организационно-педагогические и условия, способствующие индивидуальному развитию личности будущего школьника. Эти условия необходимо рассматривать не по отдельности, а в комплексе, так как согласно принципу целостной структуры личности (Б.Г. Ананьев), человеческую личность следует рассматривать как единое целое [2].

С исторической точки зрения можно увидеть две взаимосвязанных тенденции в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании у него моральных ценностей – сохранение универсальных ценностей и смену парадигм в формах осуществления духовно-нравственного воспитания, в воспитательных технологиях.

В современных условиях период предшкольной подготовки детей должен быть насыщен духовно-нравственным воспитанием, которое осуществляется посредством игр, общения, творческой деятельности, включения элементов обучения. Но в отличие от повседневной жизни, предшкольная подготовка характеризуется наличием целенаправленных, системных и разнообразных воспитательных действий со стороны педагога. Духовно-нравственное воспитание ребенка старшего дошкольного возраста имеет специфику, связанную не только с ведущим видом деятельности (игрой), но и призвано решать задачи эффективной подготовки ребенка к школьному обучению.

Осуществляя духовно-нравственное воспитание детей предшкольного возраста, необходимо учитывать следующие аспекты проблемы: во-первых, форму организации предшкольной подготовки детей (индивидуальная подготовка, детский сад, центр дополнительного образования, школа). Л.А. Никитина называет следующие модели образовательных учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку: ДОУ (детский сад, центр развития ребенка) в группах полного и кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой). УВК – начальная школа – детский сад, прогимназия. На базе общеобразовательных школ – группы кратковременного пребывания с полным днем. В центре дополнительного образования – группы кратковременного пребывания детей 5,5–6,5 лет (6–7 лет). Домашнее образование (система гувернерской службы на базе центра развития ребенка). На базе семейных детских домов по существующим стандартам (под патронатом органов образования). На базе Лекотек и Центров игровой поддержки [3].

Во-вторых, уровень нравственной воспитанности детей. В-третьих, учет культурных особенностей детей, входящих в группу предшкольной подготовки. В-четвертых, выбор образовательной организацией воспитательно-образовательных программ предшкольной подготовки, реализующих духовно-нравственное воспитание детей.

На сегодняшний день, в нашей стране существует большой выбор таких программ. Наиболее популярными являются программы:

«Наследие» М.Ю. Новицкой;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой;

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алёшиной;

«Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук;

«Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой;

«Мир детства», г. Оренбург;

«Росток» г. Челябинск;

«Живой родник», г. Северск;

«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С. Куприной, Т.А. Будариной и др.;

программа по гражданскому воспитанию Е.В. Соловьевой;

«История и культура России – дошкольнику» Г.Н. Данилиной.

«Я – Человек» С.А. Козловой;

«Непреходящие ценности малой родины» Е.В. Пчелинцевой;

«Развитие у детей представлений об истории и культуры» Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой;

«Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников на традиционной культуре народов Алтая» О.И. Давыдовой и др. [1].

И название программ, и их содержание указывают на то, что они построены на принципах региональных и национальных особенностей и общечеловеческих ценностей, направлены на развитие творческих способностей детей. Эти программы предшкольного образования детей являются универсальными для подготовки к школе, потому что в их основе –общечеловеческие ценности и знания, и направлены они на такие приоритетные направления в развитии детей, как

ознакомление с окружающим миром,

подготовка руки к письму,

развитие детей [4].

Формирование ценностного отношения к самому себе как личности, стране, в которой он живет, малой родине, развитие нравственных качеств в духовно-нравственном воспитании будущего школьника являются необходимой основой для его последующего обучения и успешной социализации.

Литература

Давыдова, О. И. Анализ современных воспитательно-образовательных программ ОУ, реализующих гражданское, патриотическое, поликультурное воспитание средствами этнопедагогики в группах по подготовке к школе [Текст] / Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 9-15.

Жарикова, Л. И. Генезис ценностного отношения будущих педагогов к непрерывному образованию [Текст] / Инновации в образовательном процессе вуза : монография. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 7-34.

Никитина, Л. А., Колмогорова Л.С. и др. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир» [Текст] / Л. А. Никитина, Л. С. Колмогорова, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. – 186 с.

Привалова, Т. В. Специфика предшкольной подготовки детей в школьных группах кратковременного пребывания [Текст] / Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 82-85.