Меню

Близорукость и атрофия

Близорукость — это плюс или минус?

Близорукостью страдают многие люди, при этом для коррекции им необходимы очки с пометкой «минус». При этом дефекте зрения изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не как положено в ней.

Основным симптомом близорукости является видение расплывчатых предметов, расположенных далеко. Их контуры смягчены, а мелкие детали не просматриваются.

Близорукость еще называют «миопией», что в переводе с греческого означает «щурящий глаз», и это связано с тем, что люди, страдающие близорукостью, постоянно прижмуриваются, стараясь разглядеть удаленные предметы. При этом близко расположенные предметы просматриваются хорошо – четко и со всеми деталями.

Еще одна особенность близорукости – затрудненность перевода взгляда с ближнего предмета на дальний и обратно.

У пациентов также могут возникать следующие не обязательные симптомы:

  • мушки перед глазами;
  • двоение предметов;
  • световая чувствительность (избыточная);
  • неправильное видение цвета предметов.

Прогрессирующая близорукость (если болезнь стремительно развивается, и сила линз увеличивается, как минимум, на одну диоптрию в год) сопровождается головными болями и зрительной утомляемостью из-за постоянного перенапряжения зрения и быстрой деградации тканей. Она может привести к значительной потере зрения и к частичной или полной утрате трудоспособности.

Причины близорукости

Сегодня врачи уверены, что близорукость имеет генетическую природу, и поэтому зачастую развивается в подростковом возрасте, когда ткани еще не износились.

В сумме развитию близорукости могут способствовать сразу несколько факторов:

  • ослабление тканей склеры;
  • плохие условия при долгой зрительной работе (недостаточное освещение и рассматривание в течение долгих часов мелких предметов на близком расстоянии – вязание, сидение за компьютером, плетение бисером, чтение и т.д.);
  • наследственность;
  • расслабление мышцы хрусталика, которая помогает ему фокусироваться на предметах с разной удаленностью.

Многие врачи предполагают, что истинная причина близорукости заключается в нарушении обменных процессов, которые приводят к слабости тканей.

С физиологической точки зрения близорукость возникает из-за увеличенного размера передне-задней части глазного яблока.

Также врачи выделяют ложную близорукость, причиной которой становится другое заболевание.

Полноценно диагностировать близорукость можно только в медицинских условиях:

  1. Проверяется острота зрения: как видны предметы вдаль без линз и очков.
  2. Определяется степень близорукости – преломляющая способность глаза.
  3. Измеряется длина глазного яблока.
  4. Измеряется толщина роговицы в разных точках с помощью УЗИ.
  5. Просматривается глазное дно для оценки состояния сосудов, сетчатки и зрительного нерва.

Тест на близорукость проводится также в кабинете офтальмолога – это дуохромный метод, где пластина разделена по цвету на две части, и на ней обозначены буквы разной величины. Если на красном фоне буквы выглядят четче, то можно предположить близорукость.

Можно ли вылечить близорукость?

Близорукость на ранних стадиях хорошо поддается лечению с помощью профилактических мер – зарядки глаз, соблюдения режима работы и приема лекарств.

На ранних стадиях можно остановить потерю зрения, однако ношение очков и линз, которые необходимы в этих случаях, сказываются негативно в некоторой степени. Дело в том, что происходит привыкание глаза, и он не напрягается для того, чтобы проделывать зрительную работу самостоятельно без очков.

В некоторых случаях ухудшения зрения может понадобиться хирургическое лечение.

Окончательный ответ, можно ли избавиться от близорукости, можно получить лишь при учете всех факторов, которые вызвали болезнь в каждом индивидуальном случае.

Особенности коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения

Количество слепых детей во всем мире за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением. Большинство детей с нарушениями зрения имеют также и другие нарушения здоровья. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения.

