Меню

Буянов м и воспитание детей в неполной семье

А вот ещё полезные книжки

Жаль, только нет у меня их в электронной версии. Если кто найдёт сообщите, пожалуйста.

Подготовительные
1. Вы решили усыновить ребёнка. М., 2001
2. Как быть родителями (о психологии родительской любви). Спиваковская А. С.— М., 1986.
3. Как строить себя и свою семью. Сатир В.— М., 1994.
4. Повторный брак матери и эмоциональная связь с ребенком. Как помочь ребенку войти в современный мир. Арнаутова Е.П. — М., 1995.
5. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. — М., 1991.
6. Ребенок из неблагополучной семьи. Буянов М.И.— М., 1998.

Воспитательный
7. Родители и дети. Джайнотт Х.Дж.— М., 1986.
8. Воспитание ребёнка. Энциклопедия Ваш ребёнок. –М.
9. Дети в приемной семье. Иванова Н.П., Заводилкина О.В.— М., 1993. ЕСТЬ НА САЙТЕ ПРОЕКТА.
10. Воспитание детей в неполной семье.— М., 1980.
11. Общаться с ребенком. Как? Гиппенрейтер Ю.Б. — М., 2000.
12. Помощь трудным детям. Раттер М.— М., 1987.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Не секрет, что распад семьи ‒ острая проблема современного общества. По данным М.И. Буянова в общем числе неполных семей разводы составляют 34 %, смерть одного из родителей – 30%, случаи, когда родители считаются супругами, но один из них не живет постоянно в семье – 24%, незамужние женщины – 10%, и, наконец в 2% случаев причина не поддается выяснению [1].

По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции ‒ материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития и влияют на всю дальнейшую жизнь (В.К. Мягер, А.М. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, И.М. Марковская, В. Сатир, Ф. Райс, С. Минухин, А. Адлер, К. Роджерс и др.).

Семья, распадающаяся или неполная, неизбежно предстает перед нами как общественно «проблемная». В целом ряде исследований (А.И. Анциферова, Н.Н. Авдеева, К. Аронс, М.И. Буянов и др.) делается попытка показать, какое влияние оказывает «неполнота» семьи на развитие личности. Результаты далеко не однозначны и изучение предмета отнюдь не завершено. Этим, в частности, и обусловлена актуальность проводимого исследования.

Семья ‒ малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство [2].

Неполная семья ‒ нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [2]. Неполные семьи возникают в силу разных причин: смерти одного из родителей, рождения ребенка вне брака, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.

Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье основные функции семьи не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, медицинские и психолого-педагогические.

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи – морально-психологический. Последствия развода различны: среди них можно выделить гнев на родителей, страхи, повышенную тревожность, пониженный уровень притязаний, нарушения идентификации, одиночество, затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости и т.д. (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.).

По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста, причем наиболее уязвим в разводе единственный ребенок.

Учитывая массовый характер такого явления как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить какие устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка имеет воспитание без отца.

Основываясь на положении о том, что рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка мы предприняли сравнительный анализ результатов проективного теста «Рисунок семьи» в двух группах детей 5-7 лет, живущих в полных и неполных семьях. В исследовании приняли участие 43 дошкольника, из них 22 воспитывались в полных семьях (11 мальчиков и 11 девочек) и 21 в неполных (10 мальчиков и 11 девочек).

При анализе детских рисунков семьи рассматривались следующие параметры: эмоциональные характеристики рисунка, особенности изображения членов семьи, а так же семейного окружения, в котором ребенок изображает самого себя.

Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоциональное состояние ребенка связано с полнотой его семьи: так, у детей из неполных семей показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состоянии, выражены менее ярко, чем у детей из полных семей. Важно отметить, что результаты девочек гораздо ближе к результатам их ровесниц из полных семей, а показатели мальчиков существенно отличаются от них.

Выявлены существенные различия между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым. Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью.

Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца также часто, как девочки. Они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим.

В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками, дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции.

На большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков (в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в 2 раза чаще, чем в полных). Рисунки подобного типа могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества (В.П. Захаров, Г. Хаментаускас).

Рассматривая качественные особенности изображения Я-фигуры, не обнаружено существенных различий в величине Я-фигуры детей из полных и неполных семей (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки), и реже – последними.

Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков (только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев – плохая, у девочек соответствующие данные – 41 и 49 %), что говорит о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи.

Таким образом, сравнительный анализ показателей рисунков детей выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

Список использованных источников

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1995. – 208 с.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – 352с.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Большинство авторов (Б.Н. Алмазов, Беличева С.А. Буянов М.И.М.А. Галагузова, В.М. Целуйко, В.Г.Юстицкис и мн.др) по различным признакам выделяют неблагополучную семью и благополучную. Благополучную семью можно определить как такую, которая решает задачи своего развития, проблемы, преодолевает противоречия, успешно воспитывает детей, выполняет свои функции, имеет демократические отношения и распределение власти в семье, удовлетворяет потребности свои и своих членов, создает условия для реализации прав каждым, регулирует исполнение обязанностей, имеет свои ценности, традиции, цель. В отличие от неё неблагополучная семья не выполняет своих функций, в ней не решаются права членов семьи и права семьи, преобладают неблагоприятные условия для воспитания и развития детей, других ее членов.

Одним из типов неблагополучных семей является неполная семья. Неполная семья – это семья, в которой одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполная семья – это семья с одним родителем (чаще матерью) и ребёнком (детьми). Она образуется вследствие внебрачного рождения, расторжения брака, раздельного проживания или смерти одного из родителей.

На основе анализа литературы по данной теме, нами было проведено исследование на базе детского сада.

Исследованием было охвачено 14 детей старшей и подготовительной групп из 14 семей, которые относятся к категории неполных. Для исследования детско-родительских отношения в неполных семьях нами был использован комплекс диагностических методик.

Нами были изучены данные социальных карт, в которых представлена основная информация по исследуемым неполным семьям, в ходе чего нами было определено следующее:

Причины образования неполных семей: 9 семей, которые образовались вследствие расторжения брака (распавшиеся семьи), 4 семьи — вследствие внебрачного рождения ребенка (внебрачные семьи), 1 семья — вследствие смерти одного из родителей (осиротевшая семья). В связи с этим различают следующие виды неполных семей: осиротевшая, распавшаяся внебрачная, разведенная.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, нами выделены материнские и отцовские неполные семьи. В исследуемой группе семей выявлены 13 материнских семей и 1 отцовская неполная.

По количеству поколений в семье мы выделили 3 неполные простые семьи (мать и один ребенок) и 11 неполных семей, которые проживают с другими родственниками (бабушка, дедушка, брат, сестра).

Анализ материальной обеспеченности семей показал, что 8 семей имеют категорию «малообеспеченная семья», 4 матери получают пособие матери-одиночки. В целом материальное состояние семей удовлетворительное, материально-бытовые условия проживания в семьях – удовлетворительные.

Все семьи состоят на учете у социального педагога-психолога.

С целью изучения направленности социально-педагогической помощи, необходимой членам неполных семей (детям и родителям), нами были изучены особенности детско-родительских отношений в них.

С детьми была проведена методика «Страхи в домиках», оптимальность использования которой обусловлена ее адаптивностью для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Детям было предложено подчеркнуть, чего они боятся.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что детям из неполных семей присущи различные виды страхов, что говорит о низком уровне их стрессоустойчивости. Особое внимание следует уделить страхам, связанным с общением с детьми и со взрослыми: высокий процент обозначенных страхов свидетельствует о непродуктивном общении взрослых с детьми.

Результаты диагностики также показывают высокий процент проявления страхов перед родителями, страх наказания. Также в ходе диагностики выявлено, что из 23 видов страхов у многих детей присутствует более половины (при норме для конца старшего дошкольного возраста-начала младшего школьного возраста  7-8).

Результаты диагностики тревожности детей из неполных семей по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) показывают высокие показатели тревожности у детей из неполных семей.

Диагностика детей дошкольного возраста из неполных семей по методике «Лесенка» предполагала определение самооценки детей как фактора, снижающего либо повышающего уровень дальнейшей социализации ребенка.

Результаты диагностики самооценки свидетельствуют о том, что адекватная самооценка характерна лишь приблизительно 1/5 части детей, что свидетельствует о необходимости нормализации случаев завышения и занижения для успешной социализации дошкольников из неполных семей.

Целью методики «Паровозик» явилось определение степени позитивного и негативного психического состояния у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Анализ степени позитивного и негативного психического состояния у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей показывает, что преобладает негативное психическое состояние разной степени у детей исследуемой группы; позитивное психическое состояние определено только у троих детей, что свидетельствует о повышенной агрессивности исследуемых группы детей.

Результаты исследования рисуночного теста «Моя семья» также позволили выявить ряд особенностей детей из неполных семей. В результате исследования было отмечено, что 5 детей отказались от рисования. Наиболее типичными ответами на просьбу нарисовать свою семью при отказе были ответы «я не знаю, что рисовать», «не умею», «не могу». Таким образом, у дошкольников из неполных семей нередко отсутствует понятие семьи и они затрудняются выполнить задание (либо их условия жизни в семье настолько плохие, что они не хотят это вспоминать и рисовать). На рисунках 9-и детей, которые согласились нарисовать семью, выявляются явные признаки повышенной тревожности, неблагоприятности семейной ситуации, чувства отверженности у детей. Так, в 6-и рисунках из 9-и выполненных явно отмечается диспропорция в размерах родителей (матери) и детей: родители по размерам значительно больше, дети маленькие, находятся в отдалении от родителей, мать не держит их за руки, не улыбается. 7 рисунков из 9-и (которые были выполнены) не раскрашены, выполнены простым карандашом. Линии на 4-х рисунках прерывистые, неуверенные, характерна мелкая штриховка деталей. Еще на 5-и рисунках линии контуров фигур рваные, часто ломаные, местами карандаш прерывает бумагу, что свидетельствует об эмоциональной напряженности рисовавших. На 3-х рисунках дети нарисовали у матери большой круглый рот (вероятно, дома на них часто кричат), а себе на одном рисунке ребенок не прорисовал лицо (видимо, не может или не хочет отразить свои чувства по отношению к семье). На другом рисунке мальчик рядом с фигурой матери четко и тщательно прорисовал только одну деталь – компьютер. Мать значительно удалена от мальчика, повернута к ребенку спиной, фигурка ребенка значительно меньше, на лице нет улыбки, но его руки протянуты к матери. При этом лицо матери не изображено (в беседе мальчик сказал «мама работает»). Такой рисунок свидетельствует о том, что из-за постоянной занятости мать не уделяет достаточно внимания ребенку, ребенок же очень ждет любви и заботы матери. На 4-х рисунках, кроме родителей и себя, дети нарисовали родственников (дедушек, бабушек, сестер и братьев и т.д.). Следует отметить, что на этих рисунках лица изображены более радостные, что свидетельствует о большем значении именно этих родственников для ребенка, чем родителей. На одном из этих рисунков ребенок изобразил только себя и младшего братика, родителей нет. В комментарии сказал: « Мы все время сами». Анализ основных показателей рисунка семьи детей позволяет отметить низкий балл по шкале «благоприятная семейная ситуация», высокие показатели тревожности, враждебности и чувства неполноценности детей. Таким образом, анализов выполненных рисунков свидетельствует о неблагоприятной семейной ситуации в группе детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Читайте так же:  Сдр диагноз у ребенка

Согласно проведённому исследованию по методике диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) были получены следующие результаты:

 средний балл по шкале «Принятие-отвержение» в группе детей из неполных семей составляет лишь 7,5 баллов, что свидетельствует о том, что в неполных семьях матери нередко испытывают по отношению к детям негативные эмоции: раздражение, злость, досаду. При таком отношении мать не считает ребенка равным себе, не верит в потенциал ребенка, низко оценивает его способности, зачастую прибегает к физическому или психологическому насилию над ребенком.

 по шкале «кооперация» 60 % семей имеют средний балл, что свидетельствует о том, что взрослые в неполных семьях уделяют недостаточно внимания своим детям, не очень высоко оценивают их способности, однако иногда стараются поощрять их действия и инициативу. По результатам исследования было выявлено, что 40% матерей демонстрируют низкий балл по шкале «кооперация», т. е. эти матери практически не проявляют интереса к тому, что интересует их детей, недооценивают их способности, редко поощряют самостоятельность и инициативу. Высокого балла по шкале «кооперация» в данной группе не получено. Таким образом, в неполных семьях редко готовы к совместным действиям с ребенком, мало видят в нем партнера по совместной деятельности и межличностным отношениям.

 по шкале «симбиоз» получены средние значения, что свидетельствует о том, что матери в неполных семьях стараются быть ближе к детям, удовлетворять их основные потребности, оградить их от неприятностей.

 данные по шкале «авторитарная гиперсоциализация» («контроль») позволяют отметить, что у 40% родителей определена низкая оценка этой шкалы, что свидетельствует о том, что контроль за детьми со стороны этих матерей практически отсутствует, дети предоставлены сами себе, о их воспитании и безопасности никто особо не заботится; 60% родителей набрали среднее количество баллов. Эти семьи в меру контролируют своих детей, что наиболее оптимально для ребёнка.

 результаты исследования по шкале «маленький неудачник» находятся в пределах средних значений, что свидетельствует о том, что родители верят в своих детей и стараются поддерживать их в каких-то вопросах, однако они не всегда всерьез воспринимают мысли и чувства ребенка, зачастую относятся к нему как к несмышленому существу.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что детям из неполных семей не хватает родительского внимания и ласки, часто они предоставлены сами себе, отсутствует стремление к сотрудничеству, партнерству с ребёнком, также отмечается снижение контроля за ребенком, то есть ребенок часто предоставлен сам себе, что может стать источником опасности для его жизни и здоровья. Выявленные проблемы в построении детско-родительских отношений показывают необходимость организации психолого-педагогического сопровождения неполных семей.

