Меню

Античные времена прически

Прическа: история развития

Древние египтяне дали миру парик. Свои волосы они предпочитали сбривать, парики же из натуральных волос, шерсти, веревок окрашивали и завивали на деревянные палочки. Цвет париков был черным или темно коричневым, но встречались и цветные.

В Древней Греции ценились волнистые волосы солнечных оттенков, поэтому темные волосы осветляли, часть их поднимали к затылку, скручивая в узел, скрепляя лентами или шпильками. Простые жительницы носили обычную греческую косу вокруг головы, или распущенные и сколотые по бокам волосы.

В Древнем Риме у патрицианок были высокие замысловатые прически на каркасах, которые поддерживали сооружения из крупных локонов и мелких косичек. Волосы окрашивали настоями из трав, хной или пеплом для придания им разных оттенков.

Средневековье и церковное мракобесие заставили человека прятать волосы от посторонних глаз. Волосы полностью убирали под головные уборы, выбривали лбы и затылки. Рыжий цвет волос преследовался как признак сатанинского и ведьминского начала.

Эпоха Возрождения вернула культ красоты тела и волос, и прическам уделялось большое внимание. Многочисленные косы, в которые вплетались ленточки, бусины, сеточки, цветы, окаймляли голову, часть прядей завивали и укладывали спадающими небрежными локонами. Светлые и медные оттенки волос опять стали эталоном красоты.

Простота и изящество античной прически были забыты в эпоху барокко. 17 век – век самых громоздких, нелепых и вычурных причесок. Придворные дамы носили на голове полуметровые сооружения из локонов на каркасах. В эпоху рококко головка женщины стала немного скромнее, в период правления Марии-Антуанетты прически типа «фонтаж» выросли в размерах, а их обладательницы соперничали друг с другом, украшая головы гнездами птиц, гирляндами цветов и кораблями.

Великая французская революция упразднила моду на избыточную и глупую роскошь в костюмах и прическах. До конца 19 века в Европе в прическах господствовал стиль ампир, а самая популярная женская прическа выглядела просто и изящно: голову разделяет прямой пробор, а кудри и локоны лежали по обе стороны лица, на затылке же делали тугой пучок, который мог быть украшен гребнем или шпильками.

На смену этому стилю пришли стрижки начала 20 века с волной у лица и укороченными затылками. В первое десятилетие века немец Карл Несслер продемонстрировал миру свое новое изобретение – перманент. С тех пор мода на длинные волосы на несколько десятилетий сменилась на волосы средней длины.

В эпоху перманента и кинематографа в моду опять вошли блондинки с волнистыми волосами, как у Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Любови Орловой. 50-е и 60-е годы сделали модными длинные волосы. Бриджит Бардо дала миру такие прически, как популярный по сей день «конский хвост» и «бабетта».

В 70-е всемирно известный мастер Видаль Сэссун продемонстрировал целый ряд стрижек, которые делались только ножницами. Это его знаменитый «сэссон» и другие стрижки, популярные до сих пор. Вольные и бунтарские 70-е принесли распущенные длинные волосы в стиле хиппи, короткие стрижки «под мальчика» у девушек, скромные стильные пажи и каре, а также прически немыслимых фактур и расцветок у представителей разных субкультур.

В 80-е опять вошли в моду длинные и средней длины волосы, слегка завитые, с челками разной длины, естественных оттенков – от светло-русых до каштановых.

90-е и эпоха МТV – это культ самовыражения через одежду и прическу, то есть в моде опять стали самые невероятные расцветки, пряди разной длины, ассиметрия, бритые участки головы. С этими стрижками мирно сосуществовали французская коса, конский хвост, боб и другие прически, ставшие парикмахерской классикой.

Двухтысячные и культ модельной красоты вернули в моду ухоженные длинные волосы. В моде градуировка волос, стрижка «каскад» на длинных волосах, мелированные и тонированные пряди. В прическах 21 века присутствуют элементы причесок разных эпох: локоны и косы античности, начес из эпохи рококко, пучки стиля ампир и даже парики и дреды, напоминающие нам о парикмахерском искусстве глубокой древности.

Античные времена прически

Материалов на сайте: 259

Древняя Греция занимала земли южной части Балканского полуострова. В поисках плодородных земель пришли сюда переселенцы из Азии, они смешались с коренным населением Древней Греции. Перейдя от первобытного строя к классовому, греки стали создавать небольшие города-государства — полисы.

По управлению они не были похожи на рабовладельческие деспотии Древнего Востока. Законодательным аппаратом Древней Греции было народное собрание. По сравнению с первобытно-общинным строем рабовладельческий был более прогрессивным. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «…Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи… введение рабства при тогдашних условиях было большим шагом вперед».

Наивысшего расцвета Древняя Греция достигла в период Афинского государства (V в. до н. э.). Имея хорошо обученное войско, Афины подчинили себе близлежащие земли. Вскоре афинское владычество распространилось на все области Балканского полуострова, Благоприятные природные условия, теплый климат, плодородные земли, близкое расположение городов от моря определили занятия всего греческого населения — мореплавание и торговля, земледелие и ремесла.

Греки справедливо считались умелыми, отважными мореплавателями. Торговые связи давали больше возможностей знакомиться с новыми землями, народами. По берегам Черного моря стали образовываться греческие колонии. Наряду с развитием мореплавания и торговли в V веке до нашей эры наступает расцвет греческой культуры.

«Золотой век» явился периодом создания шедевров в литературе и искусстве. Ансамбли храмов, дворцов, многочисленные скульптуры восхищают нас и сегодня. Темой многих произведений стало прославление гражданственности, мужества, доблести, патриотизма. Греческая культура, распространившаяся по побережью Средиземного моря, стала впоследствии основой всей европейской культуры. Искусство Древней Греции, ее эпос высоко ценили классики марксизма. Хотя искусство и было тесно связано с религиозным культом и мифологией, оно не было схематичным и отвлеченным.

Религиозные верования греков сочетались с мифологией, о которой арсенал греческого искусства, но и его почву» . Древние греки придавали большое значение как физическим, так и нравственным качествам. Грек — гражданин полиса обязан был принимать участие в спортивных состязаниях, военных походах, решении государственных вопросов на общественных собраниях.

Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. Таковы, например, Дорифор или Диодумен, Дискобол.

В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.

О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Парикмахерское искусство было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался.

Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени.

Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Прически этого периода можно увидеть на скульптурах с Акрополя. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос.

Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов — кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы.

В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название — «цикада», так как бант из волос был похож на легкие крылышки цикады.

Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами. Большую популярность получила прическа из коротких волос «Александр Македонский». Волосы подстригались «лестничками», завивались свободно и красиво укладывались по голове. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.

Читайте так же:  Прически в виде плетения

Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами.

Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.). Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом. Александр Македонский стал образцом для многих политиков, при жизни его обожествляли в поэзии, слагали легенды.

Скульптор Лисипп создал многочисленные портреты Александра — на них его внешность передана более достоверно, чем у других скульпторов. На мозаике Александр Македонский изображен двадцатитрехлетним юношей с бакенбардами, переходящими в легкую полоску бороды. Вскоре он сбрил бороду.

Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы, ученые.

Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» — со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса.

Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени.

В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,— изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.

Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами. Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.

В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.

Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.

Роспись на вазе «Пелике с ласточкой» наглядно представляет прически мужчин трех возрастов — мальчика, юноши и взрослого мужчины. Судя по изображению, прически всех троих выполнены очень аккуратно, волосы надо лбом уложены в ровную, прямую челку. У мужчины завитая борода конической формы.

Скульптуры, изображающие спортсменов, позволяют судить о так называемых «спортивных» прическах. Скульптура Мирона — «Дискобол» (ок. 450 г. до н. э.). Прическа юноши изящна — волосы коротко подстрижены и завиты. Серпообразные завитки плотно прилегают один к другому, на лбу густая, ровная челка.

Скульптура Поликлета — «Дорифор» (около 440 г. до и. э.). Прическа этого спортсмена несколько иная: волосы также коротко подстрижены и аккуратно завиты, но они разделены на прямой пробор. Фрагмент скульптуры Фидия с западного фронтона храма Зевса («Торс Аполлона», 460—450 гг. до н. э.) являет образец парикмахерского искусства. Волосы завиты, уложены ровными прядями, концы прядей завиты в тугие кольцеобразные локоны. Кольца ровно обрамляют лицо, закрывая до половины лоб. Ухо остается открытым. По всей голове повязана тонкая лента, или, скорее, ременный шнур,— возможно, под него забраны длинные волосяные пряди на затылке.

Женские прически могут быть рассмотрены на стенной росписи более позднего времени «Придворные дамы» из Кносского дворца. У трех дам волосы плотной массой уложены в пучок, который, возвышаясь на макушке, понижается к затылку и постепенно переходит в толстую прядь, спускающуюся на спину.

Над переносьем свисает небольшой штопорообразный локон. Лоб покрывают похожие на запятые локоны, образующие оригинальную челку. На щеки около ушей спускаются длинные змеевидные локоны. Вся прическа богато убрана разного рода украшениями. На лбу плоская неширокая диадема; пучки перевиты нитями бус, орнаментированными украшениями; на вершине пучка укреплена металлическая крохотная башенка, от нее расходятся гирлянды украшений.

В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.

Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года.

Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.

Эстетический идеал древних греков особенно проявился в их одежде. Основой костюма была свободно падающая драпировка. Все граждане с юношеских лет должны были уметь красиво носить одежду. Костюмы древних греков изготовлялись из льна, шерсти, украшались орнаментом с растительными или геометрическими мотивами. Мужчины носили рубашки — хитоны, а также надевали плащ — хламиду.

Длина хитона могла быть различной, но обычно — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Хитон скалывали пряжками — фибулами. Женская одежда была подобна мужской. Это были те же хитоны, но более декорированные. Хитоны на плечах скреплялись пряжками, на талии подпоясывались, образуя напуск. Женщины Спарты носили пеплос — род хитона с каймой по краям.

История прически – от древних времен до наших дней

Тяга к украшательству появилась у человека с самых древних времен. Прическа не только показывала вкус ее обладателя, но и социальное положение, уровень достатка и профессию.

Содержание статьи:

История причесок началась с античных времен. В Древней Греции, Египте и Риме впервые стали уделять особое внимание волосам. Жрецы и врачи тщательно брили голову, а знатные вельможи носили парики из мелких кудрей. Женщины укладывали волосы в высокие прически либо носили их распущенными. В Египте было придумано модное и по сей день каре, а греческие красавицы носили локоны, разделенные на прямой пробор, или завязывали волосы в свободные узлы. В античности было придумано множество средств для создания причесок – ароматические масла, бальзамы, укладочные смеси и даже первые краски для волос.

Распространение христианства внесло свои коррективы в создание причесок. Они больше не были такими сложными, а для укладки не использовались дополнительные средства. Средневековые девушки носили просто распущенные волосы, а замужние женщины прятали шевелюру под покрывалом. Единственное, что позволяли себе дамы того времени, – это слегка подвивать локоны разогретыми железными щипцами. Мужчины в то время носили простые стрижки «под горшок» или гладко зачесывали волосы назад.

Эпоха Возрождения вернула прическам античную изысканность. Женские укладки были очень сложными и объемными, использовались всевозможные плетения, кудри, узлы. Волосы украшались жемчугом, перьями, сетками. Мужчины не отставали от женщин и также создавали на своей шевелюре волны, косички и мелкие завитки. Также стало модным осветлять волосы.

Период с начала XVII до начала XIX века характеризуется усложнением причесок. Барокко и рококо, ставящие во главу угла вычурность и нарядность, предъявляли к прическам жесткие требования. Женские укладки достигали небывалой сложности и высоты, для их создания использовались искусственные волосы, металлические каркасы, множество шпилек и укладочных средств. Сложнейшая конструкция увенчивалась декоративными деталями – корабликами, фигурками людей, цветами и перьями. Держалась такая прическа несколько недель, а спали модницы на специальной подставке. У мужчин вошли в моду пышные напудренные парики с косицами.

В XIX веке прически начинают упрощаться. В моду входят короткие женские стрижки, уложенные локонами или легкими волнами. Несмотря на кажущуюся простоту, эти укладки требовали достаточного терпения и тщательности. Не выходят из моды и разнообразные плетения, косы, узлы и пучки. Знатные дамы держали в доме специально обученных горничных, которые причесывали хозяек каждое утро. Мужчины носили простые стрижки, прямые и косые проборы, а также укладывали волосы назад.

XX и начало XXI века характеризуются большим разнообразием различных укладок. Современные прически подбираются под костюм и подразделяются на несколько видов: повседневные, вечерние, деловые, свадебные и т.д. Модные тенденции сменяются практически каждые 5 лет, чтобы затем вернуться в немного измененном виде. Из популярных причесок прошлых лет, не потерявших актуальность и сегодня, можно отметить конский хвост, боб, каре, разнообразные начесы, бабетту. Как всегда, в моде распущенные гладкие волосы естественных оттенков. А более смелые девушки вовсю экспериментируют с прическами – заплетают афрокосы, выбривают виски и красят волосы в яркие цвета.

Античные времена прически

1.Прически в античные времена.

В этой статье речь пойдет о прическах: как они появились и видоизменялись в течение веков. Прически появились намного раньше, чем одежда. Ведь первобытные люди понятия не имели о стрижке. Длинные волосы часто мешали, потому приходилось подвязывать их подручными средствами. Настоящее профессиональное искусство создавать прически развивалось в Древнем Египте. В этот период были в моде парики, причем не только из волос, а из бараньей шкуры, льняных нитей, даже из окрашенной ткани. Все зависело от статуса человека – попроще человек, и парик попроще.

Читайте так же:  Лосьон для волос эвалар эксперт волос отзывы

Исследователи считают, что древнегреческие парикмахеры достигли совершенства в искусстве плетения кос, завивок, которые придумали делать на горячие железные прутики. Завивались волосы, как женщинам, так и мужчинам. Длинные косы гречанок изобретательно укладывались на затылке в замысловатые узлы. Парикмахеры соревновались в изобретении причесок, украшая их то бусами, то диадемами. При этом волосы оттеняли специальными порошками, чаще всего пепельного или золотистого цвета.

Древнеримские женщины тоже любили выглядеть модно. Они ценили светлые волосы, которые виртуозно укладывались мастерами. В моде одинаково были завивки и плетение из множества косичек. Мужчины носили аккуратные короткие стрижки.

2.Укладывание волос в период средневековья.

Раннее средневековье оказалось намного скромнее. Волосы накрывали накидками. Внимание к красивым прическам вернулось в XIII веке. Девушки украшали причесанные головы венками из золота, а мужчины позволяли себе вплетать в косы цветы.

XIV столетие принесло моду на высокий лоб, чтобы он казался выше, приходилось подбривать волосы.
Настоящий прорыв в парикмахерском искусстве произошел в начале XVIII века. В эпоху Барокко было модно носить огромные громоздкие укладки. Для таких сооружений своих волос всегда не хватало, их заменяли конским волосом, лентами, фруктами, драгоценностями. На произведения таких причесок уходило до десяти часов времени, а слуги за их возведением должны были стоять на лестницах.

В период Рококо появились маленькие изящные трубчатые локоны, которые присыпались пудрой.

3. Стильные стрижки.

Великая французская буржуазная революция принесла в моду больше демократии, впервые в женской прическе появляется стрижка. В 1800 году появляются локоны: круглые, плоские, спиральные. Их носят мужчины и женщины.

В начале XX столетия появляется короткая женская геометрическая стрижка. Девушки стали зачастую напоминать мальчишек. Мода на прически стала демократичной и доступной всем слоям общества. Народ все чаще списывает стиль у кумиров эстрады, сцены, кино.

Сегодня можно сделать любую стрижку и любую прическу, приобрести любой цвет волос, но радовать глаз всегда будут ухоженные и здоровые волосы.

А подробнее о том, как делать красивые причёски, можно узнать на наших курсах «Стилист по причёскам».

Античные времена прически

Джинджер, наиболее древнее тело, которое было муммифицировано естественным образом, известное до сегодняшнего дня в Египте, было блондином с волнистым волосом и бело-желтой кожей. Он был найден на кладбище города Гебелин в Южных Фивах в 1990 г., и было установлено, что тело было датировано 3500 г. до н.э., что означает, что его возраст составляет около 5500 лет из Позднего додинастического периода. Его прозвище соответствует цвету и кудрявому волосу, которые достаточно хорошо сохранились. Он был, скорее всего, представителем Нагадской культуры, люди которой имели темные, красноватые или чисто коричневые волосы, могли быть блондинами, а некоторые из них рыжеволосыми. Большинство из них имело прямой или волнистый волос.

За счет того, что огромное количество муммифицированных тел найдено в сухих песках вблизи Нильской Долины, много деталей о внешнем виде и социальной жизни древних египтян можно выяснить, особенно анализируя волосы на телах.

Джоан Флэтчер, британский египтолог и специалист по анализу волос, говорит, что в археологических исследованиях «волос необычайно ценен в изучении повседневной жизни, условий, а также он дает информацию о питании и болезнях». Наиболее распространенным цветом волос тогда, как и сейчас, был очень темно-коричневый, почти черный, хотя естественный темно-рыжий и даже (что очень удивительно) русый волос может быть также найден. С огромной любовью к распространению, египтяне умело использовали краски и производили цвета, которые еще не изучены. Анализы показывают многочисленные вариации оттенков хны, которые даже стареющий Рамзес II регулярно использовал, чтобы омолодить его белые волосы.». «Как свидетельствует наличие гнид на маленьких зубцах гребней, простые египтяне были инфицированы вшами. Простые египтяне срезали свои кудри и даже брили головы ради гигиены, особенно, чтобы избавиться от вшей. И также очевидно, что они любили сложные прически и заходили далеко при украшении себя париками, искусственными косами и наращиванием волос.». «При близком рассмотрении оказалось, что естественные волосы (из могилы женщины), были слегда ниже плеч, были нарощены достаточно большим количеством искусственных волос, очень напоминающих современные дредлоки, тщательно вплетеные в естественные волосы для создания высокой прически. Сложные стилистические приемы прояснили, что ее прическа была результатом многочасовой крапотливой работы, выполненной кем-то другим, но не ею самой.». «Глубокое изучение показало контраст между темно-рыжим оттенком ее темно-коричневых волос и меньшим числом непигментированных белых прядей волос, ассоциирующихся с процессом старения. Непигментированные волосы были покрашены в ярко-оранжевый цвет, типичный для хны».

Египтяне носили свои волосы по-разному: у них могли быть, у мужчин и женщин, полностью выбритые головы, или они носили волосы длиной до плеч, или коротко стригли до затылка. Прически для них не определялись полом. Но между тем, они могли быть признаком возрастной или социальной группы. Дети обычно были обриты наголо до наступления полового созревания, и, после этого, они могли решать носить волос длинным или коротким. Пожилые люди носили парики, чтобы скрыть лысину или седину. У рабочих волосы были коротко острижены, обычно с челкой. Среди наиболее влиятельных социальных слоев часто можно было увидеть ношение париков и наращивание волос, сделанное при помощи личных парикмахеров или производителей париков.

Как мы видем на рисунке сверху, волосы на рисунке посередине — черные и кудрявые, и обе фигуры показывают темный цвет кожи. Около 3200 г. до н.э. все королевства Верхнего и Нижнего Египта все еще были разделены, и после объединения начнется период династии фараонов. Когда Империя расширилась, африканские этнические группы появились в стране, и на протяжении столетий они перемешаются с потомками жителей прединастического периода. Во времена Эхнатона, его жены Нефертити и их сына Тутанхамона, XIV столетие до н.э., на рисунках можно видеть фигуры типичных африканцев: пухлые губы, темный цвет кожи и кудрявый черный волос. Между тем, анализ мумии Рамзеса II, тело 87 летнего человека на момент его смерти, показывает наличие в корнях волос красных пигментов, что означает, что он мог быть седым в этом возрасте, но был покрашен хной до красного цвета. К тому же, корни волос Рамзеса II имели круглый фолликул, наклоненный под углом, что говорит о волнистых волосах и лейкодермических характеристиках (белая кожа). В начале Династического периода, около 3000 до н.э., головы были или же полностью побритыми или волосы были коротко пострижены. Это помогало с гигиеной, но, чтобы избежать длительного влияния Солнца, они покрывали свои головы париками. Парики были сделаны из человеческих волос или же шерсти черных ягнят. За исключением Раннего Царствования (2705 — 2213 до н.э.) мужчины обычно полностью брили лицо. Только в этот период могут быть найдены образы, изображающие тонкие усы.

В течении Позднего додинастического периода, с 305 г. до н.э. до 30 г. н.э., когда Птолемеи управляли Египтом, стало заметным важное изменение в прическах. Птолемеи были македонцами, представителями эллинистической культуры, и после смерти Александра Великого они начали завоевания всей Долины Нила. Династия Птолемеев завершилась на их последней царице, Клеопатре VII, когда Египет был присоединен к Римской Империи. В это время прически показывают греческий стиль: короткие и волнистые волосы в естественном виде с меньшим использованием париков и наращиваний волос. Парики также имели волнистые волосы. Египтяне также носили челки и лавровые венки. В этот период греческий и египетский стили перемешались настолько, насколько это было возможным.

Клеопатра VII, последняя царица из династии Птолемеев, которая правила с 51 г. до н.э. до 30 г. до н.э., носила разные прически в зависимости от ситуаций. Она была греческого происхождения, из Македонии, и ее внешний вид отличался от египетского. Во время ее визита в Рим, у нее был классический греческий стиль, который очень сильно подходил ее эллинистическому виду, с головным убором, называемым «melon hairstyle», как это можно увидеть во многих греческих скульптурах. Волосы были зачесаны назад волнами, закреплены на затылке шпилькой. Когда она была в Александрии, стиль ее прически был египетско-птолемейским, смешение греческих и египетских особенностей, которые были характерным стилем этого периода. Когда она произносила речи для своих людей ее внешний вид и прическа были типичными, чисто египетскими — волос разделен на три секции и изображение кобры использовалось в качестве короны.

СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Обычно древние египтяне мыли свои волосы и парики на регулярной основе. Они делали это, перемешивая воду с лимонной кислотой. Лимонная кислота растворяет жирные масла с волос и оставляет фолликулы запечатаными, что сохраняет их сухими. В результате — волосы мягкие и сверкающие. Египтяне использовали миндальное масло как кондиционер после мытья волос.

Методы по удалению волос включали в себя подготовку пастообразной массы, сделанной из лайма, крахмала, мышьяка. Они также использовали смесь сахара с пчелиным воском, чтобы избавиться от ненужных волос. У них были бритвы из бронзы или меди с острыми краями и эффективные пинцеты.

ПОКРАСКА:

В течении столетий их любимыми цветами были черный и красно-оранжевый. Начиная с четырех тысяч лет до н.э. хна была наиболее распространенным красителем. Она дает волосам оранжевые и красные оттенки. Для получения различных оттенков египтяне перемешивали хну с коровьей кровью и раздавленными головастиками. Растения хны (lawsonia inermis) росли в изобилии на берегах Нила. Чтобы сделать черную краску, египтяне использовали индиго, извлеченный из растения indigofera tinctoria. Те, кто уже поседел, красили свои волосы по рецепту: кровь буйвола, вскипяченная в масле — это был магический раствор потому, что, по поверью, темнота животного переносилась на волосы. После 1500 г. до н.э. египтяне начали носить парики ярких цветов: синие, красные и зеленые.

ЛЕЧЕНИЕ ОТ ОБЛЫСЕНИЯ:

Так было всегда, что те, кто облысел, были этим очень недовольны и желали вернуть себе волосы. Рецепты от облысения основывались на нескольких составах с жиром различных животных: козлов, львов, крокодилов, змей, бегемотов, а также кошек. Еще одним средством были повязка из листьев салата или накладывание семян пажитника сенного.

Читайте так же:  Стрижки 2000-х годов

Чтобы закрепить прическу, египтяне накладывали мазь из пчелиного воска, давая ей возможность высохнуть на Солнце до затвердевания.

СТИМУЛЯЦИЯ РОСТА ВОЛОС:

Различные масла использовались для укрепления волос: миндальное, розмариновое или касторовое масла.

Древние греки демонстрировали свои прически всему миру, известному в то время.

Именно необыкновенная греческая цивилизация с их естественными простыми прическами была основой для причесок Древнего Мира. Все соседствующие и завоеванные ими страны переняли в какой-то определенный момент этот стиль, унаследованный позднее Римской Империей. Древняя Греция была фундаментальной основой всей Западной культуры. Ее костюмы, архитектура, философия и мифологические традиции были унаследованы и представлены в последующих столетиях и Эпохе Возрождения, а также в XVIII и XIX столетиях.

Наиболее древней греческой цивилизацией была Минойская цивилизация на острове Крит, которая существовала с 7 тысяч лет до н.э. до 1600 г. до н.э. В этом году индо-европейцы с северо-запада вторглись к ним и основали Микенскую цивилизацию. Из рисунков на вазах и фресок мы знаем, что люди того периода были белокожими с черными волосами при Минойской цивилизации, и блондины — при Микенской цивилизации. В Иллиаде Гомер называл микенцев ахейцами. Мужчины носили натуральные волнистые волосы и бороды. Троянцы, которые заселили то, что сейчас является Антальей в Турции, имели черные волосы, и прически их женщин были аккуратно уложены. Замужние женщины заплетали волосы в длинные косы как знак их семейного положения. На фреске «Голубые женщины» (1600 г. до н.э.) запечатлены эти прически.

Богини, такие как Афина, Афродита, Кассандра и Артемида изображались с длинными волосами и косами.

Не встречается никаких упоминаний о богинях блондинках, хотя упоминается, что у нескольких богов-мужчин был зототистый волос. Это наводит на предположение, что светлый волос был желаемым цветом у греков.

То, как волос был подстрижен и уложен, указывало на социальный статус: у рабов были остриженные головы, а люди из высших слоев делали прически, которые ароматизировались оливковым маслом, хотя, обычно, прически греков были достаточно естественными.

Около V столетия до н.э. во время классического греческого периода женщины уже носили довольно отличающиеся причести от тех, которые были у их предков из Минойской цивилизации. Их волосы были длинными, до плеч или по пояс, и обычно поддерживались диадемой или обручем. Во время этого периода женщины перестали заплетать косы как символ семейного положения. Обручи, которые украшали их головы назывались «estefanias». Некоторые из них были сделаны из золота.

Следующим величественным периодом в Древней Греции был Эллинизм, который начался со смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э. Начиная с этого времени можно наблюдать на хорошо сохранившихся рисунках волосы, искусственно завитые или подкрученные. В эту эпоху использовалось огромное количество причесок, включая пучки, косы, челки, волосы, скрепленные коронками и диадемами, и другие стили как, например, прическа «дыня» (на рисунке слева), которая состояла из волос, зачесанных назад со шпилькой сзади, или особый стиль, найденный в скульптуре Афродиты (330 до н.э.), пожертвованной в музей Бостона Франциссом Бартлеттом, показывающей волосы, соединенные двумя узлами наверху головы. Эта скульптура была названа «Голова Барлетт» и запечатлила прическу начала Эллинского периода. В мужском стиле были в ходу волнистые волосы и бороды, которые были аккуратно пострижены, завиты и причесаны. Эта работа доверялась парикмахерам. Искусство стрижки и бритья стало важной профессией в Древней Греции. Именно там появились первые парикмахерские. Они стали настоящим местом встреч, как клубы, для мужчин. Они там встречались и долго обсуждали политику, философию и местные новости. Эти парикмахерские имели для них такое же важное значение, как и Агора, их место для общегражданских собраний.

Греки любили пользоваться ароматическими средствами для головы с запахом цветов, специй и оливкового масла. Они верили, что запахи были даны людям богами, и они накладывали ароматические вещества на свои тела и волосы. Они обычно кипятили смесь цветов и растений, таких, как мирра или ладан, приготавляя рецепт на оливковом масле. Для смягчения волос они расчесывались и делали массажи. Также для того, чтобы сделать волосы ярче они пользовались лосьоном, мазями и пчелиным воском. В основном, население Древней Греции имело черный волос, и, по этой причине, они использовали желтые красители, которые были, без всякого сомнения, их любимым цветом, используя смесь цветов шафрона и калиевой воды (смесь калия бикарбоната с угольной кислотой).

Римская Империя на пике своей славы правила всем миром, известным в те времена. Исторически она была основана в 753 г. до н.э. легендарными Ромулом и Ремом и подразделяется на три периода: Королевство (753 — 510 гг. до н.э.), Республика (510 — 27 гг. до н.э.) и Империя (от 27 г. до н.э. до вторжения варваров в IV столетии). После падения Западной Римской империи Восточная Римская Империя со столицей в Константинополе просуществовала до XIII столетия.

С самых древнейших времен римляне считали очень важным и уделяли огромное внимание своему внешнему виду и волосам. С тех пор, как они стали высокоорганизованным обществом с особой социальной структурой, их одежда и прически указывали на социальный статус, возраст, политические и религиозные взгляды.

В раннем Королевстве и во времена Республики мужчины обычно ходили с длинными волосами и бородами. К окончанию Республики, приблизительно в III столетии до н.э., завоевание Греции оказало очень глубокое влияние на римлян. Под влиянием греческой культуры даже такие правила, как быть начисто выбритым с помощью парикмахера, были переняты. В те времена вся мировая культура была сосредоточена в Греции, и даже римская элита разговаривала и изучала греческий как утвердившийся академический язык. Согласно Плинию Старшему, первый римлянин, кто появился начисто выбритым, был генерал и консул Сципион Африканский. Именно в таком виде его образ был отчеканен на монете III столетия. Начиная с этого времени и до падения Империии это будет стилем всех римских мужчин, пока они снова не стали ходить с длинными волосами и бородами.

У Нерона была такая же прическа, как и у наездников колесниц — с кудрями, обрамляющими его лицо и длинными бакенбардами, поскольку он был горячим поклонником этого спорта.

Облысение плохо воспринималась римлянами. Это считалось признаком физической ущербности. Калигула был лысым, но он носил парики, лавровые венки и диадемы, чтобы скрыть это. Юлий Цезарь, напротив, не скрывал своей лысины.

Греческое влияние внесло также одежду парикмахеров и парикмахерские, которые в Риме были тоже очень интересными местами сборищ мужчин, где, согласно тому, что было найдено во время археологических раскопок, они сидели на длинных деревянных скамейках, играя в кости. Тех, кто предоставлял услуги по уходу и пострижке волос называли «tonsors», а парикмахерские — «tonstrinaes». Уже в то время, парикмахеры практиковали удаление зубов. Бритье бород осуществлялось при помощи воды и бронзовых бритв, остро отточенных на камнях («novaculae»). Волосы также удалялись из бороды с помощью пчелиного воска и пинцетов. Патриции, люди с высоким социальным статусом, имели своих собственных парикмахеров и стилистов среди своих слуг.

«Каким ужасным было его приближение, как дико и как ужасно было на это смотреть. Можно сказать, что ты смотришь на одного из тех бородатых мужчин — экземпляр старой Империи, экземпляр древности, собственность Республики. Его одежды были грубы, пурпурного, почти коричневого цвета, которые носят простые люди вокруг нас. Его волосы были настолько грубы, что в Капуе, в которой он, ради того, чтобы стать известным, ввел в практику децемвирство. Такое ощущение, что он потребовал бы всю Сепласию сделать это честным «

Цицерон, римский консул и оратор (106 — 43 гг. до н.э.). Речь против Пизо, которого он считал коррумпированным политиком.

Несмотря на это, два столетия спустя императоры снова ввели в моду ношение бороды. Во времена императора Адриана часто можно было встретить мужчин с косами на затылке и хвостами. Марк Аврелий, в свою очередь, ввел в моду длинные кудрявые волосы и бороды. К концу Империи выбритые лица и короткие волосы снова вернулись в моду, так же, как это было в лучшие времена Цезаря и Августа. Император Константин Великий, правитель Византийской империи, на своих изображениях всегда выглядел с чисто выбритым лицом без бороды, в противоположность бородатым лицам варваров, вторгшихся в Западную Римскую Империю.

Римская женщин прически

Плиний Старший говорил: «Насколько длинно и скучно время, посвящаемое римскими женщинами тем бесконечным сеансам ухода за волосами. » Римские женщины-патриции с более высоким социальным статусом украшали свои волосы, используя помощь слуг или рабов, называемых «ornatrix». Очень сложные прически были показателем высокого социального статуса, в то время как простые считались признаком дикости. Для завивки волос они использовали специальный инструмент (calamistrum), утюг для завивки, представляющий собой пустую железную трубку, которая подогревалась на золе, и затем волосы накручивались вокруг трубки. Они носили парики для увеличения размера их волос. Некоторые были настолько сложными, что римский поэт Ювеналий писал: «наиболее важной для них является проблема красоты, много этажей накладывается один на другой как здание». Oбщее название у римлян для парик «Galerus «. Парики обычно были сделаны из человеческих волос: светлые волосы поступали от немецких рабов, а черные волосы — из Индии. Красители изготовлялись по разным рецептам, смешивая хну с другими растениями для красноватых волос, цветы шафрона — для светлых волос. Странный рецепт, рекомендованный Плинием Старшим для покраски черных волос: «наложить пиявки, которые гнили в красном вине на протяжении сорока дней, и полученным соком покрасить волосы». Они также использовали калиевую воду и перекись водорода или отбеливатель для обесцвечивания волос.

Прически женщин менялись с годами. Прическа «тутулус», унаследованная от Этруссков, была самой обычной и носилась в семье матерью. Эта прическа почти всегда существовала в Древнем Риме. В прическе «нодус» волосы разделялись на три части: волосы по бокам соединялись в пучок сзади головы, в то время как средняя часть завязывалась узлом сверху головы. Прическа «sine crine» была из шести локонов, независимо заплетенных, и ее носили только невесты и весталки. Во времена существования Римской Империи было несколько различных прическок, как, например, те, которые мы можем увидеть здесь: