Основные этапы развития ребёнка | Сайт центра гигиены и эпидемиологии

Страницы

Рубрики

Свежие записи

Метки

Загрязнение Эпидемиология атфосфера белки вибрация витамины влажность вода водоемы водоснабжение воздух воздуха гигиена грунтовые воды дети жилице жилище жиры закаливание квартира микроклимат нормирование одежда организм освещение основы охрана очистка пестициды питание полимеры почва профилактика пыль работа санитария строительство температура труд углеводы ультразвук утомление факторы школьники шум

Архивы

В развитии детского организма различают следующие возрастные периоды: новорожденное™(1 —10 дней); грудной (до года); преддошкольный или ясельный (1—3 года); дошкольный  (3—7 лет); школьный  (7—17 лет).
В период новорожденности в первые 2—3 дня от рождения ребенку приходится приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Так, из-за несовершества системы терморегуляции температура тела ребенка легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха, что может привести к перегреванию или переохлаждению его. Усиленный распад эритроцитов и временная недостаточность печени в этот период могут быть причиной желтушного окрашивания кожи. Возможна также гиперемия кожи. Все эти нарушения к концу первой — началу второй недели исчезают.
Заболевания новорожденных могут быть связаны или с нарушением внутриутробного развития, или с родовыми травмами. Когда масса тела ребенка выравнивается, пупочная ранка заживает, исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно считать законченным. Правильное развитие в этот период обеспечивает материнское молоко, представляющее для ребенка основную и единственную полноценную пищу.

Грудной период начинается по окончании периода ново-рожденности. Гигиенические мероприятия в этот период должны быть направлены на создание оптимальных условий для роста и развития ребенка. Масса тела ребенка в течение первого года жизни увеличивается на 200 %, а длина на 50 %. Пищевой канал у детей в этом возрасте недостаточно развит, поэтому малейшее нарушение режима питания, изменение качества пищи и дефицит ее могут явиться причиной острого нарушения пищеварения, авитаминоза. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка также остается основной пищей, а позднее следует обеспечить прикорм.
У детей этого периода слабо выражена защитная реакция на проникновение болезнетворных микроорганизмов через кожу, например стафилокковой инфекции, которая за последние десятилетия повысила свои инвазионные свойства. При плохом уходе за ребенком стафилококковая инфекция может приобрести генерализованный характер, в тяжелых случаях заканчивается сепсисом.
Инфекционные заболевания в первые месяцы жизни у грудных детей отмечаются редко. Это обусловлено иммунитетом, приобретенным ребенком еще в период его внутриутробной жизни  и  полученного с молоком матери.
Грудные дети не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое вызывает сон. На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. К концу первого года здоровый ребенок хорошо понимает речь возрослых и сам произносит 5—10 простых слов.
У грудных детей энергично развиваются мышцы туловища и нижних конечностей. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, может стоять на ножках, учится ходить, но движения его еще недостаточно координированы.
Преддошкольный, или ясельный, период характеризуется несколько замедленным темпом роста и развития ребенка. Наличие зубов, увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.
На втором году жизни у ребенка интенсивно формируются органы опоры и движения, улучшается координация движения, дети начинают самостоятельно ходить, бегать. Это, в свою очередь, создает большую возможность общения не только со здоровыми, но и с больными детьми. Но в связи с тем что пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, с возрастом ослабевает, появляется угроза возникновения у него инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и т. п.). Однако возникновение острых и хронических нарушений пищеварения в этом возрасте наблюдается реже, чем у детей первого года жизни.
Дошкольный период отличается замедленным темпом роста ребенка. В этом периоде продолжают развиваться мышечная ткань и иннервационный аппарат мышц, благодаря чему дети уже могут выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений.
Усложняется деятельность второй сигнальной системы, запас слов, используемых ребенком, значительно обогащается. Отдельные фразы и слова ребенок усваивает путем подражания, и развитие правильной речи его зависит от того, насколько правильна речь окружающих ребенка людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедленное развитие речи у ребенка.
У детей дошкольного возраста отмечается устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания пищевого канала возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям они подвергаются чаще. Особенно интенсивно развивается зрение у дошкольников, а при неблагоприятных условиях   может развиться миопия.
Школьный период характеризуется продолжающимся развитием всех органов и систем у детей и подростков: молочные зубы заменяются постоянными, костная часть позвоночного столба растет энергичнее, чем хрящевая, происходит усиленное развитие мышечной ткани.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.