Особенности воспитания в неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Данилова Марина Владимировна, Наумова Дарья Викторовна,

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания в неполных семьях»

Данилова Марина Владимировна,

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кандидат педагогических наук, доцент, г.Владимир

Наумова Дарья Викторовна,

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

Гуманитарный институт, кафедра социальной педагогики и психологии, студент, г.Владимир

Особенности воспитания в неполных семьях

В жизнедеятельности общества семья всегда находилась в центре внимания. Роль семьи в обществе очень высока, так как именно в ней происходит формирование личности ребенка, овладение им социальными ролями, которые необходимы для успешной адаптации в социуме.

Семья — это один из первых воспитательных институтов, связь с которым происходит на протяжении всей человеческой жизни. В плане воспитания неполная семья выступает наиболее уязвимой и проблемной.

Исследованием проблем неполных семьей занимались В.М.Целуйко, М.И.Буянов, И.Ф.Дементьева и другие. В работах отмечается, что семья в воспитательном плане нуждается в помощи и поддержке со стороны общества и педагогов.

«Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с. 91].

«Неполная семья — нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя» [5, с. 122].

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы причинами увеличения неполных семей является рост таких неблагополучных показателей, как разводы, рождаемость вне брака, смертность (в основном мужчин).

Выделяют следующие классификации неполных семей, которые представлены в таблице 1.

Классификации типов неполных семей

Ф.И.О. автора Типы неполной семьи Характеристика

Н. Башкирова Осиротевшая Семья, возникшая в следствии смерти одного из родителей. В таких семьях родственные связи не разрушаются, тем самым сохраняются взаимоотношения с родственниками по линии умершего супруга.

Разведенная Семья, в которой супруги по какой-то из причин либо не захотели, либо не смогли жить вместе. Таким образом, ребенок из такой семьи получает психологическую травму.

Внебрачная Семья, в которой женщина рожает ребенка не вступая в брак. Этому может служить ряд причин: удовлетворение потребности в материнстве, желание скрасить одиночество, родить ребенка в качестве напоминания о человеке и др.

В.М. Целуйко Осиротевшая Разведенная Внебрачная Материнская Отцовская Семья, в которой воспитанием ребенка занимается мать. Семья, в которой воспитанием ребенка занимается отец.

М.И. Буянов Семьи, потерявшие отца в результат смерти Семьи с матерью-одиночкой Семьи после развода Полная семья, которая перестала существовать из-за кончины одного из родителей. Семья, в которой женщина юридически брак не оформила и живет одна со своим ребенком. Семья, в которой один из супругов навсегда оставил свою семью и потребовал развода.

Анализируя классификацию типов неполных семей можно отметить, что каждая имеет свои особенности, которые связаны с характером внутрисемейных отношений, что сказывается на развитии психики ребенка и формировании его личных качеств.

По мнению М.И.Буянова, родителям мешают воспитывать своих детей загруженность на работе, неорганизованный быт, низкий уровень педагогической культуры родителей.

Как показывает анализ статистических данных у детей из неполных семей снижается успеваемость 37,7%, появляются проблемы с дисциплиной 19,6%, повышается потребность во внимании со стороны взрослого 17,4%, происходят побеги из дома 8,7%, возникают конфликты со сверстниками 6,5% [2, с.76].

Существует множество причин, оказывающих влияние на формирование личности ребенка и его воспитания в неполной семье.

В.М.Целуйко выделяет шесть наиболее типичных ошибок, которые возникают в процессе воспитания детей в неполной семье:

— отстраненность матери от воспитания ребенка, забота о материальном положении семьи;

— запрет матери на общение ребенка с отцом;

— двойственное отношение к ребенку, выражающееся то в чрезмерной любви, то в приступах раздражения;

— желание матери сделать ребенка образцовым, даже не смотря на то, что у него нет отца;

— отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания [6, с. 145].

Возможности воспитания в неполной семье ограничены затруднением контроля и

надзора за детьми; отсутствие одного из родителя лишает детей возможности познакомиться с разными вариантами семейных взаимоотношений и влечет за собой односторонний характер психического развития.

Как отмечает Я.Г.Николаева, в монородительских семьях дети лишены примера отношений мужчины и женщины в семье, что тем самым отрицательно влияет на их социализацию и подготовленность к будущей собственной семейной жизни. Так же воспитание не может быть полноценным, если дети из отцовских неполных семей лишены материнской любви и ласки [4, с. 109].

По мнению И.Ф.Дементьевой практически все дети из неполных семей воспитываются без отца, по причине ухода его из семьи. Матери очень сложно сдерживать и скрывать свое негативное отношение к отцу; ее неприязнь довольно часто бессознательно отражается на их общем ребенке. Возможен и другой вариант, когда мать выступает в роле невинной жертвы, в которой оказался ребенок. Тем самым она старается с избытком восполнить недостаток родительской заботы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Неполная семья хоть и сталкивается с рядом трудностей и проблем, но, тем не менее, имеет возможность для полноценного воспитания детей. Родителю необходимо осознавать психологические особенности создающихся ситуаций и не допускать, чтобы они приводили к неблагоприятным последствиям. Из опыта многих благополучных неполных семей видно, что это возможно.

Следовательно, очень важно, чтобы ребенок находился в доброжелательной атмосфере, чтобы в воспитательном процессе у родителей в ситуации развода не возникало разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не становился свидетелем конфликтов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие рекомендации родителям:

1. Уделять больше времени ребенку.

2. Дать ребенку возможность быть самостоятельным.

3. Помочь ребенку самостоятельно оценить достижения и успехи, гордиться ими.

4. Поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал рядом близкого человека и его любовь.

5. Хвалить ребенка.

6. Быть добрым и последовательным, в меру строгим.

1. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. СПб.: Наука и Техника, 2007. 272с.

2. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по соц. защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. студ. М., 2003. с.75-80.

3. МудрикА.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 200с.

4. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 159с.

5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2007.

6. Целуйко В.М. Неполная семья. Волгоград, 2006. 256с.

Неполная семья и ее влияние на эмоциональное состояние ребенка

Столичный учебный центр
г. Москва

2. Глава 1. Неполная семья и ее влияние на эмоциональное состояние ребенка………………………………………………………………………. 3.

3. Глава 2. Различные типы неполных семей и развитие личности ребенка в них……………………………………………………………………………..7.

2.1 Особенности развития личности ребенка в осиротевших и разведенных семьях………………………………………………………………………….7.

2.2 Особенности влияния развода на развитие личности ребенка в зависимости от возраста…………………………………………………….11.

2.3 Особенности развития ребенка в неполной семье без отца…………..13.

2.4 Особенности психологического развития внебрачных детей………..17.

4. Глава 3. Исследования эмоционального и личностного развития детей из неполных семей……………………………………………………………. 19.

6. Список использованной литературы…………………………………….25.

Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Первоначальные основы развития человека закладываются в семье. Здесь начинают впервые развиваться умственные, физические способности, нравственные и эстетические качества детей.

Развитие всех этих качеств у ребенка, во многом зависит от того, в какой семье он воспитывается: полной или неполной. Так как в последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция обесценивания традиционного состава семьи (наличие обоих родителей), как свидетельствует демографическая статистика, выбор темы исследования связан с особенностями формирования личности ребенка в неполной семье.

Мы думаем, что тема нашего исследования очень актуальна в наше время, в связи с отмеченной тенденцией, а так же с тем, что в дальнейшем мы планируем заниматься с детьми. Исследовав эту проблему, будет легче понимать и работать с ними.

Цель курсовой работы: исследовать проблему формирования личности ребенка в неполной семье.

В ходе работы предполагается решение задач:

Обобщить накопленный опыт психологического исследования, посвященного развитию личности ребенка в неполной семье;

Изучить особенности влияния на формирование личности ребенка различных видов неполной семьи;

Рассмотреть возможности предотвращения эмоциональных нарушений у ребенка в неполной семье.

1. Неполная семья и ее влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Для благополучного развития этих качеств необходимо чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Читайте так же:  Психологические особенности детей дошкольного возраста и методы их изучения

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное – пример брачных отношений и возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко испытывают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, выросших без отца, хуже формируется представление об идеале будущего супруга, семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях больше причин для конфликтов и для разводов.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или иные причины оставляют им мало времени для семьи. Такие родители как бы выключены из семьи, не принимают реального участия в формировании личности своих детей.

Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитание, которое дают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

С рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка связано появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем. Важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей.

Детские психиатры М.И. Буянов и А.И. Захаров считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. А.И. Захаров, в частности, отмечает, что «у мальчиков-дошкольников в неполных семьях достоверно чаще встречается капризность, упрямство и негативизм, онанизм и тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым будет заикание.

В школьном возрасте нервность в целом также преобладают в неполных семьях. У девочек эти различия достоверны, зато у мальчиков более выражены нарушения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно часто обусловлена нервным состояние матери, находящейся в конфликте с отцом до развода. Помимо этого, нарушения поведения у мальчиков являются в немалой степени откликом на отсутствие отца как адекватной модели полоролевой идентификации в семье».

Эмоциональный контакт родителей и детей – одно из условий нормального психического развития, формирование характера и личности. Эмоциональный контакт нарушается при замене матери другим воспитывающим лицом и, конечно, при разводе или потере одного из родителей.

Одной из сторон эмоционального контакта является привязанность детей к родителям (прежде всего к матери). Более выраженная, чем в норме привязанность отмечается у детей, испытывающих много страхов, неуверенных в себе и лишенных поддержки одного из родителей (отца). Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, «чужими» людьми, так как он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.

Дети в неполных семьях зачастую не испытывают чувства стабильности и живут в ожидании опасности. В ответ на действие угрожающего стимула возникают эмоции страха и тревоги.

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней.

Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего, у мальчиков в старшем школьном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасности, что наиболее развито в филогенезе у представителей мужского пола.

Таким образом, чтобы преодолеть тревожность и страх детей, родителям следует терпеливо отвечать на вопросы ребенка, выработать у него новые привычки, четкий распорядок дня и не наказывать его за страхи.

Особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье подростки. Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством. Развод родителей, пришедший на такой период, рождает тревожность. Иногда подростки совсем отрицают любовь.

При потере одного из родителей, по какой бы то ни было причине, ребенок испытывает страх потери и второго родителя. Результатом этого может быть сдерживание эмоций, чтобы никого не обидеть. Игнорируя свое раздражение, или вовремя не давая ему воли, дети «запасают» его впрок, нанося тем самым вред себе и окружающим.

Обычно дети учатся управлять своим гневом в семье, наблюдая, как формируется эта эмоция у взрослых, с их разрешения и под их присмотром. В неполной семье родителю приходится брать на себя нелегкую задачу – на собственном примере научить ребенка управлять эмоциями, с пользой применяя вспышки гнева.

В неполной семье умение конструктивно выражать свой гнев особенно важно. Если супруг умирает или уходит, в душе поднимается обычно буря обид на несправедливость к жизни.

Гнев – реакция на неожиданное, нежелательное, незаслуженное развитие событий. Большинство детей воспринимают развод родителей как нарушение обещания.

В ситуации развода гнев может выполнять три конструктивные функции:

он позволяет каждому партнеру высказать обиды. Гнев может выявить и некоторые причины развода;

он может обострить вялотекущий конфликт и выявить разногласия, которые до этого невозможно было не только уладить, но и обговорить;

умеренно выраженный в присутствии детей гнев может определить возникший в семье разлад. Дети должны знать, что их родители несчастливы вместе, но причина этого не в них.

Гнев может выполнять и деструктивные функции. Им могут быть нанесены эмоциональные или физические травмы.

Человеку выросшему без нормальной семьи присущи недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые становятся причиной ограниченности развития.

Появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

2. Различные типы неполных семей и развитие личности ребенка в них.

2.1 Особенности развития личности ребенка в осиротевших и разведенных семьях.

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей. Неполная семья образуется по причинам расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или их раздельного проживания. В связи с этим, как утверждает В.М. Целуйко, различают следующие типы неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия одного из родителей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Потеря родителя – это страшный удар для ребенка, по-особому влияющий на его личностное развитие.

Взрослые члены семьи стараются рассказывать ребенку об умершем родителе только положительную информацию, возможно несколько идеализируя его образ. В этом выделяют и положительные и отрицательные стороны, которые сказываются на формировании личности ребенка. Это зависит от того, какую позицию займет по отношению ребенку овдовевший родитель, который теперь и отец и мать.

В.М. Целуйко отмечает, что осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть родителя в зависимости от пола, возраста, семейной атмосферы и особенностей поведений родителей в трагической ситуации.

Особенно остро ребенок переживает отсутствие умершего родителя в течение первого года после смерти в ситуациях семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск в большинстве случаев ослабевает. В первые дни после трагедии дети знают, что невозбранимо и закономерно любое проявление чувств. Но по истечению некоторого времени они стараются скрывать свои переживания. Не выходящие наружу детские переживания могут проявляться в виде заикания, бессонницы или сонливости.

Американские ученые Б. Артур и М. Кемме у детей, потерявших одного из родителей, выделили два типа трудностей – интеллектуальные и эмоциональные. К интеллектуальным относится неспособность осознать природу смерти, в связи с этим трудности в абстрактном мышлении по отношению к овладению концепцией смерти. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные эмоциональные расстройства и реакции – фобии, нарушения сна, тяжелые сновидения, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир детей наполняется чувствами одиночества, утраты и эмоциональной пустоты.

После смерти одного из родителей, второй начинает меняться как личность. Иногда эти перемены очень существенны, как утверждает Карл Е. Пикхарт. Сталкиваясь с непостижимыми метаморфозами, ребенок проявляет беспокойство. Чувствуя себя отодвинутым на второй план новым отношением родителя к жизни и его непривычным поведением, ребенок может тосковать по прежним семейным связям и ощущать одиночество. Ребенок, вынужденный приспосабливаться к новым приоритетам, которые ему не нужны и неприятны, может чувствовать и гнев.

Так растет напряжение, ведущее к конфликту между родителем и ребенком.

Некоторые психологи считают, что существует зависимость между смертью матери ребенка в детстве и последующим развитием неврозов и психозов.

Для детей с неврозами, как написано в книге А.И. Захарова Неврозы у детей и подростков, ответственность за происходящие события приписывается себе с появлением чувства вины и рудиментарных идей самоуничижения. Характерны молчание, замешательства, фрустрации, когда ребенок теряется и ничего не может сказать.

Возникновение эмоциональных расстройств наблюдается не только у детей перенесших смерть одного из родителей, это, зачастую, наблюдается и у детей из разведенной семьи.

Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства у детей. Развод – проявление родительской власти, — как правило, идет вразрез с желанием ребенка и никогда не является его выбором. Теперь семья, на которую, как предполагалось, ребенок всегда может опереться, распалась. Воспринимая развод родителей как проявление эгоизма, ребенок в свою очередь тоже все больше начинает углубляться в собственные интересы. Это особенно заметно, если развод совпадает с вступлением ребенка в переходный возраст, обычно приходящийся на период между девятью и тринадцатью годами. Развод родителей может довести некоторые тенденции нормального развития до крайности.

Обостряются чувство обиды, негативизм, сопротивление. В это время формирование образа собственного «Я», сопротивление и эмансипация – ведущие тенденции развития. Обычно дети разведенных родителей стремятся показать свою власть там, где они чувствуют, что родитель легко внушаем или неуверен в себе. Порой ребенок может испытывать гнев, если родитель ему в чем-то отказывает.

Семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но и социальными обстоятельствами, и той средой, в которой живет семья. Родитель, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто, как указывает В.М. Целуйко, дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны сверстников из благополучных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием одного из родителей, а с другой – продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к обоим родителям при враждебном отношении между ними.

Одно из последствий стресса после развода родителей для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с их сверстниками из полных благополучных семей. Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание его одним родителем против другого.

Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания.

2.2 Особенности влияния развода на развитие личности ребенка в зависимости от возраста.

Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом ни с матерью.

Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают развод в возрасте от 2 до 5 лет.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мать. Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. В случае неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Младенцы и маленькие дети в высокой степени зависят от родителей не только в смысле физического выживания, но и в плане психологической безопасности. В идеальном случае младенец чувствует, что родители любят его, защищают, и он, следовательно, находится в безопасности. В ситуации развода, когда даже мать уделяет недостаточно внимания ребенку, ребенок может чувствовать себя глубоко уязвимым. Эта детская беспомощность, при отсутствии адекватного родительского ухода, порождает, как утверждает К. Хорни, чувство базальной тревожности, которое она описывает как «детское чувство беспомощности и покинутости в потенциально враждебном мире». Это может сделать ребенка злым – состояние, которое Хорни назвала базальной враждебности. Однако маленький ребенок не способен выразить враждебность. Эта вытесненная враждебность повышает тревогу.

Не менее тяжело переживают распад семьи дети дошкольного возраста. Дети 2,5-3,5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов. Они с большим трудом переносят расставание с матерью. Детям 3,5-4,5 лет свойственны повышение гневливости, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. У детей 5-6 лет наблюдается увеличение агрессии и тревоги.

2.3 Особенности развития ребенка в неполной семье без отца.

Наличие в семье мужчины (отца) влияет не только на характер умственного развития детей, но и формирования их интереса к учению, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным, представленным в книге В.М. Целуйко Неполная семья, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, но, что особенно важно, эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец активный, деловой, подтянутый вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. Соответственно, отсутствие отца может отрицательно сказаться на данных качествах ребенка. У мальчиков при отсутствии отца нарушается половая идентичность, не формируются навыки полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. В развитии специфических половых психологических качеств мужчины и женщины ведущая роль принадлежит мужчине. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым, начиная формировать их половую идентичность.

Читайте так же:  Занятия для старших дошкольников по развитию внимания

По мнению французского психолога Ж. Годфруа, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как словесная агрессивность, большая зависимость и предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером.

Для развития девочки как будущей жены отец играет также важную роль. Его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношения с ним запоминаются, порой бессознательно, и становятся образцом, к которому в последствии станут притягиваться все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.

Недостаток мужского внимания в ходе взросления девочки затрудняет ее развитие как будущей женщины, делает невозможным формирование у нее навыков межполового общения, что в последствии негативно отражается на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты Д.И. Исаев и В.Е. Каган. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют использовать свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. У воспитанных без отца мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможности стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуя себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, более робки.

Для правильной половой идентификации необходимо, как утверждает О.Р. Арнольд, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же как его отец, но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если этого нет, то это может служить и одной из причин развития гомосексуализма.

Отец — представитель функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. Если в семье отсутствует мужчина, все эти функции берет на себя мать.

Одна из распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека матери над сыном. Некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющего для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери – модель комплементарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее.

Девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы в связи с его уходом из семьи, сохраняли критическое отношение к нему: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от своей матери. Поэтому особенности их адаптации во многом зависели от того, каким в их представлении сохранился образ отца.

В отсутствии отца, стремясь создать первичную модель мужского поведения мужских реакций, подросток становится более восприимчив к воздействию конкурирующих моделей, которые ему навязывают сверстники и массовая культура. Так, мальчик-подросток, оставшись без отца, может подражать приятелям, поведение которых кажется ему подходящим под определение «настоящий мужчина». Перенимая их «мужественную» позицию, стремясь быть принятым в данную группу, он усваивает и определенный набор незрелых стереотипов, которые могут, к примеру, допускать сексуальное использование девушек для доказательства мужественности. В то же время, оказавшись без отца, девочка-подросток часто тянется к своим сверстникам противоположного пола, пытаясь восполнить мужскую привязанность, которой ей не хватает. Она может смириться с принятым в их кругу обращением с женским полом, чтобы удовлетворить свою потребность в серьезных отношениях с мужчинами.

Причиной воспитания ребенка в семье без отца может быть обусловлено не только его смертью или разводом родителей, но и рождением ребенка у женщины, не состоящей в браке.

2.4 Особенности психологического развития внебрачных детей.

Влияние внебрачной семьи на формирование личности ребенка имеет некоторые особенности. Ребенок одинокой матери уже с первых дней своего существования не имеет возможности в достаточной мере удовлетворить наиболее актуальные психологические потребности. Одинокая мать может быть больше занята работой и поэтому ее ребенку достанется меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. Это составляет первый круг психологических потребностей ребенка, как выделяет В.М. Целуйко. То же относится и ко второй психологической потребности – потребности в обучении. Загруженность работой может помешать одинокой матери наиболее полно сродниться с ребенком. Поэтому, ребенок из такой семьи, имея ограниченный круг близких родственников, лишен возможности получать необходимый социальный опыт в условиях семейного воспитания; любовь и привязанность к матери делит с воспитателем из детского дошкольного учреждения.

Также к психическим потребностям относится область эмоциональных связей ребенка с окружающим миром (потребность в собственном эмоциональном самоутверждении). По мере взросления мальчики одиноких матерей все острее сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а также с проблемой найти себе образец мужчины, способный удовлетворить его спортивные, технические интересы.

Существует опасность что мальчики и девочки, растущие в семье матери-одиночки, слишком долго будут оставаться эмоционально незрелыми, а следовательно и в отношениях с противоположным полом легко могут впасть в одну из крайностей: либо будут идти на установление связей быстро, не задумываясь о последствиях, либо упорно отклоняться от каких бы то ни было контактов.

Детский психиатр М.И. Буянов утверждает, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, в отличие от детей из полной семьи.

По мнению В.М. Целуйко, быстрое взросление ребенка возможно только при своевременном удовлетворении психологических потребностей первых трех кругов. Проблематичным остается четвертый круг психических потребностей ребенка – потребность в социальной ориентации. Удовлетворение данного рода потребностей возможно, если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс «утраченного отца».

Мальчику, воспитывающемуся матерью-одиночкой, проблемно ознакомление с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. Нарушение процесса полоролевой идентификации вследствие отсутствия мужчины в семье одинокой матери может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма.

По мнению А.Я. Варги, воспитание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным для нее стал ребенок.

3. Исследования эмоционального и личностного развития детей из неполных семей.

Известно, что появление отрицательных эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

В дальнейшем мы предполагаем изучать эмоциональное состояние детей из неполных семей. Для изучения эмоционального состояния детей на наш взгляд, следующие методики:

методика Рене Жиля;

методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН);

методика «Рисунок семьи»;

Методика Рене Жиля направлена на выявление эмоциональных реакций в поведении детей.

Методика САН может применяться для исследования показателей самочувствия, активности и настроения детей из неполных семей.

Методика Рисунок семьи» может примениться при изучении личности ребенка и его эмоциональной сферы.

В результате сопоставления данных, полученных при проведения исследований эмоционального состояния детей из неполных семей, отечественными психологами, мы можем сделать следующие выводы:

Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму потери дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

У детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Такие показатели возможны из-за того, что ребенок еще не оправился от потери близкого, родного для него человека;

Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными;
Дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они даже стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин).

Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить теперь с ней, ведь именно она заменяет ему папу. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей.

По свидетельствам исследователей, дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребенка, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей.

Полная благополучная семья – наиболее необходимое условие для нормального, благоприятного эмоционального развития ребенка и успешного развития его личности.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в любви обоих родителей и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, темп современной жизни, нравы и ценности современных людей складываются таким образом, что растет число неполных семей, что зачастую неблагоприятно сказывается на личностном развитии детей и их психическом состоянии.

Список использованной литературы:

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос.

2. Целуйко В.М. Неполная семья. – Волгоград, 2000.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1990.

4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М., Просвещение, 1990.

5. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми. – Кишинев, 1993.

6. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. – М., 1999.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002.

8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. – М., 1995.

9. Сьюзен Клонингер Теории личности. – Питер., 2003.

10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Медицина, 1988.