Меню

Анкетирование самооценка учащихся

Оглавление:

Тест на тему:
Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья

Данный тест можно проводить с учащимися на уроках ФК для определения самооценки состояния своегоздоровья

Предварительный просмотр:

для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья

Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально

негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.

1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)

2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье)

3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортивных секциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?

5. Как изменился характер питания?

6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)

7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?

8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону? («+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).

9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?

10.Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).

11.Изменился контакт твоих родителей со школой? Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья

Возможны два варианта ответа: да или нет.

1. Я часто сижу сгорбившись.

2. Я ношу портфель, а не ранец.

3. У меня привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.

6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.

8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.

9. Бывает, я курю.

Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов

Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого вызвать.

4. Тебя критикуют.

5. Выполнение контрольного зачѐта.

6. Учитель называет оценки контрольной работы.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.

9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.

10. Неожиданный вопрос учителя.

11. Не получается домашнее задание.

12. Принятие важного решения.

(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более 30 – высокий уровень.)

Тест (5 класс) на тему:
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

Анкеты для учащихся

Предварительный просмотр:

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4. Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности,

нравственной воспитанности) личности учащихся

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать людям.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

Т.А. Огнева,
О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика «Психологическая культура личности»
(для учащихся 2 – 7 классов средней школы)

Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.

Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:

1 – самопонимание и самопознание , наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

Читайте так же:  Влияние тревожности на самооценку

2 — конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 — хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;

4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;

5 — самоорганизованность — достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;

6 — гармонизирующее саморазвитие — наличие самозадач и деятельности по с амовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности (все вопросы методики).

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. “Школьный психолог”, 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm ). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).

В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.

БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – 7 классы)

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

1 — очень редко
2 — редко
3 — иногда
4 — часто
5 — всегда

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________

Самооценка учебной деятельности кафедры на основе результатов анкетирования студентов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Станкевич Татьяна Геннадьевна, Снигирева Татьяна Александровна, Ворсина Екатерина Викторовна, Рябчикова Марина Сергеевна

В статье содержится анализ результатов анкетирования студентов об организации учебного процесса на кафедре по направлениям: информационное обеспечение; отношение студентов к изучаемым дисциплинам; стратегия учебной деятельности студентов и оценка работы преподавателей. В работе обоснован метод получения обратной связи о качестве учебной деятельности кафедры посредством анкетирования студентов , возможности и ограничения его применения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Станкевич Татьяна Геннадьевна, Снигирева Татьяна Александровна, Ворсина Екатерина Викторовна, Рябчикова Марина Сергеевна,

SELF-ESTEEM TRAINING IN THE DEPARTMENT BASED ON THE RESULTS OF QUESTIONNAIRES OF STUDENTS

The article contains analysis of results of questionnaire of students about the educational process at the Department in the areas of: information technology; students attitudes to the subjects; the strategy of educational activity of students and teachers. The article justifies the method of obtaining feedback on the quality of the academic activities of the Department through the questioning of students, the capabilities and limitations of its application.

Текст научной работы на тему «Самооценка учебной деятельности кафедры на основе результатов анкетирования студентов»

Станкевич Татьяна Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия

Снигирева Татьяна Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия

Ворсина Екатерина Викторовна

Старший преподаватель, ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия

Рябчикова Mарина Cергеевна

ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия

САМООЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье содержится анализ результатов анкетирования студентов об организации учебного процесса на кафедре по направлениям: информационное обеспечение; отношение студентов к изучаемым дисциплинам; стратегия учебной деятельности студентов и оценка работы преподавателей. В работе обоснован метод получения обратной связи о качестве учебной деятельности кафедры посредством анкетирования студентов, возможности и ограничения его применения.

Ключевые слова: качество учебного процесса, самооценка деятельности кафедры, анкетирование студентов, учебная деятельность, педагогическая экспертиза.

Ph.D. (Pedagogy) Izhevsk state medical Academy

Doctor of pedagogy science, professor Izhevsk state medical Academy

Senior lecturer Izhevsk state medical Academy

Izhevsk state medical Academy

SELF-ESTEEM TRAINING IN THE DEPARTMENT BASED ON THE RESULTS OF QUESTIONNAIRES OF STUDENTS

The article contains analysis of results of questionnaire of students about the educational process at the Department in the areas of: information technology; students attitudes to the subjects; the strategy of educational activity of students and teachers. The article justifies the method of obtaining feedback on the quality of the academic activities of the Department through the questioning of students, the capabilities and limitations of its application.

Keywords: quality of educational process, self-assessment activities of the Department, questioning students, educational activity, pedagogical expertise.

Самооценка деятельности учебного подразделения является необходимым элементом подведения промежуточных итогов работы, осознания существующего положения дел, а также планирования направлений усиления ее положительных сторон и разработки мероприятий по устранению недостатков.

Изменение основных образовательных программ основного и среднего уровней общего образования, снижение уровня обученности учащихся по естественно-научным дисциплинам, внедрение ФГОС ВО и последовавшие в связи с этим изменения: уменьшение количества часов, отводимых на изучение дисциплины, увеличение доли часов (до 40%) на самостоятельную работу студентов, разработка новой рабочей программы актуализируют проблему получения обратной связи и на основе ее анализа поиска новых подходов к организации учебного процесса.

В связи с вышеизложенным на кафедре медбиофизики, информатики и экономики Ижевской государственной медицинской академии весной 2015 года проводилось педагогическое исследование, основной целью которого являлась самооценка учебной деятельности кафедры на основе анкетирования студентов. В эксперименте участвовали все студенты первого курса (примерно 500 человек), обучающиеся на кафедре. На основании метода групповых экспертных [3] оценок была разработана психолого-педагогическая анкета, состоящая из 21 вопроса с выбором возможных вариантов или произвольными ответами. Вопросы для анкеты были составлены преподавателями кафедры на основе анализа подобных исследований [1] и прошли этапы семантической, синтаксической и прагматической экспертизы. Условно все вопросы анкеты можно разбить на четыре блока:

1) характеристика информационного обеспечения учебного процесса кафедрой;

2) отношение обучающихся к дисциплинам «Физика, математика» и «Биофизика и основы информатики» и понимании их значимости для профессии;

3) стратегия учебной деятельности студентов и навыки их подготовки к практическим занятиям по дисциплинам «Физика, математика» и «Биофизика и основы информатики»;

4) оценка качества работы преподавателей кафедры.

Предлагаем краткий обзор полученных ответов на некоторые вопросы анкеты. Анализ полученных данных показал, что качество учебно -методического оснащения дисциплины (наличие иллюстративных презентаций, методических пособий, наличие регулярной, необходимой информации на доске объявлений) оценивают на «отлично» — 28% студентов, «хорошо» — 61%, «удовлетворительно» — 11%. Наиболее «сложными» из изучаемых на первом курсе предметов оказались гистология (36% студентов выбрали этот предмет), физика (29%) и анатомия (23%). Эти данные разрушают миф о том, что «физика — самый сложный предмет». Подавляющее большинство студентов (80%)

осознают связь преподаваемых на кафедре дисциплин с будущей профессией. Это означает оправданность усилий преподавателей по раскрытию междисциплинарных связей, т.к. на каждой лекции и практическом занятии приводятся примеры использования того или иного физического явления или закономерности в медицине.

Высокую оценку студенты дали лекционной работе преподавателей (70% — «отлично» и 29% — «хорошо»), а также их умению разъяснять трудные вопросы, активизировать к работе на практических занятиях (64% — «отлично» и 32% — «хорошо»). Эти данные подтверждают ответы на вопрос из третьего блока анкеты. На вопрос «В качестве подготовки к практическому занятию (возможен выбор нескольких вариантов): изучаю конспект лекции; читаю учебник; учу определения; учу формулы; разбираюсь в сути явлений» 92% студентов изучают конспект лекций и 43% студентов читают учебник. Этот результат был прогнозируем, поскольку преподаватели адаптируют излагаемый материал под контингент обучающихся.

Как следует из ответов на вопрос «Оцените свой школьный уровень знаний по физике», 65% студентов считают его удовлетворительным, 22% — недостаточным для освоения изучаемой дисциплины и только 13% — хорошим. Эти результаты коррелируют с ответами на вопрос «Когда Вы получили зачет?». Вовремя получили зачет по дисциплине — 35% студентов, спустя 1-3 месяца после положенного срока — 40% и 25% студентов еще не получили зачет на момент анкетирования.

Читайте так же:  Какие девушки нравятся больше парням

Зачет является формой итогового контроля знаний по дисциплине. Кафедра практикует «накопительную» систему его получения при условии отсутствия задолженностей по всем темам. Студентам предлагалось выбрать из предложенных наиболее приемлемый, с их точки зрения, способ контроля знаний:

— 2-3 коллоквиума, объединяющих несколько тем;

— входная письменная контрольная (5 заданий) по каждой теме;

— тестирование в конце каждой темы;

— письменная контрольная работа в конце темы.

Из перечисленных вариантов контроля знаний 84% студентов поддерживают вариант тестирования в конце каждой темы. Это можно объяснить тем, что тестирование для студентов — бывших школьников является привычной формой контроля знаний вследствие прохождения процедур ГИА, ЕГЭ. Тем не менее 28% опрошенных сомневаются в объективности тестов. В настоящее время наряду с тестовым контролем знаний студентов преподаватели кафедры используют компетентностно-ориентированные задания [2]. Обучающиеся отмечают непривычность постановки заданий, их трудность, однако работа над ними в малых группах (2-3 человека) делает ее привлекательной, интересной и комфортной.

Данные анкетирования подтвердили противоречивое поведение студентов. Считая физику одним из самых сложных предметов, студенты практически не используют возможность получить разъяснение сложных вопросов на еженедельных консультациях преподавателей.

Изучение мнения студентов о том, в каких направлениях возможно совершенствование качества преподавания дисциплины показало, что особый интерес при изучении дисциплины у студентов вызывают лабораторные работы, презентации, наглядные пособия, физические опыты. Действительно, изучаемые на кафедре дисциплины, обладают высоким потенциалом для реализации наглядности и демонстрации практической направленности дисциплины.

Исследование мнения студентов о качестве работы кафедры позволило провести самооценку учебной деятельности и сделать следующие выводы:

— в целом, студенты положительно оценивают организацию учебной деятельности кафедры — уровень и качество преподавания, формы контроля знаний, а также учебно-методическое обеспечение дисциплины;

— целесообразно увеличить число лекционных презентаций, при этом следует более тщательно отбирать демонстрационный материал, не перегружая лекции;

— необходимо издать комплект методических пособий: «Учебный тезаурус курса медицинской и биологической физики» и «Организация самостоятельной работы студентов на лекциях и практических занятиях по математике, физике и биофизике» для изложения сложных вопросов дисциплины, структурирования и систематизации материала.

Анализ результатов проведенного анкетирования позволил определить дальнейшие направления совершенствования учебного процесса на кафедре, а также обосновать применение данного метода анкетирования при оценке качества учебной деятельности кафедр высших учебных заведений.

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.

2. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. — М.: Национальное образование, 2012. — 416 с.

3. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы / В.С. Черепанов. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 122 с.

Изучение самооценки учащихся

Цель:

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.
  • Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

    1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
    2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
    3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
    4. Какие роли тебе дают ребята?
    5. Какую роль ты сам себе выбрал?
    6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
    7. Что такое, по-вашему, самооценка?

    Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

    Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

    Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

    Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

    Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

    Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

    Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

    При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

    Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

    По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

    Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

    От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

    Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

    Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

    У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

    Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

    На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

    1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

    Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

    Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

    Выводы об уровне развития самооценки:

    Анкеты для учащихся «Анкетирование»

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    Выбранный для просмотра документ Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки.doc

    Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

    2 – да; 1 – трудно сказать; – нет.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

    Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

    Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

    В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне нравится находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    Читайте так же:  Психология обещания мужчин

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

    Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

    24-32 балла – высокий уровень;

    12-24 балла – средний;

    0-12 баллов – низкий.

    Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

    (по Л.В. Байбородой)

    Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

    Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

    Для ответа используется следующая шкала:

    3 – привлекает очень сильно;

    2 – привлекает в значительной степени;

    1 – привлекает слабо;

    – не привлекает совсем.

    Что привлекает в деятельности?

    Общение с разными людьми.

    Возможность передать свои знания.

    Приобретение новых знаний, умений.

    Возможность руководить другими.

    Участие в делах своего коллектива.

    Вероятность заслужить уважение товарищей.

    Сделать доброе дело для других.

    Выделиться среди других.

    Выработать у себя определенные черты характера.

    Обработка и интерпретация результатов

    Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

    а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

    б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

    в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

    Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

    Методика изучения социализированности

    (социальной адаптированности, активности, автономности,

    нравственной воспитанности) личности учащихся

    Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

    Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

    4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; – никогда.

    Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

    Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

    За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

    Я умею прощать людей.

    Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

    Мне хочется быть впереди других в любом деле.

    Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

    Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

    Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

    Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

    Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

    Мне нравится помогать людям.

    Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

    Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

    Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

    Переживаю неприятности других, как свои.

    Стремлюсь не ссориться с товарищами.

    Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

    Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

    Стараюсь защитить тех, кого обижают.

    Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

    Обработка полученных данных

    Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

    АНКЕТА самооценки уровня знаний

    Транскрипт

    1 АНКЕТА самооценки уровня знаний (Отметить рядом с названием предмета: В высокий, С средний, Н низкий уровень интереса.) 1. Назовите любимые учебные предметы в школе. история; литература; химия; математика; физика; иностранный язык; физическое воспитание; биология; география. 2. По какому предмету особенно нуждаетесь в помощи преподавателей (назовите)? 3. Назовите предметы, к которым у вас есть определенный интерес. 4. Отметьте любимое занятие (если другое допишите). чтение книг; просмотр видеофильмов; аудио, видеозаписи; игра на музыкальном инструменте; коллекционирование; кружки технического творчества (название кружка); спортивные секции (название секции); занятие прикладным искусством (вышивание, вязание, макрамэ и др.); сочиняю музыку; пишу стихи, рассказы, басни;.

    2 АНКЕТА Цель: выявление мотивов учения и уровня ответственности к учению. 1. Куда бы Вы хотели поступить после 9 11 класса? 2. Чем определяется Ваш выбор? а) Я слышал, что в (наименование учебного заведения) очень интересно учиться; б) мне все равно где учиться, а (наименование учебного заведения) находиться близко от дома; в) я слышал, что в (наименование учебного заведения) легче всего поступить, а главное получить образование; г) мне очень нравится моя будущая специальность; д) специалисты, которых готовит (наименование учебного заведения), нужны всюду; е) я давно увлекался специальностью, а получить ее в нашем городе можно, только учась в (наименование учебного заведения); ж) по другим причинам (укажите по каким именно) ; з) затрудняюсь ответить. 3. Кто может повлиять на Ваше решение? 4. Какую профессию Вам советуют избрать родители (совпадают ли их советы с Вашими пожеланиями)? 5. Что Вам помогает преодолевать трудности, связанные с учебой? _ 6. Какие из нижеуказанных мотивов побуждают к учению; напишите сами, что влияет в первую очередь, во вторую, в третью, совсем не играет роли. а) Интерес к процессу усвоения знаний; б) практическая значимость усвояемых знаний; в) ответственность перед родителями; г) ответственность за учебный труд перед коллективом; д) ответственность перед преподавателями; е) ответственность перед другими; ж) что еще, напишите сами. 7. Охотно ли Вы учитесь? а) Да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

    3 8. Чем вызвана неудовлетворенность? а) Неинтересны большинство занятий; б) непонятно то, что говорят на многих занятиях, а задавать вопросы стесняюсь; в) не успеваю подготовиться по многим предметам и из-за этого получаю плохие оценки; г) какой-либо другой ответ (укажите именно какой); д) затрудняюсь ответить. 9. Чем можно объяснить, что Вы учитесь ниже своих возможностей? а) Не удается себя пересилить и заставить регулярно заниматься; б) слишком занят общественной работой, не остается времени на занятия; в) серьезно занимаюсь спортом, это изматывает, поэтому не хватает сил взяться за книгу; г) слишком много времени и сил уходит на самодеятельность и кружки; д) слишком часто отвлекают друзья, и не хватает силы воли отказаться, если куда-нибудь приглашают; е) какими-либо другими причинами (укажите какими именно). 12. Влияет ли коллектив Вашего класса на отношение к учению? 13. Ваши предложения по совершенствованию обучения в школе. Самооценка отношений в семье (на вопросы отвечать + или ) 1. Любите ли вы свою семью? 2. Хватает ли вам в ней внимания? 3. Дружите ли вы с кем-нибудь из родителей? 4. Нужно ли, по вашему мнению, что-то изменять в вашей семье к лучшему (+) или все хорошо ( )? 5. Многое ли вы хотели бы перенести в свою будущую семью из того, что вас окружает дома (+ да, нет)? 6. Хотите ли вы воспитывать своих будущих детей так, как воспитывают вас дома? 7. Преобладает ли дома доброта в отношениях друг к другу? 8. Хватает ли вам в семье доверия и свободы? 9. Стыдно ли вам за огорчения, которые вы приносите родителям?

    4 Будете ли вы заботиться о родителях в старости по любви (+) или по необходимости ( )? АНКЕТА для родителей 1. Как относится к учению ваш сын (дочь)? Очень ответственно? Скорее ответственно, чем безответственно? Скорее безответственно, чем ответственно? 2. Что вы предприняли для повышения ответственного отношения сына (дочери) к учению? 3. Есть затруднения в воспитании у ребенка ответственного отношения к учению? Какие? 4. С какого возраста особенно трудно стало его воспитывать в этом плане? 5. Что является самым любимым занятием ребенка (чтение, спорт и т. д.)? 6. Как относиться сын (дочь) к вам? 7. Как относитесь вы к учебным занятиям сына (дочери), всегда ли вы в курсе его (её) учебных дел? Не всегда интересуюсь его успехами; не хватает времени, и он учиться самостоятельно; оказываете помощь в выполнении домашних заданий; обсуждаете вместе с ним домашний материал. 8. Что более всего побуждает вашего сына (дочь) учиться ответственно? Что влияет в первую очередь? Во вторую? В третью? Совсем не играет роли? Интерес к процессу усвоения знаний; практическая значимость усваиваемых знаний; ответственность за учебный труд перед коллективом класса; ответственность перед школой и преподавателями; ответственность перед родителями; ответственность перед другом. 9. Какую помощь в учебе вашему ребенку оказывают одноклассники, взрослые, вы сами? 10. Какую помощь необходимо оказывать ему в учебе со стороны преподавателей? 11. Кому помогает ваш сын (дочь) в учебе?

    5 12. Какую помощь можете оказать вы классу в повышении ответственного отношения учащихся к учению, классному руководителю?