Меню

Беседа о растениях с детьми второй младшей группы

Оглавление:

Беседа для детей младшей группы в детском саду. Комнатные растения

Дети: для красоты, уюта, они очищают воздух .
Воспитатель:
— Как вы думаете, живые ли комнатные растения?
— Почему? Докажите.
Дети: растут, дышат, пьют.
Воспитатель:
— Чем похожи комнатные растения?
Дети: у всех есть корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель:
— Что нужно всем растениям для роста?
Дети: свет, тепло, вода, воздух.

Физминутка «Цветы».
Говорит цветок цветку:
«Подними—ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай —
Утром солнышко встречай!
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
А теперь умойся, отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все день встречать во всей красе!
Вот какие красивые цветы!
(Дети выполняют движения согласно тексту)
Воспитатель:
— Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково?
Дети: нет!
Дети ухаживают за растением. Воспитатель смотрит за уходом, помогает при необходимости. После ухода инвентарь убирают на место .
Воспитатель:
— Света, как ты будешь ухаживать за фиалкой?
Ребенок: фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут завянуть. Пыль осторожно удаляют кисточкой.
Воспитатель:
— Даша, как ты будешь ухаживать за алоэ?
Ребенок: листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы.
Воспитатель:
— Илюша , вспомни как нужно рыхлить землю?
Ребенок: аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже.
Воспитатель:
— Для чего нужно рыхлить землю?
Ребенок: чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли.
Воспитатель:
— Стёпа, как правильно поливать растения?
Ребенок: носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается
Воспитатель:
— Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель:
— Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.
Воспитатель: Теперь мы знаем, как правильно ухаживать за растениями.

Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Как мы учили Незнайку ухаживать за цветами

Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу.
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Ребята, о каком комнатном растении это стихотворение? А теперь давайте вспомним, какие части растений мы знаем.
(Дети показывают и называют части растения).
Стук в дверь.
Воспитатель: — Кто там? Ведь это же Незнайка! Здравствуй!
Незнайка: — Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста! Вот этот цветок мне подарила моя подружка Синеглазка. Он был такой красивый, с яркими цветами… . А теперь с ним что-то случилось, он заболел.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему «огонек» у Незнайки такой больной?
(Ответы детей).
Незнайка: — Почему же он стал таким?
Дети: — Его нужно полить!
Воспитатель: — Какая же вода подойдет для полива? Сейчас вы потрогаете стаканы с водой и скажете, какая вода приятнее всего для цветка.
(Проводится опытное действие.)
Воспитатель: — А теперь покажите Незнайке, как правильно поливать цветы.
(Вызывается 1 ребенок).
Воспитатель: — У этого цветка есть еще одно смешное название «Ванька –мокрый». Послушайте стихотворение:
Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.

Воспитатель: — Поливать надо не листья, а землю. Молодцы, ребята, умеете ухаживать за комнатными растениями!

Воспитатель: — А теперь мы с вами поиграем, да и Незнайку позовем с нами поиграть. Становитесь в круг!
Физкультминутка:
Дети, соединив обе руки ладонями друг к другу в форме тюльпана, медленно раскрывают пальцы.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
(Медленно раскрывают пальцы)
Цветы все оживают,
Головками качают.
(Покачивают кистями рук)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
(Медленно закрывают пальцы).

Воспитатель: — Ребята, а давайте мы с вами в подарок Незнайке и его друзьям нарисуем цветок «огонек»! Садитесь за столы.
( Воспитатель показывает и объясняет способ выполнения задания Дети рисуют пальцами, выполнив задание , вытирают пальцы влажными салфетками).
Воспитатель: — Ну, вот, Незнайка, сегодня ребята рассказали и показали тебе, как надо ухаживать за комнатными растениями, чтобы они не болели. А на память мы подарим тебе нарисованные нами цветы. Приходи к нам в гости еще, и мы научим, как нужно правильно рыхлить почву и расскажем для чего это нужно делать.
Незнайка прощается с детьми и уходит. Занятие окончено.

План-конспект занятия (младшая группа) на тему:
конспект занятия по экологии «Зачем нужны растения» для 2 младшей группы

Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?»

Составил воспитатель Михайлова Людмила Анатольевна

Возраст: 2 младшая группа

Цель: развитие представлений о взаимосвязи растений с окружающим миром.

