Меню

Агрессивность и самооценка

Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кузнецова Светлана Олеговна

В данной статье представлены результаты теоретического исследования, посвящённого изучению проявлений агрессивности в подростковом возрасте . В работе рассмотрены половозрастные аспекты агрессивности у подростков. Описаны исследования взаимосвязи проявлений агрессивности с самооценкой , социальным статусом и личностными особенностями. В статье представлен анализ подходов, объясняющих происхождение агрессивности у подростков.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Кузнецова Светлана Олеговна,

Psychological features of aggressiveness at teenage age

The paper presents the results of theoretical investigation on aggressiveness at teenage age. It examines the main approaches to gender and age aspects of aggressiveness at teenagers age. The paper describes the studies of aggressiveness relation to self-rating, social status and individual features. The paper presents the analysis of the approaches, which explain occurrence of aggressiveness at teenagers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте»

Общие вопросы психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

На сегодняшний день проблема агрессивности, враждебности и их проявлений в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается большим ко -личеством исследований в различных областях науки и практики1. Агрессивность, с точки зрения современных исследователей, рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. Как известно, в подростковом возрасте естественным является стремление к проявлению взрослости, развитие самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для реализации своего потенциала процесс самоутверждения может проявляться в искажённых формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к различным девиациям, возникает опасность выбора агрессивной линии поведения.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Было установлено2, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11 лет и 13 лет.

В ряде современных исследований3 было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более чёткие и явные различия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек

показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной формам агрессии. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение её в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых её формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается всё-таки более распространённой. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии, а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультурной, характерной для подростков различных этносов4. Как правило, мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихи-ческие события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.

Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 11-12 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанной возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.

В старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминирует негативизм и вербальная агрессия, которые представлены практически одинаково, а у девочек — вербальная агрессия. Следует отметить также, что независимо от возраста у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников5 показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди эмоциональных лидеров 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии.

Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия — 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% эмоциональных лидеров ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а у 27% — косвенная агрессия.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных её составляющих. Такая зависимость характерна как для инструментальной (при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а служит средством достижения какой-либо цели), так и для другой формы агрессии — враждебности (при которой

главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве). Было показано, что уровень физической агрессии подростков коррелирует с уровнем общей самооценки личности6. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелирует с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки сходятся в одной личности. Следует отметить, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству, самостоятельности и высокого интеллекта.

Ещё одна тенденция состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространённость средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая даётся референтными лицами, например учите -лями и сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда ниже его самооценки, то эта ситуация должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается одной из базовых потребностей личности — потребности в признании и уважении. Как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.

Специальные исследования, проведённые по этому поводу7, показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума, значительно отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Кроме того, подростки с конфликтным отношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Читайте так же:  Как не испортить отношения с любимой женщиной

Ряд исследователей показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. В целом, было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственны-

ми родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю. Следует отметить, что значение матери в системе привязанности и социальных отношений подростка занимает особое место. При этом негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Важно подчеркнуть, что формирование неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализация различных мотиваций личности. Ведь, как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

В соответствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живёт. Научение определённым навыкам в системе «сигнал — ответ» требует, во-первых, вознаграждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивационного процесса. В рамках когнитивно-бихевиоральной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребёнка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь — собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность может затем обусловливать приспособление ребёнка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует подчеркнуть, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено, как считает А. Бандура, двумя путями. Агрессивные действия, поступки либо

надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимание на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие позитивные поведенческие акты, которые подкрепляются, то оставшееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. Как видим, логика здесь очень ясная, по существу отражающая бихевиоральный подход. Однако в том случае, когда речь идёт именно

о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и снятия агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Психолого-педагогический опыт показывает, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращение его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребёнка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно остаётся неподкреплённым. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно необязательно остаётся неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьёй — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе в виде одобрения сверстниками агрессии против «несправедливых действий родителей». Кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности (пробовать социальные нормы и правила на прочность и через это определять границы допустимого в своём поведении) отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут появиться в ситуациях, когда угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещённой агрессии Н. Миллера8, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человеке, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещённой агрессии утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии, 2) силой факторов, тормозящих данное поведение, 3) сти-мульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

Кроме того, между строгостью наказания, как было показано экспериментально, и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребёнка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребёнка. В результате изучения сначала маленьких детей, а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования9 было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала

с агрессивностью их поведения в 18 лет и 30 лет. В другом исследовании10 было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в следующем: когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Большинству существующих в современной психологии теорией агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с определёнными характерологическими типами. Предметом ряда исследований11 являлось выявление взаимосвязи уровня агрессии с определёнными характерологическими особенностями подростков. Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессии. Возбудимость положительно коррелирует с вербальной агрессией (выражение негативных чувств в словесной форме), раздражительностью, спонтанной агрессией (самопроизвольная, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие), а также с косвенной агрессией (окольным путём направлена на другое лицо).

Как известно, центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения у них в значительной мере обусловлена не логикой, а импульсом, инстинктом. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. На этом фоне выявленная система корреляционных зависимостей представляется неслучайной и вполне логичной.

Гораздо более неожиданными оказались результаты, которые устанавливают вполне определённую связь между демонстративной характерологией и агрессивностью личности. Более того, структура связей в диаде «демонстративность — агрессия» практически полностью идентична структуре связей в паре «возбудимость -агрессия». Разница состоит не в структуре связей, а лишь в их силе. Демонстративность положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией. Такая чёткая и многоканальная связь действительно представляется неожиданной, так как центральными особенностями демонстративного поведенческого паттерна являются, как известно, вовсе не агрессия, а другие поведенческие особенности (потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание). Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Полученные данные о связи «демонстративность — агрессия» расширяют традиционные представления о демонстративной личности и позволяют взглянуть на проблему демонстративного поведения под иным углом зрения. С другой стороны, мы видим в этих данных ещё одно подтверждение того, что агрессия и агрессивность представляют собой сложный личностный и поведенческий

феномен, природу которого вряд ли когда-нибудь удастся описать какой-то единственной, одномерной, хотя бы и внутренне непротиворечивой моделью.

Читайте так же:  Девушки перестают со мной общаться

Многие отечественные учёные подчёркивают, что агрессивность является свойством личности как общественного существа. И поскольку личность является продуктом освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность как одно из её качеств является социально приобретённым. Агрессивность и жёстокость, как свойства личности, формируются преимущественно в процессе ранней социализации, в детском и подростковом возрасте. Подростковый возраст — переломная стадия развития человека, когда он как никогда склонен к приобретению и закреплению агрессивных форм поведения; следовательно, коррекционная работа с подобными тенденциями является особенно актуальной и требует серьёзного отношения со стороны психологов.

1 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001; Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.; Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2003.

2 Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.

3 См., напр.: Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подрост—ков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2003.

4 Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

5 См.: Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.

6 См.: Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

8 См.: Miller N., Dollard J. Social learning and imitation. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1941.

9 См.: Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

10 См.: Регуш Л. А. Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005.

11 См., напр.: Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

Самооценка подростков и агрессивность. Особенности самооценки нарциссической личности.

Секция: Педагогическая психология

VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Самооценка подростков и агрессивность. Особенности самооценки нарциссической личности.

Аннотация. Данная статья посвящена результатам исследования взаимосвязи подростковой агрессивности, самооценки и нарциссизма. В статье рассматриваются различные факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самооценки. Особое внимание уделено самооценке нарциссической личности и природе агрессивности.

Ключевые слова: формирование самооценки, агрессивность, нарциссическая личность, взаимосвязь самооценки и агрессивности, деструктивный нарциссизм.

Чтобы понять подростковую агрессивность важно рассмотрение не только самой по себе самооценки, но и нужно проанализировать соотношение внешней оценки, которая дается учителями или сверстниками, и самооценки внутренней. Если не находится должной опоры для самооценки во внешней среде, то возникает фрустрирующая ситуация базовых потребностей в признании, самоуважении и уважении. Это, в свою очередь, способно провоцировать появление агрессии. Исследования по изучению этого вопроса (Дандарова Ж.К., Реан А.А.), действительно показали, что подростки, чья самооценка не соответствует оценке социума, демонстрируют более высокий уровень агрессивности и негативизма. Кроме того, такие формы агрессии, как: обида, раздражительность, физическая агрессия, также имею более высокие показатели.

Существование четырех главных критериев, составляющих агрессивность подростков акцентируется психологами:

1. Высокий уровень личной тревожности.

2. Неадекватная самооценка (высокая или низкая).

3. Зависимое поведение в группе.

4. Низкий уровень адаптации в коллективе (синдром отверженности).

Следующие причины, согласно мнению экспертов обуславливают появление этих составляющих, в том числе и неадекватной самооценки:

60% – воспитание и тип взаимодействия в семье;

20% – влияние коллектива, окружения;

15% – возрастные и индивидуальные психо-физические качества организма;

Эти причины отражены в Рисунке 1:

Рисунок 1. Факторы, влияющие на возникновение составляющих подростковой агрессивности

Исследования показывают, что существует прямая связь между уровнем самооценки и общей агрессией: чем выше показатели самооценки, тем выше уровень агрессии и враждебности. В исследовании Кребс А.Э., 2017, было продемонстрировано, что существует корреляция между уровнем общей самооценки и показателями физической агрессии, вербальной агрессии, раздражение, косвенной агрессии и индекса агрессии подростков 14–15 лет. При повышении уровня самооценки, больше проявлялась склонность к физической агрессии. Также выяснилось, что частичные самооценки такие как, самооценка своей физического проявления и стремления к лидерству, имеют корреляцию с негативизмом, являющимся тоже формой агрессии. Поэтому бунтарская манера поведения, направленная против установившихся законов и авторитетов, по большей части характерны подросткам с высокими показателями лидерской самооценки, а также высоко оценивающих свои физические данные. Кроме того, было показано, что вербальная агрессия тоже соотносится с самооценкой способности к лидерству, а также коррелирует с показателями самооценок автономности и интеллекта. И как итог, высокий уровень вербальной агрессии, также связан с высокими показателями самооценки личности, особенно если для подростка характерно представление о себе, как о личности с высоким уровнем интеллекта и выраженными способностями лидерству. Ещё одни выводы, обнаруженные исследованиями, состоят в том, что подростки с более высоким уровнем агрессивности, имеют предельную самооценку – чрезмерно низкую или чрезвычайно высокую. Для подростков с невысоким уровнем агрессивности характерны средние показатели самооценки [3].

Множество исследований указывают на взаимосвязь самооценки и агрессивности. Попробуем рассмотреть данную тему в поле нарциссизма.

Одно из центральных понятий психоанализа – нарциссизм. Это понятие рассматривается как в контексте необходимого элемента развития личности (конструктивный нарциссизм), так и в качестве патологии (деструктивный или дефицитарный нарциссизм).

Конструктивный нарциссизм – это то, что необходимо личности для нормального функционирования и адекватного самовосприятия. Это признание собственной ценности.

Деструктивный нарциссизм – это искаженное самовосприятие, ведущее к нарушению способности личности оценивать себя в соответствии с объективной реальностью.

Дефицитарный нарциссизм – характеризуется недостаточностью конструктивного нарциссизма, неспособностью быть независимым или ощущать автономию и самостоятельность. Сопровождается неуверенностью в себе и низкой самооценкой.

Фромм Э. называет нарциссизм, как групповой, так и индивидуальный, одним из главных источников агрессивности. И не спроста он дает понятиям «агрессия» и «патологический нарциссизм» одинаковую классификацию – доброкачественный и злокачественный [4]. Розенфельд Г. Так же различает здоровый и деструктивный нарциссизм. Деструктивный нарциссизм имеется ввиду, говоря об инфильтрации патологического Я примитивной агрессией, что придает таким личностям качество насильственной самодеструктивности. Крайне нарциссические личности отличаются злокачественным слиянием либидо и доминирующей агрессии, вложенных в паталогическое Я. Здоровый нарциссизм обеспечивает либидозное усиление Я, в то время как деструктивный нарциссизм являет собой манифестацию инстинкта смерти, который удерживает человека «вне» жизни [5].

Основываясь на вышеизложенное, нетрудно увидеть устойчивую связь между деструктивным нарциссизмом и агрессивностью. А какова же связь между нарциссизмом и самооценкой? Эта связь также весьма очевидна: деструктивный нарциссизм имеет непосредственное отношение к неадекватной (завышенной или завышенной самооценкой), а так называемый дефицитарный нарциссизм характеризуется низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

На существование взаимосвязи между самооценкой и нарциссизмом указывает Якобсон Э. Нарциссизм и самооценка – не одно и то же, и нарциссизм не является единственной причиной, формирующей самооценку. Функция нарциссизма – это стабилизация и регулирование самооценки на фоне множества факторов, угрожающих её повышению или понижению [2].

Зарубежные исследователи нарциссизма (Родевальт Р., Денеке Ф.В., Мюллер Б.Р., Столороу Р.) говорят об особенной внутренней активности человека, лежащей в основе регуляции представления личности о себе. Отечественные теоретики, рассуждая о нарциссической регуляции, обозначают цель, как поддержание аффективного равновесия в отношении переживания внутренней стабильности, собственной ценности, уверенности в себе, сохранение структурной целостности, временной непрерывности и позитивной окраски представления личности о себе [6].

Дезадаптивная нарциссическая регуляция становится причиной нестабильной самооценки (завышенной или заниженной) или нестабильной чувство собственной ценности, так и слишком высокий или низкий уровень выраженности нарциссических черт личности, таких как: вера в собственную уникальность, грандиозное чувство самозначимости, фантазии о неограниченном успехе, потребность в восхищении, чувство привилегированности, эксплуативность в отношениях, дефицит эмпатии, зависть к достижениям других, наглость и вызывающее поведение [1].

Самооценку формируют множество составляющих – воспитание, социум, особенности организма и т.д. Нарциссизм, не являясь эквивалентом самооценки, всё же представляет собой одну из причин, обуславливающих самооценку. Нарциссизм осуществляет регулятивную функцию, и дезадаптивная нарциссическая регуляция именно и приводит к возникновению неадекватной, нестабильной самооценки. Таким образом, мы можем сейчас связать понятия самооценки, нарциссизма и агрессивности. И в свете результатов исследования, выявивших взаимосвязь агрессивности и самооценки, с большой долей уверенности заявить, что нарциссизм и является связующим звеном, обуславливающим эту взаимосвязь.

Связь агрессивности и самооценки

Главная > Дипломная работа >Психология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

на тему: «Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»

Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности

Понятие агрессии и агрессивности: психолого — педагогический аспект

1.2 Самооценка как компонент самосознания; ее структура и проявления

1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте

2 Эмпирическое исследование агрессии и самооценки, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»

Методы и методики исследования

Анализ полученных результатов

Программа развития для детей юношеского возраста

Актуальность темы. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное оружие полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятения и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия, все подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между нашими словами и действиями проявляются со всей остротой. Вот реальности сегодняшнего дня.

Читайте так же:  Когда мужчина влюблен озвучка русская бесплатно

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют страдания и боль своим ближним. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Постановка проблемы. С развитием и становлением рыночных отношений в нашем современном обществе возникает ряд проблем у всего человечества. Не каждый человек способен адаптироваться к новым условиям, требованиям, предъявляемым со стороны общества. Несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессия (от лат. Aggredi ), что означает нападать. Оно издавна используется в европейских языках, однако, значения ему придавалось не всегда одинаковое. На мой взгляд, агрессия может быть следствием неадекватной самооценки и, следовательно, встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее компонента. Понять – значит на половину исправить.

Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся в «Алапаевском профессионально-педагогическом колледже».

Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.

Рассмотреть определение понятий агрессии и самооценки.

Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста.

Определить меры профилактики агрессии.

Ознакомиться с основными методами и методиками исследования агрессии и самооценки.

Провести психолого-диагностические исследования на выявление уровня агрессии и самооценки, проанализировать полученные результаты и найти взаимосвязь между ними, если таковая имеется.

Разработать методические рекомендации по профилактике агрессии в студенческой среде.

Разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки у обучающихся в «Алапаевском профессионально-педагогическом колледже».

Гипотеза. Если у обучающегося неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий.

Объект исследования. Личность.

Предмет исследования. Самооценка и агрессия как свойство личности в юношеском возрасте.

Научная новизна проблемы. Как таковое исследование агрессивности, как свойство личности, проводится мало. В этом образовательном учреждении не ведётся профилактическая и психодиагностическая работа по проблеме агрессивности в студенческой среде. Также не проводится исследование самооценки студентов, но оно важно в современном мире, так как от того на каком уровне самооценка личности зависит поведение человека, его успешность или наоборот.

Степень и уровень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что частные вопросы в рамках данной области исследований проблемы достаточно изучены, но очень мало применяются на практике.

Методология и методика научного исследования. За основу исследования уровня агрессии была взята методика А. Басса – А. Дарка. Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноимённый опросник – одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно – вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способность причинить вред другому существу.

За основу исследования самооценки была использована методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

1 Теоретические аспекты агрессии и самооценки личности

Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект

До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом 1 , ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого к седьмому. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление, оскорбить, или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается, ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. 2 Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые, (приложение №1).

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституциональное «запрограммированы» на подобные действия.

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.