Близорукость (миопия) – снижение остроты зрения вдаль — идущие от находящихся вдали предметов параллельные лучи соединяются впереди сетчатки глаза, попадая на неё в виде рассеянного пучка. Детям с высокой степенью близорукости противопоказан тяжелый физический труд, подъём тяжестей, частые наклоны головы и туловища, напряжённая зрительная работа.
Дальнозоркость (гиперметропия) – снижение остроты зрения вблизи — изображение рассматриваемых предметов проецируется не на сетчатку, а за ней, что приводит к отсутствию полного расслабления аккомодационной мышцы. Результатом чрезмерного напряжения аккомодационного аппарата являются ощущение быстрого зрительного утомления (астенопия) и головные боли.
Астигматизм – Отсутствие ясного изображения светящейся точки на сетчатке глаз. Причина — сочетание в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида. Например, в одном направлении имеется близорукость слабой степени, а в другом направлении близорукость средней степени. Следствием астигматизма часто бывает понижение зрения, быстрое утомление глаз при работе, головные боли, иногда – хроническое воспаление краёв век.
Анизометропия –различная рефракция глаз. Например, близорукость одного глаза и дальнозоркость другого или неодинаковая их степень на обоих глазах. Если разница в рефракции глаз значительна, бинокулярное зрение делается почти невозможным и предмет фиксируется попеременно то одним, то другим глазом,
Косоглазие — отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Острота зрения косящего глаза снижается, ухудшается возможность правильного определения расстояний между предметами, их размеров и объёмов. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать, что ведет к амблиопии — частичной или полной потери зрения косящего глаза.
Нистагм – самопроизвольное колебательное движение глазных яблок (дрожание глаз).
Атрофия зрительного нерва — следствие различных заболеваний, ведущих к поражению зрительного нерва, что проявляется в снижении остроты зрения, изменении поля зрения и цветовосприятии.
Глаукома – нарушение регуляции и повышение внутриглазного давления, снижение зрительных функций и атрофия зрительного нерва. Проявляется затуманиванием зрения, появлением радужных кругов перед глазами при взгляде на источник света, головными болями, болью в глазу, повышением внутриглазного давления. Приводит к постепенному падению остроты и сужению поля зрения.
Заболевания сетчатки — понижается острота зрения, может выпадать участок поля зрения. При поражениях центральной области сетчатки искажается восприятие величины и формы предметов и изображений, нарушается цветоощущение, ухудшается различительная способность глаз, становится невозможным чтение. Периферические поражения сетчатки характеризуются ухудшением зрения в вечернее и ночное время, трудностями ориентировки в пространстве.
Отслойка сетчатки — проявляется внезапным резким падением зрения, которое может приводить к полной слепоте.
Ретинопатия – общее название заболеваний сетчатки глаза циркулярно-обменного характера и поражения сетчатки.
Ангиопатия сетчатки — изменение сосудов глазного дна.
Птоз верхнего века – опущение верхнего века. Гипоплазия (дисков, зрительного нерва) – порок развития, заключающийся в недоразвитии ткани, органа, части тела или целого организма.

Характеристика лиц с нарушениями зрения

Возникают проблемы с восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы. У слабовидящих снижены дифференцировка и зрительная сосредоточенность. Также лица с нарушением зрения могут испытывать серьёзные проблемы при определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Им бывает непросто ориентироваться в пространстве и на рабочей поверхности, что приводит к сложностям в овладении практическими навыками работы.
Память у слабовидящих отличается тем, что они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в их памяти. Зрительная память часто значительно ослаблена или отсутствует.
Кроме того, ухудшается возможность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению возможности развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Таким образом, для данной категории лиц с ОВЗ характерными являются:

  • Ограниченность представлений об окружающем мире.
  • Недостаточный уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины или композиции, включающей большое количество героев или деталей.
  • Сложности в выделении первого и второго планов изображения.
  • Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).
  • Трудности в пространственной ориентировке.
  • Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации, ведущий к нарушениям мелкой моторики и координации движений.
  • Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов. Плохое запоминание букв и цифр.
  • Недостаточный уровень умения следовать инструкции.

Кроме того, на формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные семейные условия, социальное окружение, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности общения с другими людьми.

Эти особенности личностного развития проявляются уже в младшей школе, постепенно приводя к снижению успеваемости. Ситуация неуспеха уже на начальном этапе обучения становится источником постоянных отрицательных эмоций, что часто перерастаёт в хроническое негативное эмоциональное состояние.
Таким образом, учет характерных особенностей лиц с ОВЗ в процессе обучения повышает качество их обучения, делая обучение лиц с нарушенным зрением успешным и подготавливает их к последующему получению профессионального образования.
Коррекционно-компенсаторная работа с лицами с нарушениями зрения должна осуществляться во взаимодействии с конкретными условиями окружающей действительности. Коррекционное воздействие должно рассматриваться как процесс целенаправленного влияния на лиц с дефектами зрения, направленный на создание качеств и умений личности, позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Организация процесса обучения

Обучение начинается путём объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять наилучшим образом, преподаватель при этом оказывает им помощь в усвоении этого материала. Наглядные пособия, используемые для лиц с нарушениями зрения, должны быть с повышенной цветовой насыщенностью — оранжевого, красного, зелёного цветов. Демонстрационный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, а иллюстративный материал должен иметь чёткую форму. Не рекомендуется использовать пособия с блестящей поверхностью. Таблицы или изображения, висящие в классе, должны быть лишены стёкол и висеть на уровне глаз учащихся. На таблицах или наглядных пособиях не должно быть чрезмерного нагромождения деталями, затрудняющими их обозрение и понимание.
Наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с нарушениями зрения, является освещение 700-1000 люкс. Свет должен быть рассеян по всей комнате, при этом в классе не должно быть яркого ослепляющего блеска. Большое значение имеет правильная посадка, соответствующая росту мебель.
Желательно, чтобы классная доска имела серо-зелёный цвет. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. При фронтальном демонстрировании наглядного учебного материала обучающимся с нарушениями зрения лучше предложить выйти к доске, что обеспечит наиболее полное и правильное восприятие картины. Рекомендуется использовать силуэтные рисунки, которые просты, обладают минимумом деталей и поэтому хорошо воспринимаются слабым зрением.
Для работы с детьми со зрительными нарушениями нужны специальные технические средства, приставки и устройства для работы с наглядным и другим материалом, для проведения измерений во время самостоятельных и практических работ, построения чертежей. Также может быть использована электронная, фоническая и оптическая аппаратура, предоставляющая возможность задействовать сохранные анализаторы, делая доступным для восприятия и изучения программный материал.
Широкие возможности для обучения лиц с нарушениями зрения предоставляет компьютер. Обучение компьютерным технологиям учащихся этой категории необходимо проводить с применением особых методик и учебных материалов, основанных на формировании адекватного представления о расположении объектов на экране и на особом функционале программ невизуального доступа к информации. При подготовке учебного процесса с применением компьютера первым этапом должна быть диагностика, которая позволяет определить степень нарушения остроты и поля зрения. Эта информация дает возможность настроить компьютер обучающегося в соответствии с его личными физическими возможностями. Окончательная настройка изображения проводится с участием учащегося уже на его рабочем месте по его личным ощущениям.
Для слабовидящих важно не только увеличение изображения для комфортной работы, но и его контрастность, цветовое взаимоотношение фона и объекта на нем, а также зернистость экрана монитора, частота развертки экрана, предотвращающая «дрожание» изображения. Основные требования к мониторам для слабовидящих: зернистость от 0,24 mm, частота от 70 Hz и диагональ не менее 17. В оснащение учебного процесса входят также таблицы «горячих» клавиш для работы в основном с клавиатурой, а не с «мышью», так как курсор плохо виден для этих детей.
При обучении лиц, имеющих высокую близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие, книга не должна лежать на столе. Её следует держать в небольшом наклонном положении, под углом в 15 градусов. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол. Нормальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении и письме должно составлять 30-33 см. следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций при выборе учебников. Желательно употреблять мягкие карандаши и ручки с тёмной пастой.
Также в процессе обучения слабовидящих необходимо использовать специальное оборудование и модифицированные средства наглядности, что позволяет улучшить качество восприятия учебного материала. Работа с учащимися, имеющими зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.
Правильно организованное коррекционное воздействие, включенное в процесс обучения, помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительным дефектом (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.). Вследствие этого возникает эффект компенсации – возникает компенсаторная перестройка, в коре головного мозга возникают и формируются новые временные связи, «обходные пути» (по Л.С. Выготскому), по которым направляется информация, поступающая через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность).
Другое важное требование – оборудование и оснащение помещения для занятий. Со всех сторон помещения должен быть виден большой экран, на котором демонстрируется необходимая для работы информация и мультмедийные презентации. Освещение в комнате должно быть комбинированное: искусственное и естественное, регулирующееся с помощью штор-жалюзи.
Желательно в процессе обучения использовать мультимедийные презентации. Использование презентации имеет ряд преимуществ для слабовидящих перед оформлением «вживую» информации на доске: качество изображения на экране четче, ярче, красочнее.

Читайте так же:  Косоглазие виды лечение

Работа с психологическими особенностями слабовидящих

Слабовидящим учащимся трудно адаптироваться к внешней среде, выходить на полноценное общение со здоровыми людьми. Обучение должно помочь им почувствовать влияние внешней среды, найти «своих» и присоединиться к ним, избавиться от чувства одиночества. Усиление эффективности их коммуникативной направленности является средством интеграции личности в социальную среду. Для этого у них в процессе обучения следует развивать умение задавать вопросы и формулировать ответы на них; внимательно слушать и обсуждать идеи; комментировать и давать оценку высказываниям собеседников, аргументировать своё мнение в группе и адаптироваться к другим участникам общения.
У слабовидящих следует развивать так называемое оптическое внимание. Для этого надо вводить новые предметы в обстановку класса, представлять неожиданные наглядные пособия. Учащимся можно предлагать сосредоточиться на новых деталях выполняемого рисунка, схемы, чертежа. Им можно предлагать описывать ту или иную многопредметную картину, схему, таблицу.
Также необходимо формировать умение осуществлять оптический контроль за производимым движением. Такое движение полезно обозначить соответствующим ему словом.
Для выработки необходимых стереотипов двигательных навыков следует придавать большое значение выполнению движений в определенной последовательности и точному воспроизведению схемы движения по памяти. В результате точного следования схеме вырабатываются необходимые навыки деятельности, доведенные до автоматизма.

Гипотеза. Близорукость обусловлена не чрезмерным чтением, а излишним потреблением рафинированных углеводов?

Если изучить результаты обследования зрения у людей, соблюдающих модную сейчас палеодиету, то можно сделать вывод, что зрение наших предков находилось в гораздо более хорошем состоянии, чем у наших современников. В наши дни различные проблемы со зрением начинаются уже в молодом возрасте, и, несмотря на распространенное мнение, что они бывают вызваны чрезмерным чтением, причину следует искать, скорее, в привычках питания.

Миопию чтение не вызывает

Вы наверняка обращали внимание, как часто можно встретить в наши дни детей в очках? Миопия, или близорукость за последние две сотни лет получила в развитых странах драматическое распространение. В США миопией страдает 25-35% европейского населения и до 50% населения азиатского происхождения.

Принято считать, что у детей миопию вызывает чрезмерное чтение, так как в тех странах, в которых официальных учебных программ не было, и дети книг не читали, миопия встречалась только в 2% случаев. Другие исследования выявили, что миопия развивалась у одного из трех детей, которые проживали в городах и учились в школе. Подобные результаты дали основание предполагать, что миопию взывает чтение книг. Именно по этой причине очки долгое время считались признаком интеллигентного человека, и в фильмах, например, середины ХХ столетия умные детки всегда носили очки.

Но однажды обнаружилась следующая аномалия: в мире есть государства, где случаев миопии мало несмотря на наличие обязательных образовательных программ, или наоборот – миопия развивалась среди детей, которые не ходили в школу в цивилизованном мире. Таким образом, как объяснить, что чтение вызывает миопию, если уровень наличия близорукости сохранялся низким в обществе, которое перенимало образ жизни западного мира, но не привычки в питании.
Наши предки были собирателями и охотниками, и их образ жизни предполагал для выживания наличие способности видеть далеко. Действительно, все млекопитающие и птицы либо дальнозорки, либо имеют нормальное зрение, что означает их способность четко различать объекты, расположенные на расстоянии более шести метров. Миопия у них возникает редко и имеет эволюционное значение. Если человек не мог бы компенсировать миопию очками, и ему пришлось бы находиться в жизненных условиях, аналогичных с условиями жизни его предков, вероятно, близорукие люди долго не выжили бы.
В мире животных и птиц способность видеть далеко необходима для спасения от хищников, поиска пищи, обнаружения опасности и распознавания других собратьев по виду. Это значит, что гены, несущие в себе миопию, были бы смертельны, и природа их устранила бы. Тем самым это исключает, что близорукость может быть обусловлена генетическим дефектом.

Миопия не передается по наследству

Исследования показали, что после переселения в города людей, имеющих образ жизни охотников-собирателей, количество случаев близорукости драматически возросло именно через поколение. Для возникновения генетической мутации это слишком стремительное развитие, которое полностью исключает наследственную природу миопии. Близорукость стала появляться тогда, когда люди со стилем жизни охотников-собирателей привыкли к новым условиям обитания современной цивилизации.

Корень зла – в обработанных углеводах

Когда общество охотников-собирателей в XIX и XX столетиях приспособилось к западному образу жизни, то, помимо умения писать, они переняли и западные привычки питания. В отличие от современного Запада, питание охотников-собирателей состоит в основном из протеина и жиров, а не углеводов. Потребляемые ими углеводы менее концентрированы, всасываются медленно и повышают уровень глюкозы в крови и уровень инсулина минимально.
Ученые Колорадского университета выяснили, что раньше примитивные народы хоть и редко употребляли рафинированный сахар и зерновые, для них они все-таки стали почти основными продуктами питания. После перехода на западный стиль жизни и питания миопия среди этих людей получила почти такое же распространение, как и на Западе.

Как углеводы могут способствовать возникновению миопии

Питание, богатое рафинированным крахмалом (например, сахаром и зерновыми) стимулирует производство как инсулина, так и схожего с ним (инсулиноподобного) фактора роста 1 (IGF-1). Излишний IGF-1 вызывает слишком быстрый рост глазного яблока в стадии его развития, неестественно удлиняя его, что становится одним из основных признаков миопии.
В связи с этим ученые, проводившие исследование, пришли к выводу, что широкое распространение миопии среди детей в развитых странах связано в первую очередь с чрезмерным употреблением рафинированных углеводов и булочных изделий. Близорукость – очень редкое явление в тех обществах, где продуктовая корзина не содержат обработанных углеводов. Кроме того, у близоруких людей выше риск заболеть другими болезнями, связанными с высоким потреблением сахаро- и крахмалосодержащих продуктов, таких как диабет и разрушение зубов.

Близорукость – это заболевание, свойственное людям. В мире животных оно не было известно до той поры, пока не появились одомашненные собаки. И поскольку собаки книг не читают, объяснить причину близорукости чтением нельзя. Непосредственная связь между миопией и домашними собаками заключается в питании – дикие собаки питаются мясом, и миопии у них не бывает, а вот люди прикармливают своих домашних любимцев собачьим печеньем, изготовленным из пшеничной муки.

В течение последних двух столетий потребление в промышленных регионах и городах продуктов питания, богатых углеводами, постепенно нарастало в той же степени, в какой миопия все более получала распространение среди людей с повышенным весом и больных диабетом, имеющих в крови более высокое содержание глюкозы и инсулина. При этом у детей, которые больше потребляют протеинов (растительного и животного происхождения) случаев возникновения миопии меньше. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что миопия является современной тенденцией, а истинную причину ее возникновения следует искать не в чрезмерном чтении, а в тарелке с овсяными хлопьями, обильно сдобренными сахаром, на завтрак.

Читайте так же:  Что означает гиперметропия

Такое естественное чудо – зрение

Беседа с окулистом Александром Верзиным

В день памяти прозревшего Лонгина Сотника беседуем с офтальмологом Александром Александровичем Верзиным – кандидатом медицинских наук, заведующим отделом клинических исследований ФГАУ «МНТК “Микрохирургия глаза” имени акад. С.Н. Федорова», лауреатом премии С.Н. Федорова, – глазным специалистом в четвертом поколении.

Мы встретились уже поздно вечером – договориться на более раннее время было невозможно: у доктора каждая минута расписана. Небольшой кабинет доктора Александра Верзина в главном здании МНТК «Микрохирургия глаза» забит научной литературой и приборами. Его прадед – Александр Ефимович Верзин – тоже был окулистом. На фото интеллигентного вида мужчина в очках и с бородой. Офтальмолог в царской России – тот же ремесленник. Это ремесло, как и другие, передавалось из поколения в поколение. Ни революции, ни гражданская война, ни две мировые войны не прервали династию врачей.

Итак, вспоминаем основателя клиники Святослава Федорова, говорим о чуде зрения и о чудесах современной медицины, о том, как это чудо – наше зрение – сохранить.

Смотрите вдаль!

Александр Александрович, давайте, прежде чем начнем нашу беседу, сделаем зарядку для глаз. Можете показать такое упражнение?

– Упражнение показать, конечно, можно, но сначала разберемся, что происходит внутри глаза. Действительно, чтение, как и любая зрительная нагрузка, вызывает усталость глаз. Поэтому при длительной работе глазам нужно давать отдых, а отдых для глаз – это смотреть вдаль. И лучше всего на природу. Я поясню. Когда мы читаем, мы напрягаем глаза. Потому что внутри глаза есть мышца. Она называется цилиарная, и благодаря ее работе глаз может настраиваться на четкое видение близких предметов. Этот акт приспособления к зрению на близком расстоянии называется аккомодацией.

А что при этом происходит?

– Глаз – это полый шар, заполненный прозрачными составляющими: влагой, хрусталиком и стекловидным телом. Так вот, только хрусталик (живая линза) позволяет нам смотреть четко на разные расстояния. Хрусталик похож на солнце: как от солнца отходят во все стороны лучи света, так от экватора хрусталика во все стороны к стенке глаза (а точнее – к цилиарной мышце) отходят волокна связки, которые его туда прикрепляют. Когда волокна связки натянуты, хрусталик уплощается – его оптическая сила уменьшается – глаз смотрит вдаль; когда волокна связки расслабляются – хрусталик в силу своей природной эластичности округляется – его оптическая сила увеличивается – глаз смотрит вблизи. Только вот цилиарная мышца ведет себя наоборот: в первом случае она расслабляется, а во втором напрягается.

Таким образом, важный вывод: при зрении вблизи напряжение цилиарной мышцы максимальное. Поэтому глаза и устают. Когда мы смотрим вдаль, эта мышца расслабляется. Нормальный глаз, у которого нет ни близорукости (миопии), ни дальнозоркости (гиперметропии) без напряжения смотрит вдаль и, следовательно, отдыхает.

Еще два столетия назад немецкие офтальмологи обнаружили очень интересную вещь. Когда человек смотрит на природу, на зеленый естественный цвет, глаза отдыхают.

Как это проявляется?

– Это проявляется в объективных изменениях, которые происходят не только с глазом, но и с психикой человека. Естественный зеленый цвет обладает успокоительным действием на человека и на глаз. Например, глазное давление уменьшается. Есть такое заболевание – глаукома. И мы предлагаем пациентам с этим заболеванием, при котором повышается глазное давление, носить очки с зелеными светофильтрами. Это один из дополнительных (не основной!) методов лечения, который способствует снижению глазного давления. Естественные зеленые цвета, особенно с примесью желтого, – это теплые цвета (цвета весны и лета). Это цвета, которые благоприятно действуют и на нашу психику, успокаивая ее.

А еще лучше погулять. Любая физическая нагрузка – польза для глаза и головного мозга. Человек – существо прямоходящее, и если сердце и мышцы плохо работают, то кровоснабжение верхних частей тела ухудшено. Тренированное сердце и постоянные сокращения мышц (периферическое сердце) заставляют кровь интенсивно «ходить» по всему организму.

Сон или просто закрыть глаза – это тоже отдых для глаз. Сетчатка глаза – это часть головного мозга, вынесенная на периферию. Мы спим – глаза отдыхают. Хотите отдохнуть – закройте глаза, они отдохнут. Кстати, слезная пленка тоже восстановится. Именно в темновой фазе, когда глаза закрыты, идет максимальное восстановление зрительно пигмента, который участвует в акте зрения, в преобразовании квантов света, падающих на сетчатку, в нервные импульсы.

А зарядка для глаз?

– Зарядка для глаз – это просто. Смотрите попеременно вдаль – вблизь, для этого лучше подойдите к окну, наклейте на стекло любую метку и переводите свой взгляд то на метку, то на расположенные вдали предметы. 2–3 минут обычно бывает достаточно, чтобы снять спазм аккомодации. Ведь зрительная нагрузка обычно бывает на одном расстоянии, и в этом случае цилиарная мышца не «играет», спазмируется либо устает. Возьмите нетяжелую гирю и подержите ее на вытянутой руке в одном положении. Как бы у вас ни была развита сила мышц, рука очень сильно устанет. В то же время вы можете эту гирю поднимать и опускать раз сто. Если вы постоянно читаете, держа, допустим, книгу на одном расстоянии от глаз, глаза постоянно напрягаются. Поэтому нужно периодически смотреть вдаль, чтобы расслаблять глаза.

Больше души в медицину!

Как быстро сегодня люди теряют зрение? Есть данные, статистика по России?

– Что значит «теряют зрение»? Бывают травмы. Чаще всего это бытовые травмы. Но есть и тяжелые болезни глаз, связанные с диабетом, есть глаукома, есть катаракта.

Это такая распространенная картина?

– Люди выполняют разную работу: режут, пилят. Надевайте очки! Летят окалины, летит стружка. Скорость может быть такая, что они насквозь пробивают глаз. Не дай Бог! Поэтому обязательно защитные очки. Посмотрите на своих близких, посмотрите на соседей. Все ли носят защитные очки? На даче все сейчас косят траву, все используют бензокосы. Там вращается леска. Попадется мелкий камень, и он с огромной скоростью может влететь в глаз. Носите защитные очки.

Потеря зрения может быть связана со многими заболеваниями глаз. Есть заболевания, которые снижают зрение, например, близорукость. И очень часто эта близорукость прогрессирует. Это объясняется тем, что глаз удлиняется, растет. У детей это может быть связано и с учебной нагрузкой, но и с тем, что молодой организм растет до 14 лет. Но если чрезмерная зрительная нагрузка остается (постоянная работа за компьютером, например), то миопия может прогрессировать у некоторых людей всю жизнь. К 40 годам человек может иметь уже высокую близорукость.

Какие изменения происходят с глазом, когда человек долго работает с монитором?

– Нагрузка связана с тем, что требуется довольно большой уровень внимания. Мы можем говорить и о чрезмерной зрительной нагрузке. Текст не всегда крупный на экране. Человек начинает реже моргать, чем это физиологически необходимо, чтобы смачивать поверхность глаза. Кондиционер может сушить воздух. Либо отсутствуют комнатные растения, которые поддерживают влажность в помещении. Появляется сухость глаз. Глаза начинают краснеть. Либо, наоборот, слезятся. Если человек работает без отдыха, наступает спазм аккомодации. Человек чувствует, что хуже начинает разбирать текст. Могут появляться боли во лбу. Так называемые астенопические явления. Это вредно. Поэтому в такой работе нужны обязательные перерывы.

Вы как-то людей уже умеете видеть профессиональным зрением?

– Когда врач много работает с пациентами, то многие диагнозы он может поставить даже не разговаривая с больными. Представьте себе, что вы находитесь в кабинете. Открывается дверь, и заходит человек. Он смело идет к вам, но натыкается на расположенный рядом стул. Диагноз готов: глаукомная атрофия зрительного нерва с трубчатым полем зрения.

Страшновато.

– Нет, это профессиональный опыт. Врач – это еще и хороший психолог. Мы чувствуем напряженных и взволнованных пациентов.

А как успокаиваете?

– Слово – это самое главное и самое важное, что влияет на человека. Слово успокаивает, дает надежду. Когда пациенту предстоит хирургическое лечение, то очень важен такой момент, как доверие. Поверьте мне, конечно, нужно быть хорошим хирургом и безупречно владеть операторским хирургическим искусством, но когда пациент доверяет врачу, все проходит без проблем. Почему? – Потому что пациент спокоен, он доверяет.

Один из основных моментов – это найти путь к душе человека. Не сводить медицину к механистическому пониманию: болезнь, диагноз, лечение, а всё остальное лишнее. Кто-то может сказать: зачем тратить на лишние разговоры время? Тем более что сейчас, в условиях модернизации, мы лишены вот этого лишнего времени. Нам ограничивают время на общение с пациентом. Конечно, профессионал видит всё, но пара слов… Например, спросить у участника войны, где он воевал. Спросить у пожилой женщины, где учатся внуки. И уже человек немного оттаивает. Уходит недоверие к врачу, боязнь. И устанавливается человеческая связь. Для этого не нужно много времени. Для этого нужны одна-две добрые фразы, которые, может быть, не связаны вообще с медициной. Как говорили наши старые профессора: больше души в медицину!

Первым в роду Верзиных изучать, как утроено глазное яблоко, стал прадед Александра Верзина – Александр Ефимович Верзин. Он закончил медицинский факультет Московского университета в 1895 году. Заниматься глазными болезнями его вдохновил Алексей Николаевич Маклаков – известный московский профессор, заведующий кафедрой глазных болезней и первый директор университетской глазной клиники.

Вам знакомы истории чудесного выздоровления глаз?

– Чуду всегда есть место. Приходит пациент со сложным заболеванием. Ты понимаешь, что технически проводить операцию сложно, есть риск. Что-то может пойти не так.

Читайте так же:  Бактериальный конъюнктивит капли

Возраст, болезнь…

– Да-да. И возраст, и осложняющие факторы. Порой не все наши манипуляции ткани глаза могут выдержать. Либо слепым ходить, либо попытаться рискнуть. И когда всё проходит отлично, всё замечательно – разве это не чудо? Чудо – это часть нашей жизни. Оно естественно.

Чтобы глаз был как алмаз

Человек стремительно теряет зрение? Что делать? Какими должны быть первые шаги?

– Каждым делом должны заниматься профессионалы. Если я не понимаю, что такое электричество, и вот оно у меня в квартире погасло, что, первый мой шаг – попробовать залезть в щиток? И чем он закончится? В лучшем случае ничего не получится. В худшем – может замкнуть и все перегореть. А бывает и еще худший: может и током ударить. Это уже опасно для здоровья. Так что лучше позвать электрика.

Когда речь идет о здоровье, работает тот же закон: обратись к профессионалу! Если начались проблемы со зрением – скорей к офтальмологу (окулисту).

Окулист и офтальмолог – это разные названия одной медицинской специальности. Окулист – от латинского слова окулюс – «глаз»; офтальмолог – от греческого слова офтальмос – «глаз». Кстати, наше русское око – однокоренное с латинским окулист. Врачей этой специализации учат именно тому, как устроен глаз, как он может «поломаться» и как эти «поломки» исправить. И потом они всю жизнь занимаются диагностикой и лечением глазных заболеваний. В медицине есть такая пословица: «Diagnosis bona – curatio bona» – «Правильный диагноз – правильное лечение». Нужно просто правильно понять, что происходит с глазом. Чаще всего, слава Богу, изменения со зрением носят временный характер. Либо исправляются. Поэтому пугаться не нужно – нужно обратиться к профессионалу. И чем раньше это сделать, тем лучше.

И даже если мы выявим какое-нибудь тяжелое заболевание (есть заболевания, которые сопровождают человека всю жизнь, – глаукома, например), то, если его правильно лечить, человек может жить с этим заболеванием долго и счастливо. И не потерять зрение. Вот как сахарный диабет – на всю жизнь же? И если человек не лечится, не пьет лекарства, не соблюдает диету – к чему это приводит?

К потере зрения…

– Да, к диабетической потере зрения – диабетической ретинопатии. А если человек и таблетки принимает, и диету соблюдает, может быть, даже инсулин колет, двигается – потому что повышенную глюкозу нужно сжигать, – соблюдает правильный режим труда, отдыха, то может всю жизнь иметь диабет и избежать тяжелых осложнений либо отодвинуть их наступление.

До глубокой старости?

– Да. Современная медицина позволяет во многих ситуациях скорректировать заболевание, назначить правильное лечение и надолго – да на всю жизнь! – сохранить человеку зрение.

Зрение, конечно, с возрастом понижается. Мы говорим, что в среднем у человека единица. С возрастом оно может понизиться до 0,9–0,8. Без какой-либо глазной патологии. Просто сетчатка уже не так работает.

Слышал, что детям до двух лет категорически нельзя давать в руки мобильные телефоны. Почему?

– Дети до двух лет вообще мало что различают. При рождении и в первые месяцы жизни у них зрительный анализатор еще не развит. Недаром говорят, что они как слепые котята. Это действительно так. Они ничего не видят в мобильном телефоне: ни цифр, ни букв. Для малышей это просто светящаяся игрушка. Ну скажите, зачем младенцу давать такую светящуюся игрушку? Это мощный приемник и излучатель радиоволн. Зачем? Доказано, что эти волны отрицательно влияют на деятельность тканей организма. Такие исследования есть. Поэтому многие ученые рекомендуют носить мобильные телефоны подальше от тела. Дайте ребенку яркую погремушку – это будет лучше.

С детства всем детям советуют есть морковь – для глаз.

– Да, морковь полезно есть. В ней содержится провитамин А (каротин). Из этого витамина при попадании в организм синтезируется зрительный пигмент. Он участвует в акте зрения. Поэтому морковь крайне полезна. И полезны все овощи и фрукты, которые содержат провитамин А. Они такого желтовато-красного цвета. Но есть одна особенность: витамины, которые входят в эту группу, – жирорастворимы. Поэтому если морковь есть со сметаной либо с маслом – это будет еще более полезно.

С маслом сливочным или растительным?

– С любым маслом. Нужен либо животный, либо растительный жир. Это такая особенность жирорастворимых витаминов.

Какие еще овощи и фрукты надо употреблять в пищу, чтобы дать организму и глазам необходимые витамины?

– Самые простые овощи и фрукты крайне полезны. Квашенная капуста в зимнее время. Крайне полезны для зрения ягоды: смородина, облепиха, брусника, клюква. О пользе черники знает уже, наверное, весь мир. Кроме черники все наши северные ягоды очень полезны. Не только за счет витаминов и лютеина, которые там содержатся, но еще и за счет микроэлементов. Все продукты естественного происхождения полезны для организма.

Интересная особенность: мир устроен так, что человек, живя на определенной территории, имеет возможность получить полноценное питание, которое удовлетворяет все его физиологические потребности, за счет тех растений и животных, которые на этой территории произрастают или обитают.

Как стрессы влияют на работу глазного яблока?

– Плохо. При стрессах происходит резкий спазм сосудов. На фоне стресса, особенно у пожилых людей, может произойти инфаркт сетчатки глаза. Это уже возрастные особенности. Может быть нарушение кровообращения в диске зрительного нерва, в сосудах центральной артерии сетчатки. Тромбоз может случится. Бывают боли в глазах. Глазная форма мигрени. Стрессы влияют на глаз.

Гений видения

Святослав Федоров однажды сказал: «Мы провели 2,5 миллиона операций, вернув и существенно улучшив зрение, образно говоря, населению небольшой страны». Какое влияние оказал С.Н. Федоров на глазное дело в нашей стране?

Собственно, искусственный хрусталик глаза появился в 1949–1950-х годах. В 1949 году Гарольд Ридли успешно удалил катаракту, а в феврале 1950 года – то есть 65 лет назад – имплантировал искусственный хрусталик. После этого началась эра искусственных хрусталиков. Потому что раньше удаляли катаракту, и человек ходил без хрусталика, а чтобы лучше видеть, он был вынужден носить очки с толстенными плюсовыми линзами. Гарольд Ридли начал имплантировать хрусталики. Сначала это были хрусталики, которые крепились в задней камере глаза, потом в передней камере глаза. Затем выяснилось, что переднекамерные хрусталики давали очень много осложнений, например дистрофию роговицы. Поэтому на Западе интерес к этим хрусталикам стал снижаться.

В чем же заслуга профессора С.Н. Федорова? Он первым в Советском Союзе в 1961 году имплантировал искусственный хрусталик своего производства и начал разрабатывать свою безопасную технологию этой операции. Он предложил впервые в мире оригинальную зрачковую модель искусственного хрусталика. Его назвали современным на тот момент словом «Спутник». И он начал массово имплантировать эти хрусталики.

Он имплантировал хрусталики детям при травмах – не побоялся, настолько был уверен в положительных результатах. А иначе дети были обречены остаться инвалидами с одним глазом.

Он эти хрусталики сам делал с единомышленниками, сам имплантировал и был уверен, что они будут стоять долго. И они действительно стояли долго. У меня был пациент недавно, которому 50 лет назад профессор С.Н. Федоров имплантировал искусственный хрусталик.

И как он?

– Отлично. 50 лет назад! Он тогда был мальчишкой. И у него сложилась удачно жизнь. Он не стал инвалидом по зрению. Ребенку имплантировать искусственный хрусталик – какая нужна была смелость и уверенность в своей технологии!

С.Н. Федоров создал технологию безопасной имплантации искусственного хрусталика в глаз. И эту технологию он тиражировал. И делал миллионы операций в Советском Союзе, в Российской Федерации и в странах бывшего Советского Союза. Это была и безопасная операция, и доступная – доступная всем, не только для какой-то определенной части населения, которая живет в Москве, но и по всей России. Он создал 11 филиалов: Хабаровск, Тамбов, Чебоксары, Калуга, Краснодар, Иркутск, Волгоград, Санкт-Петербург, Новосибирск, Оренбург, Екатеринбург.

Святослав Николаевич первым заметил, что наш хрусталик немножко желтоватый. Желтый цвет уменьшает проникновение к сетчатке не только ультрафиолета, который вреден для сетчатки, но и близкой к нему части видимого синего спектра. Он впервые предложил делать желтым искусственный хрусталик. Так сейчас делают во всем мире.

Расскажите, пожалуйста, про операции, которые помогли избавиться от очков сотням тысяч людей с близорукостью.

– Это радиальная керотомия. Надрезы на роговице, сделанные на периферии, меняют кривизну роговицы, меняют анатомию. Роговица уплощается, и лучи света, которые при сильной роговице находились впереди сетчатки – как бы дефокусировались, в результате операции возвращаются на сетчатку. Зрение восстанавливается. Эта технология распространилась по всему миру. В Москву к С.Н. Федорову приезжали учиться хирурги со всего мира. В том числе и из Европы и Соединенных Штатов Америки.

Святослав Николаевич Федоров создал много оригинальных операций. При глаукоме, при заболевании стекловидного тела и сетчатки. Внес вклад в кератопластику (пересадка роговицы) – это операции, связанные с помутнением роговицы, когда применяется донорский материал. Нет ни одной области офтальмологии, куда бы гений Святослава Николаевича не внес свой вклад. Он создал современную офтальмологию в нашей стране. И не только для узкого круга, а для всего нашего русского народа, для народов Российской Федерации.

Распад Советского Союза помешал ему выйти за пределы России. Были планы открыть центры микрохирургии глаза и в Прибалтике, и на Украине.

Он оставил огромное количество учеников. А чтобы операции на глазах стали доступны в самых отдаленных уголках нашей страны, были созданы и передвижные автобусы, и самолет, и корабль, где была оборудована целая клиника. Этот корабль плавал в Европу. Федоров повторил то, что сделал в царское время знаменитый офтальмолог Л. Беллярминов из Санкт-Петербурга, который создал летучие глазные отряды.