Задачи: способствовать расширению знаний детей о значении деревьев для животных и людей, формированию понимания необходимости охранять лес.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?»

Составил воспитатель Михайлова Людмила Анатольевна

Возраст: 2 младшая группа

Цель: развитие представлений о взаимосвязи растений с окружающим миром.

Задачи: способствовать расширению знаний етей о значении деревьев для животных и людей, формированию понимания необходимости охранять лес.

(воспитателем рассказывается и одновременно проигрывается сказка с применением необходимой наглядной атрибутики: персонажи Незнайки и зайца, несколько иллюстраций еловых деревьев (имитация леса), дятел, мышка, белка, клест)

Ребята, сегодня я расскажу вам одну очень необычную историю про Незнайку, который поехал на лыжах кататься в лес. А поскольку катался он очень плохо, то с первой же горки, врезался в дерево и набил большую шишку.

— И зачем столько деревьев в лесу! – проворчал он, потирая лоб.

— Как это зачем? – услышал он голос – В лесу должно быть много деревьев. Как же я буду прятаться – огляделся незнайка и никого не увидел

— Видишь, как я ловко спрятался! Посмотри под ветку ели. Незнайка еще раз осмотрелся и увидел зайца. – когда в лесу много деревьев, а на ветках лежат шапки снега, я могу найти хорошее укрытие от хищников и ветра. Здесь теплее, чем в открытом поле. Елочка мой друг. Кроме меня с елочкой дружат и многие другие животные.

— Кто еще? – спросил Незнайки.

— Посмотри, по стволу того дерева бегает белка. На елке она строит свое гнездо, хотя может жить и в дупле. Еще у нее в лапках шишка

— Я знаю, — сказал Незнайка. – она достает орешки и ест их.

— правильно – ответил заяц.

Тут на ветку сломанного дерева сел дятел.

— и дятел дружит с елочкой!- сказал заяц. – он достает из коры дерева жучков и паучков, также может полакомиться и шишками.

— Елочка дает дятлу еду, а он помогает ей избавиться от вредителей!- сказал Незнайка. – Они друг другу помогают.

— Незнайка, есть еще много животных и птиц, которые дружат с елочкой.

— Да, теперь я понимаю это. Елочка очень необходима лесу, также как и другие деревья и растения! – сказал Незнайка направляясь домой. – А на лыжах я обязательно научусь кататься. – сказал он на прощание.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с кем еще дружит ель?(Ответы детей). Человеку тоже нужна ель. Из нее и других деревьев, растущих в лесу, можно построить дом, напилить дрова для обогрева, сделать доски. А что можно еще сделать из досок? Посмотрите вокруг, сто здесь в группе сделано из дерева? (Ответы детей)

Из деревьев делают картон и бумагу. Лес очень долго растет. Поэтому нужно беречь книги, аккуратно обращаться с бумагой. Это поможет сберечь лес.

В лесу по дорожке скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.

По дорожке побежим, побежим.

До лужайки добежим, добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем! (вдох, выдох)

И на стульчики пойдем!(выполняются соответствующие движения)

Воспитатель: Кроме того, лес очищает воздух, дает кислород, которым мы дышим. Без леса не смогут жить звери, птицы, не смогут жить и люди. Лес – это наше богатство! Его нужно беречь и охранять.

— Ребята, а что значит охранять лес, природу?(Ответы детей). Правильно, это не делать того, что может навредить ему. Давайте рассмотрим иллюстрации и расскажем как делать не нужно. (готовый комплект картинок на тему «Что нельзя делать в лесу: не ломать ветки, не топтать ядовитые грибы, не срывать цветы, не шуметь, не трогать и не смотреть на гнезда с птичьими яйцами, не мусорить, не разорять муравейники и не ловить диких животных »). Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что когда вы отправитесь в лес на природу, вы ничего плохого делать не будете.

Читайте так же:  Симптомы обезвоживания у грудных детей

— Ребята, но мы же не каждый день ходим в лес. А как нам в городе жить без растений и деревьев? (ответы детей). Для того, чтобы дышать чистым воздухом и создавать красоту во круг себя, люди самостоятельно облагораживают свой дом и улицы. Они сажают деревья и кустарники во дворах и на улицах. А еще весной высаживают огромное количество разноцветных цветов, которые не только радуют нас , но также очищают наш воздух как и большие деревья.

— Сегодня мы тоже попытается сделать так, чтобы наш воздух очищался. И у нас все лето было прекрасное настроение. Сегодня мы посадим на подоконнике с вами семена цветов, за которыми всю весну будим ухаживать и поливать, а когда солнышко хорошо прогреет землю на улице, мы с вами посадим их в клумбу на наш участок! ( ящик для рассады, семена бархатцев, земля рассадная.)

— Сегодня мы с вами узнали, как важны для нас деревья и другие растения! Давайте вспомним. (Ответы детей)

— А что понравилось вам больше всего из того что мы сегодня делали(Ответы детей)

План-конспект занятия (младшая группа) на тему:
Беседа с презентацией по позновательно-иследовательской деятельности «Цветочки-цветы на клумбе расцвели»

Формировать экологическую культуру детей младшего возраста.

Предварительный просмотр:

Беседа с презентацией по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе

«Цветочки-цветы на клумбе расцвели» в младшей группе.

Цель: Формировать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.

Познакомить детей с понятием «клумба». Рассказать для чего люди разводят цветы. Познакомить с различными видами цветов. Активизировать в речи слова: «цветы», «клумба». Воспитывать эстетическое восприятие, бережное отношение к природе.

Воспитатель показывает семена цветов и рассказывает, что с ними надо делать.

«Семена посадили в землю, добрые руки поливают, рыхлят землю, чтобы корни дышали. Потом появляются еще очень маленький росточки, совсем слабенькие, хрупкие, беззащитные. Лепесточки подросли, стебель становится крепким и тянется к свету. Потом появляются бутоны. А затем расцветают цветы.

Воспитатель: давайте запомним, что же надо для роста растений:

-Солнце согревает растения, дает им тепло.

-Почва, в которой находятся корни, обеспечивают растения питательными веществами.

-Вода поит растения, умывает их.

-Воздух нужен растениям – они, как и все живые существа, дышат.

И еще: растениям нужны уход, забота и любовь.

Воспитатель. Хотите представить себя растениями? (Ответы.)

Психогимнастика «Я растение».

На фоне музыки звучит текст. Дети выполняют указанные в нем движения.

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое!

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли!

Как весною в ранний час

Семена взойдут у нас.

Выйдут к солнышку из тьмы:

«Здравствуй, солнце, это мы!»

Мал еще росток-ребенок:

Только-только из пеленок.

Воспитатель: Где у нас много цветов (ответы детей)

Воспитатель рассказывает детям о том, что клумба-это место, на котором выращивают разные цветы. Люди ухаживают за цветами: поливают водой, вносят удобрения, пропалывают сорняки. Клумбы очень украшают города, дворы, улицы. Они нужны людям, чтобы было красиво, чтобы все могли любоваться красотой цветущих растений, вдыхать их аромат. Рвать цветы просто так нельзя, так как они быстро вянут и превращаются в обычный мусор. И если каждый сорвёт хоть один цветочек и потом бросит или забудет его, красоты совсем не останется, нечем будет любоваться. А уж если цветок сорван, его нужно поставить в вазу с водой. Ведь цветы, как и другие растения, нуждаются в воде.

Давайте с вами поиграем в игру «Цветы».

«Наши алые цветки раскрывают лепестки (дети присели и плавно подымаются и раскрывают руки над головой)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (помахивание руками)

Наши алые цветки закрывают лепестки (сжимают пальцы виде бутонов).

Тихо засыпают, головой качают». (приседают и закрываются руками).

Все становятся в хоровод

Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли (идут по кругу)

Лейки в руки взяли, цветочки поливали (имитируют полив)

Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)

К клумбе пчёлки прилетели, (бегают, изображая пчёлок «ж-ж-ж»)

На цветочки наши сели (приседают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕЛЬ: знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.МАТЕРИАЛ: Макет здания вокзала, игрушечная железная дорога, поезд с вагончикамиМетодика проведения.Воспитатель собир.

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздаровительной работе, проводимой на открытом воздухе. Это способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных умений и.

Тема: Гости из сказки. Цель: — Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его част.

Беседа с детьми по ОБЖ.

Беседа с детьми средней группы «О пользе домашних птиц&quot.

Тяга детей к огню, игре со спичками общеизвестна. Психологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают, они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий. Помочь детям.

Сайт для воспитателей детских садов

Проект во 2 младшей группе Тема: «Цветы на подоконнике и на клумбе»

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (2 – 3 занятия), групповой.

1 этап проекта

Цель: развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное

1. Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2-3 комнатных растений.

2. Познакомить с растениями, живущими на улице.

3. Выяснить, что нужно растениям для их роста и цветения.

4. Учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках.

5. Дать представления о семенах и черенках. Учить последовательности во время посадки.

6. Развивать интерес к развитию и росту растений, учить быть любознательными и наблюдательными.

Слайды или фотографии «Комната без комнатных растений», «Комната с комнатными растениями»; комнатные растения: декабрист (слайд или фото с цветущим декабристом), фиалка, огонек; лоток с землей, семена астр, совочек, лейки с водой, палочки деревянные для рыхления; мисочка с водой, салфетки для снятия пыли; иллюстрации цветов на клумбе: роза, лилия, астра; игра (карточки) «Что нужно растениям для роста»; фартуки на каждого ребенка.

Ход занятия.

Вхождение в игровую ситуацию: приветствие «Солнечные лучики» (сплочение группы).

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

1 этап проекта – ознакомительный

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии (слайды) комнаты безкомнатных растений и с комнатными растениями. Спросить детей, какая фотография им больше нравится. Почему?

Детям нравится фотография с комнатными растениями, потому что комната с ними выглядит красивее.

Воспитатель: Как хорошо, что вам понравилась именно та комната, где много красивых растений.

— А вы видели такие растения у нас в группе? (Видели).

— А вы видели такие же растения на улице? (Нет).

Воспитатель: Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их и называют комнатными растениями.

2 этап проекта – решение задач

1.- Ребята, найдите в нашей группе такие же растения как на фотографии (слайде). (Дети находят растения).

— Вы знаете, как называются эти растения? (Декабрист – цветет зимой вдекабре; фиалка – фиолетовый цвет; огонек – его цветы похожи намаленькие огоньки).

Воспитатель предлагает детям по очереди показать цветы, которые они знают и назвать их.

Воспитатель: А теперь я вам покажу растение, которое вы не знаете. Это бегония крапчатая. Бегония, потому что ее стволы очень длинные, как будто они торопятся расти, бегут. А почему крапчатая?

Дети: Потому что у нее на листьях есть белые крапинки.

— Ребята, вам все растения нравятся? (Да).

— Но все равно, какое-то растение, я знаю вам нравится больше всех. Подойдите к тому растению, которое вам нравится больше всех (дети выбирают растение, подходят кнему).

— Спросите у своего любимого растения шепотом, чтобы только оно услышало, хорошо ли ему живется в нашей группе? (Дети разговариваютс растениями).

— Что ответили вам ваши растения? Нравится им у нас жить? (Да, имнравится жить у нас в группе).

— А почему им нравится жить у нас? (Потому что мы ухаживаем за ними: рыхлимземлю, поливаем, вытираем пыль с листьев).

Игра «Что растениям необходимо для роста» (расположить карточки по порядку).



— Правильно, ребята. Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужна земля. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота и нежность.

2. «Цветы на клумбе».

Воспитатель обращает внимание детей на картинки новых растений (роза, лилия, астра).

Читайте так же:  Обследования ребёнка с нарушениями развития раннего возраста

Выясняет, где растут такие растения. (На клумбе, на участке детского сада, около дома).

Эти растения растут на улице, они не растут дома. Воспитатель называет цветы, которые растут на клумбе.

— Чем похожи комнатные растения и цветы с клумбы? Что у них одинаковое? (Стебли, листья, цветы).

— Чем они отличаются? (Одни растут дома, другие на улице, цвет и размер листьев, окраска и форма цветов, время цветения).

3. Воспитатель показывает детям семена, спрашивает: «Вы знаете что это?»

Это семена. Это семена цветов, которые называются «астры». (Показывает фото или иллюстрацию с цветами).

— Представляете, как будет красиво на нашем участке, когда зацветут астры. Но чтобы эти семена проросли, выросли, зацвели, нам надо очень много потрудиться.

3 этап – практический:

Посадка семян астры с помощью воспитателя, поливка.

Знакомство с черенками (отростками) комнатных растений, посадка бегонии крапчатой.

Знакомство со схемой посадки цветов на клумбе: вскопать землю, разрыхлить – сделать бороздки – полить – посадить семена – засыпать землей – полить бороздки водой.

Психогимнастика «Я растение» (дети закрывают глаза).

— Представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в теплую, черную землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые и хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы корни ваши дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепестки подросли, стебель становится крепким. Вы тянетесь к свету. Как вам хорошо и на подоконнике и на клумбе с другими красивыми цветами.

— Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (За нимиухаживают, рыхлят землю, поливают).

— То же самое чувствуют наши растения на подоконнике и на клумбе. Мы будем каждый день ухаживать за нашими цветами, им будет очень приятно жить в нашей группе. Мы будем у них спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?»

— А теперь давайте внимательно посмотрим, все ли у нас в порядке в уголке, где живут наши комнатные растения. Может быть, какое-то растение надо полить или подрыхлить?

4 этап – работа детей в уголке природы.

Работа детей в уголке природы под руководством воспитателя. Звучат детские песенки.

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004. – с.392, стр. 376 – 379
  2. Шиян Л.И. Профилактика и коррекция нарушений личностного развития детей с ОНР. – журнал «Дошкольная педагогика», №3 (44), /апрель/, 2008 г. – С.72, стр.51

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему:
Конспект «Путешествие в страну цветов» ознакомление с природой в детском саду во второй младшей группе

Тема:»Путешествие в страну Цветов»

Цель:

Познакомить детей с многообразием растений.

Задачи:

Формировать представление детей о многообразии растений (комнатные, растение в природе) , об изменениях в природе, связанных с приходом весны.

Развивать фантазию, словарный запас, двигательную активность.

Воспитание нравственных качеств и эстетических чувств, развитие творчества.

Воспитывать самостоятельность, доброжелательность,

Взаимопомощь, творчество, любознательность.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Наши друзья — комнатные растения»;

Беседа на тему: «Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями»;

Наблюдение за ростом комнатного растения Колеус;

Путешествия по экологической тропинке с целью наблюдений за растениями;

Рассматривание иллюстраций в книге «Комнатные растения», картинок с изображением садовых и полевых цветов;

Комплекс утренней гимнастики «Цветы»;

Игровое упражнение «Росток»;

Рисование красками «Цветы на траве»;

Работа с родителями (ознакомительные беседы о проекте, помощь в предоставлении наглядного материала (книги, открытки, плакаты и др. ) , участие в выставке рисунков «Наши любимые цветы».

Словарь новых слов:

Колеус, росток, примакивание.

Ход:

В группу входит воспитатель в костюме Феи.

Фея: Здравствуйте, ребята!

«Я – Фея цветов и хочу пригласить вас в путешествию, в мою волшебную страну удивительных и интересных цветов и растений. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)

Тогда давайте возьмемся друг друга за руки и пойдем за мной.

Дети идут за Феей со словами

Мы идеи дорожками, мы идем тропинками.

Все мы очень умные, милые, красивые.

Очень дружно мы идем

В страну цветов мы попадем .

Фея: Вот мы и пришли:

В страну цветов ребятки!

А попали мы в страну комнатных растений. Как здесь красиво, как много интересных растений. И названия у них необычные, волшебные: это — бегония, это — фиалка узумбарская, вот знакомый вам — колеус, а вот это — красавица кливия.

Фея: Как они все называются одним словом? (Растения)

Правильно. Это комнатные растения, потому что они растут в комнатах, в помещениях и украшают их. Дети, вы очень понравились нашим растениям и они приглашают вас на «Цветочную полянку». Располагайтесь здесь, как вам удобно.

Фея: Ребята, посмотрите на растения, с которыми вы сейчас познакомились. Как вы думаете, что помогло им вырасти, что нужно для роста растений? (ответы детей)

У меня есть волшебные карточки. Я буду вам их показывать, а вы — называть, что на них изображено.

Фея показывает карточки с изображением:

— воды (растениям нужна вода для роста) ;

— почвы (растения растут в земле) ;

— воздуха (для растений нужен воздух) ;

— солнце ( для роста растений необходим свет, солнце) ;

— сердца (растения должны чувствовать добро, любовь, заботу так как они живые)

Фея: Молодцы, ребята, хорошо отвечали!

А теперь давайте вспомним, как нужно ухаживать за растениями, чтобы они были красивыми и здоровыми?

Ответы детей: их нужно поливать, мыть, вытирать пыль с листочков.

Фея: А сейчас, давайте вместе поухаживаем за нашими растениями.

Фея предлагает детям осуществить уход за растениями с помощью необходимого инвентаря.

Фея: Хорошо вы умеете ухаживать за комнатными растениями! А вы знаете как растет растение? Ответы детей.

Фея: Давайте вместе вспомним.

Игровое упражнение «Росток»

Сначала была семечка — дети сидят на присядках;

Из семечки появился росток — дети встают;

Росток превратился в цветок — дети поднимают руки и качают

ими из стороны в сторону.

Фея: Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Что бывает весной?»

Фея бросает кому-нибудь из детей мяч, дети называют приметы весны, затем возвращают мяч Фее.

Фея: Хорошо поиграли, вы очень много знаете! Ребята вам понравилось наше путешествие?»

(Фея подводит итог занятия)

Фея: Вам пора возвращаться в детский сад, а мне нужно поторопиться к моим растениям. До свиданья, до новых встреч мои юные друзья!

Беседа о растениях с использованием иллюстраций

Татьяна Радина
Беседа о растениях с использованием иллюстраций

Беседа о растениях с использованием иллюстраций

Цель: определить уровень представлений детей о видовом составе растений родного края, положительной роли зеленых насаждений.

Детям предлагали набор иллюстраций с объектами растительного мира и просили разложить их по группам.

1. Назови растения, которые ты знаешь? Где они растут?

2. Какую роль играют растения в жизни человека?

3. Какие растения растут рядом с твоим домом?

4. Какие растения ты встречал в нашей местности?

Задание на группировку растений вызвало некоторые затруднения. Часть детей выделили растения по морфологическим группам: деревья, кустарники, травянистые растения, но при этом не всегда называли их. Травянистые растения все дети назвали одним словом «цветы», акцентируя внимание на самой яркой части растения – цветке, что свидетельствует о знании отличительной особенности растений.

В процессе беседы дошкольников попросили перечислить известные им растения. Заинтересованные этим заданием, дети с увлечением рассказывали, какие растения встречаются во дворе, по пути в детский сад. Большинство воспитанников называли деревья: клен, дуб, ель, липа, береза, потому что «видели их, когда шли в детский сад». Например: «Береза растет около моего дома» (Макар А., «Сосна, елка с иголками растут в лесу» Софья Ф). Часть детей называли травянистые растения: ромашки, одуванчики и др. Например: «Одуванчик, ромашка, клевер растут на лугу» (Ксюша Е., «Роза – в цветнике» (Лев Е.). Некоторые вспоминали кустарники, например: «Малина, крыжовник растут у бабушки в огороде» (Дима П., «На даче у нас растет вишня и рябина» (Софья М.).

На второй вопрос большинство отметили следующее: «Чтобы был воздух» (Дима П., «Если бы не было деревьев, мы бы погибли, не было бы воздуха» (Оля К., «Липой лечатся, когда болеют, мне мама чай заваривала» (Глеб С.). Значение растений дети видят в их оздоровительной функции. Некоторые определяли роль растений в жизни человека, исходя из эстетической функции, что говорит об эмоциональном восприятии ими природы. Например: «Чтобы все любовались, видели красивую природу» (Залина Р., «Чтобы было интересно и красиво» (Свете Л., «Для красоты» (Вика Ш., «Чтобы мир был красивым, чтобы не было все черно-белым. Они нас могут лечить, некоторые, а некоторые вкусно пахнут» (Самир Х.). Семь дошкольников затруднились ответить.

Отвечая на вопрос, «Какие растения растут рядом с твоим домом большинство испытуемых не перечисляли конкретных представителей флоры, а называли «деревья» (Лена Р., «траву» (Зоя Н., «цветы» (.). Такие ответы свидетельствовали об отсутствии их внимания к окружающей природе. Но некоторые дошкольники вспомнили «одуванчики» (Кирилл Ж., «розы» (Юля Ч., «ромашки» (Дима П., «березки» (Кирилл Р., «большой тополь» (Залина Р.). Называя растения, встречающиеся в данной местности, дети отдавали предпочтение садовым растениям: розам, колокольчикам, пионам, «так как они красивого цвета» (Миша К., «интересные цветки» (Света Л., «хорошо пахнут» (Самир Х.) и др. Лишь один мальчик, назвав подорожник, аргументировал свой выбор рациональным, практическим подходом: «Простое растение, а может останавливать кровь. Мне им ранки лечили» (Дима П.)

Читайте так же:  Роль загадки в развитии старшего дошкольника

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников поверхностные знания о растениях местного края. Для них характерен небольшой объем конкретных представлений на уровне узнавания и называния растений на картинке. Чаще всего дети называли цветы, деревья, реже вспоминали кустарники. Они не располагали точными сведениями о видовом составе фитоценозов. Дети мало знают о роли растений в жизни человека.

Задание № 2. Индивидуальная беседа о животных

Цель: изучить уровень представлений детей о видовом составе животных местного края, их местообитании, питании и понимание дошкольниками роли их в жизни человека.

1. Какие группы животных изображены на картинках?

2. Каких животных нашего края ты знаешь (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы?

3. Где живут эти животные?

4. Чем питаются данные животные?

5. Каких птиц, постоянно живущих рядом с нами, ты знаешь?

6. Зачем животные нужны человеку?

Анализ результатов беседы свидетельствовал о том, что часть детей не знала ответа на первый вопрос, некоторые сказали про всех «звери», что говорит о неумении группировать представителей фауны. Правильно ответили: «Это птицы, они летают» (Катя А., «Бабочка, стрекоза и кузнечик относятся к насекомым» (Рита Н., «Это рыбы, потому что они плавают» (Артем В.).

На вопрос о местообитании животных большинство дошкольников приводили примеры одного места. Лишь отдельные дети называли 2-4 возможных места обитания животных. Среди них дошкольники выделяли: луг, поле, река, зоопарк. Часть детей называли зверей, насекомых, птиц, которых они знали или видели где-либо. Некоторые дошкольники не могла соотнести такие понятия, как «Наш Мордовский край» и «Наша Родина», поэтому они называли животных, встречающихся в других регионах (местах жительства родственников дошкольников). Например, называя дикого кабана, Миша Д. добавлял: «Он живет далеко, там, где мой дядя живет». Отдельные дети говорили о конкретном месте их обитания в Мордовском крае. Например: «Когда мы ходили на Суру, там видели утку» (Катя А., «Папа ездил на охоту в село Киржеманы и убил дикого кабана» (Витя К.).

Не вызвало затруднений у детей задание по подбору корма для различных животных. Результаты показали, что большинство справились с ним. Часть из них способны самостоятельно обнаружить, проследить и составить отдельные пищевые цепи, делая при этом правильные выводы. Например: «Зайчика могут съесть и лиса, и волк, поэтому он прячется в траве и прижимает уши, чтобы его не увидели» (Катя В., «Щука в реке ест разную рыбу, а дедушка ее поймал» (Лена Ш.). При решении познавательных задач отдельные дети способны устанавливать простые, содержащие одно-двухзвенные пищевые связи.

Анализ ответов на пятый вопрос выявил определенные представления детей о птицах, постоянно живущих рядом с человеком. Большинство называли от 3 до 6 птиц. Среди них были: воробей, ворона, сорока, голубь, грач, галка, синица, дятел. Некоторые охарактеризовали места обитания, гнезда птиц, яркие особенности их поведения, например: «В нашем парке на большом тополе расположились вороны. Их там много, они громко кричат, такие шумные» (Петя В., «В нашем дворе живет много голубей, воробьев, синичек. Мы каждое утро с мамой, когда идем в детский сад, кормим их крошками» (Рита Н.). Лишь незначительное количество детей не дали ответа на вопрос.

Из вышеприведенных данных эксперимента можно заключить, что представления дошкольников о животных нашего края не отличаются широтой и глубиной. Эти представления не носят конкретного характера в силу отсутствия фактических сведений о животных. Ответы указывали на то, что воспитанники почти незнакомы с видовым составом городского зооценоза, местообитанием животных своей местности. Дети называли животных, встречающихся в других регионах и забывали о тех, которые обитают рядом.

Задание № 3. Беседа с использованием сюжетных иллюстраций

Цель: выявить умение ребенка оценивать с экологических позиций поступки взрослых и сверстников; знания детей о Красной книге Мордовии, растениях и животных, которые занесены в нее.

Сначала детям предлагали разложить иллюстрации (6-8 картинок, на которых человек делает добрые дела по отношению к природе и совершает плохие поступки. Объяснить, почему нельзя так поступать.

1. Что ты знаешь о Красной книге Мордовии?

2. Каких ты знаешь животных или растения, которые занесены в Красную книгу?

3. Как необходимо относиться к растениям и животным, чтобы они не попали в Красную книгу?

4. Что значит быть «другом природы»?

Все дошкольники правильно сгруппировали картинки. Большинство детей, аргументируя свой выбор, ограничивалось одним примером: «Нельзя трогать яйца птиц, можно их раздавить» (Лена К., «Когда из труб идет черный дым, становится трудно дышать» (Таня К.) и т. п. Лишь некоторые проявили умение устанавливать зависимость состояния природы от воздействия человека, прогнозировать возможные изменения, например, «когда трубы дымят, плохо и людям, и птицам» (Нина У.). Некоторым сложно предвидеть и обосновать возможные негативные последствия деятельности человека в природе.

Ответы, касающиеся Красной книги Мордовии, выявили отсутствие представлений у детей об ее объектах. Часть детей предположили, что «там, наверное, все красное собрано». Никто из дошкольников не смог назвать редких животных и растений нашего края, занесенных в Красную книгу.

На вопрос «Как необходимо относиться к растениям и животным, чтобы они не попали в Красную книгу?» дети отвечали: «Ухаживать, охранять» (Злата Р., «Беречь» (Гена К., «Ухаживать, кормить» (Женя Д., «Не срывать растения» (Дамир О.).

На вопрос «Что значит быть «другом природы?»» дети, в основном, говорили о правилах поведения в природе, о запретах экологического характера: «не ломать ветки деревьев, не пугать птиц» (Дима Ф., «защищать тех, кому нужна помощь» (Таня К., «не рвать цветы, не топтать их» (Вика Л., «это значит, что надо беречь природу, не сорить мусор, беречь животных, птиц, рыб» (Оля Ч.). Некоторые считали, что быть другом природы – это значит «дружить со всеми» (Женя А., «беречь природу» (Валера Н., «дружить с природой» (Настя М.).

Анализ результатов показал, что дети понимают, когда человек делает добрые дела для природы и когда совершает плохие поступки, но не умеют устанавливать зависимость состояния природы от воздействия человека. У испытуемых отсутствуют знания о Красной книге Мордовии и животных и растениях занесенных в нее.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети проявляют интерес к окружающей природе. Но их представления о многообразии природы родного края неполны, фрагментарны, неточны. Дети затруднялись выделить представителей флоры и фауны республики. Для старших дошкольников характерно расхождение между имеющимися знаниями о нормах и правилах поведения в природе и соблюдением их.

Распределение детей по уровням этноэкологической культуры представлены в таблице 1 (см. таблицу 1).

Уровни сформированности этноэкологической культуры у детей старшего возраста дошкольного возраста

(на этапе констатирующего эксперимента)

уровень Всего детей

группа 1 10% 5 50% 3 30% 10

группа 2 20% 6 60% 2 20% 10

Таким образом, было выявлено, что 60% детей нуждаются в формиро-вании экологической культуры, 20% в – пополнении и систематизации, 20% – в совершенствовании экологических знаний.

Анализ экспериментальных данных позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной педагогической работы по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и послужил основой для разработки экспериментальной программы. С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Беседа «Осень» с использованием презентации Беседа на тему «Осень»с использованием презентацииЦель:Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками. Задачи: формировать.

Беседа по стихотворению «Разные дожди» с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста 1. Оргмомент. -Ребята, назовите времена года по порядку (Ответы детей.) Какое время года бывает между летом и зимой? (Ответы детей.) Назовите.

Конспект занятия в первой младшей группе «Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок» Цель: Дать детям почувствовать на (интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием сказки, литературным текстом и рисунками к нему. Учить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочный мир иллюстраций» Конспект занятия в подготовительной группе в области «Художественное творчество» «Сказочный мир иллюстраций». Цель и задачи: Познакомить.

Беседа с детьми средней группы к 70-летию Победы с использованием ИКТ Беседа с детьми среднего возраста, посвящённая 70-летию Победы «Великая память». Беседа составлена на основе рассказа А. Алексеева «Расскажем.

Стенгазета о комнатных растениях Видео Проект о комнатных растениях. В мае 2015 года в нашем ДОУ был объявлен конкурс среди групп на лучшую стенгазету «Комнатные растения «.Целью.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста Слайд 1. «Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста» 1. Роль книжной иллюстрации в жизни детей. Книга — одно из первых.

Занятие-беседа с использованием ИКТ «Помним и гордимся!» Занятие — беседа с использованием ИКТ по теме: «Помним и гордимся!» Цель: воспитать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому.

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия.